Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийская конференция «Моя педагогическая инициатива в условиях внедрения ФГОС второго поколения»
“Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика, где во главу угла становится личность”
И. С. Якиманская
Изменяющиеся социально-экономические условия развития общества определили характер парадигмы современной педагогической системы, особенностью которой является самостоятельность в осмыслении и в создании педагогического опыта, ориентация субъектов деятельности на творческий поиск.
Проблема дифференцированного обучения не является новой для отечественной и зарубежной педагогической науки и практики
Дифференцированное обучение и воспитание в подлинном смысле — приоритет личностно развивающей школы, в которой воспитательная деятельность становится ведущей функцией. Такое учебно-воспитательное учреждение предоставляет воспитаннику возможности для формирования способности к смыслопоиску, творчеству, рефлексии; волевой регуляции, самостоятельности, ответственности и других важных качеств. Главная цель личностно развивающей школы — способствовать обретению школьником личностного нравственного опыта, становлению жизненного социального и профессионального самоопределения.
В личностно развивающей школе образовательный процесс предстает как деятельность, в которой особая роль принадлежит педагогической поддержке и помощи в сфере самоорганизации и самоутверждения личности.
Гуманистическая парадигма данной системы состоит, на наш взгляд, в том, что человеку как носителю природных ценностей дается возможность самореализации: школа предоставляет личности образовательные услуги, а личность выбирает собственную траекторию образования.
Реализация индивидуального подхода в обучении позволяет в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о характере каждого из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения; получить возможность объяснить поступок и отношение к учебе в целом.
В дидактике нет готовых рецептов на все случаи жизни по реализации данного принципа, т. к. сама проблема индивидуального подхода в обучении носит творческий характер.
При внедрении дифференцированного обучения необходимо создать условия его осуществления:
Анализ литературы и периодики позволяет выделить 4 уровневые модели дифференцированного обучения в системе “Учитель- ученик” :
И если современный ученик является равноценным , равнозначным субъектом, у которого хочется приобщиться, присвоить ценности, то у педагога формируется потребность диагностировать происходящие в ученике и в нём самом изменения. Именно в этом случае методы педагогической диагностики (наблюдение, беседы, анкеты, опросники, которые встроены в деятельность) будут выполнять не только функцию методов, но, и станут средством самосовершенствования педагогической деятельности. Поскольку поставить новую цель грамотный педагог сможет только в результате диагностики, а данные которые он получит в результате исследования - это средство постановки цели.
Построение педагогом дифференцированного обучения в современной развивающейся школе требует применения межсубъектных технологий обучения и воспитания, главные принципы которых:
Таким образом, истинная дифференциация обучения требует от педагога применения межсубъектных технологий, духовная ценность которых заключается, прежде всего, в изменении взгляда на ученика, который является не только “ученическим человеком” (Ананьев Б.Г.), но и полноценной человеческой личностью.
Обращение к ученику как к человеку, создание условий для развития естественных диалоговых и человеческих отношений, “очеловечивание” содержания обучения и воспитания развивают гуманитарный тип мышления учителя и способствуют инновационному преобразованию школы в целом.
Основу нестандартных технологий диалогического взаимодействия составляет общение как ценность, как творчество, как совместный поиск истины педагогом и учащимися на уроке. Опыт последних лет доказывает, что проектирование уроков с диалогической направленностью позволяет преодолеть излишнюю декларативность и односторонность в содержании обучения, а также формализм и неестественность в отношениях учителя и учащихся.
Использование межсубъектных технологий диалога помогает человеку стать тем, кем он может и способен стать. Философия педагогического действия в данном случае максимально раскрепощает личность, освобождает ее от условностей, ограничений, шаблонов, требует создания условий, оптимально способствующих индивидуальной самореализации учащихся.
Предлагаемые инновационные модели диалоговых технологий обучения, как целостно, так и фрагментарно, могут быть использованы в образовательном процессе. Они так же могут служить своеобразной точкой отсчета для создания других (авторских) моделей диалогического взаимодействия субъектов.
Модель урока – урок свободного общения.
Гуманитарная сила этих уроков развивается благодаря непрерывному разговору и свободному общению ученика с книгой, сверстниками, учителем.
Модель урока – урок-исследование.
Данный урок может проектироваться на различном содержательном материале: литературно-поэтическом, естественно-научном и др. Это может быть и анализ поэтических произведений в среднем звене школы, и исследование текста литературного произведения в старших классах.
Модель урока – урок-встреча.
На уроки-встречи могут быть приглашены люди науки, искусства, просвещения, производства, участники войны, известные люди города, а также родители, близкие учащихся. Важное условие организации такого урока — его идея должна исходить от самих учащихся.
Модель урока – урок вопросов учителю.
Главное назначение таких уроков или фрагментов уроков в том, чтобы учить учащихся не только отвечать на вопросы, но, главное, учить задавать и формулировать вопросы. Поощрением за интересный вопрос учитель стимулирует познавательную активность и субъектную позицию школьника.
Модель урока – урок-конференция.
В зависимости от интересов и увлечений школьников учитель предлагает им подготовить доклады или сообщения на урок, исходя из индивидуальных способностей и расположенности к какому-то виду деятельности.
Модель урока — урок спора с учителем.
Задачи данного урока: — побуждать учащихся к аргументированному, логическому, доказательному спору; — способствовать развитию потребности переживать радость познания истины.
Модель урока – урок разговора с самим собой.
Модель урока-разговора с самим собой направлена на развитие процессов самообщения, внутреннего диалога, внутренней речи, а также на предоставление школьникам широких возможностей письменно рассказывать о своих впечатлениях, мыслях, чувствах, переживаниях, отношениях и оценках.
Гуманистическая позиция педагога заключается в том, что он принимает ученика одновременно таким, каков он есть, и каким он может и должен стать. Тогда новое информационное пространство межсубъектных технологий диалога включается в структуру жизнедеятельности личности. А личность, полноценно “проживая” единение с учителем, сверстниками, окружающей атмосферой, диалогически общается с жизнью, находясь одновременно в реальном и опережающем процессах саморазвития.
Таким образом, приоритет интересов человеческой личности предполагает создание личностно ориентированных моделей обучения и воспитания, то есть осознанно развиваемой педагогическим коллективом личности ученика, обладающего желаниями и потребностями, чувствами, собственным внутренним потенциалом саморазвития и самоорганизации, собственным темпом созревания и развития. В связи с этим реальная включенность педагогов в творческий процесс педагогического проектирования и реализации учебно-воспитательных задач на современном уровне требует иных профессиональных психологических позиции, радикальной переориентации школы на создание педагогической среды, способствующей наиболее полной актуализации творческих потенциалов личности педагога и ученика.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.