Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийская конференция «Моя педагогическая инициатива в условиях внедрения ФГОС второго поколения»
Разнообразие форм взаимодействия с родителями способствует эффективности, результативности и стабильности коррекционно-развивающих занятий логопеда. На логопедических занятиях в школе исправляются речевые недостатки, которые препятствуют успешному освоению программного материала. Сначала нормализуется звуковая сторона речи, а в дальнейшем осуществляется работа по овладению детьми навыками полноценного чтения и письма. Внедрённые разнообразные формы работы с родителями (индивидуальные и групповые консультации, совместные занятия, проектная деятельность, выступление на собраниях), оформление информационных стендов для родителей, размещение рекомендации на сайте школы и в социальных сетях ведёт к успешному преодолению проблем в развитии речи.
На индивидуальных и групповых консультациях с родителями обговариваются вопросы о речевом развитии ребенка, рекомендуются упражнения и задания на постановку или закрепление звуков. А также даются рекомендации по развитию фонематических и лексико-грамматических процессов, показываются упражнения на правильное и осознанное чтение, профилактику письменных ошибок.
Трудно только в условиях школьного логопункта закрепить приобретённые знания, умения и навыки. Необходимо взаимодействие логопеда, учителя и родителей. Так как ни один уровень образования не может быть в полной мере результативным, если нет помощи семьи, то создание и воплощение таких форм работы с родителями как проект и совместные занятия родителей со своими детьми является актуальным.
Совместные логопедические занятия детей с их родителями можно проводить как обучающие, а можно как обобщающие при выпуске из логопункта. В условиях школьного логопункта корригируются различные отклонения в речевом развитии, которые препятствуют формированию полноценной учебной деятельности, а закрепление полученных знаний и навыков ложится на плечи родителей. Но не зря в народе говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», поэтому возникла идея проводить совместные логопедические занятия детей с их родителями. Цель этих занятий – научить взрослых слышать своих детей, замечать нарушения речи и корректно их исправлять. Также на этих занятиях родители выполняют такие задания и упражнения вместе со своими детьми, которые они могут делать дома. Детям очень нравится быть в одной команде со своими близкими. Такие мероприятия могут проходить не только в школе, но и на территориях социальных партнеров.
Опыт совместных занятий говорит о многообразии и эффективности использования этой формы работы с родителями обучающихся с особыми образовательными потребностями при развитии и расширении академических и жизненных компетенций. Конечно возникает много трудностей, особенно организационного характера. Сложно определить время, удобное всем взрослым и детям, найти место, мотивировать участников мероприятия, подобрать материал, интересный и познавательный для всех. Но когда, после занятия, видишь блеск в глазах и слышишь слова благодарности, то понимаешь, что всё было не зря!
В условиях нашего школьного логопункта практикуется ещё одна форма активного взаимодействия с родителями – логопедические проекты. Они направлены на закрепление правильного произношения звуков в устной речи и при чтении, развитие навыков построения связного высказывания, творческих способностей, сотрудничества между обучающимся, родителями, социальными партнёрами и учителем-логопедом. Данная форма работы позволяет привлечь взрослых к активному участию в коррекционном процессе. Совместно выполняя задания по подбору материалов с закрепляемым звуком, взрослые могут проконтролировать его у своих детей и тем самым помочь автоматизации данного звука. Составляя и прочитывая задания для наглядно-дидактического пособия, родители привлекают внимание детей к собственной речи, контролируют правильное и осознанное чтение своих школьников. Весь материал для закрепления поставленных звуков и совершенствованию навыков полноценного чтения и письма может пригодиться и другим обучающимся с подобным нарушением речи.
Реализация авторских логопедических проектов проходит при взаимодействии с социальными партнёрами: бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Государственным художественным музеем", МБУ "Городская централизованная библиотечная система". В рамках этого сотрудничества проводятся музейные и библиотечные занятия не только в образовательной организации, но и на территориях социальных партнеров. Это вызывает интерес у детей и у взрослых. Ученики вместе со своими родителями изготавливают разные поделки, участвуют в мастер-классах, экскурсиях. Всё это позволяет не только уточнять, развивать и усовершенствовать оформление устной речи; расширять, обогащать и активизировать словарь, но и приобщать к духовному и культурному наследию нашего народа.
Опыт реализации логопедических проектов позволяет сделать вывод о том, что использование этой формы работы с родителями обучающихся с ОВЗ позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающих занятий, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, оказывает положительное влияние на формирование навыков жизненной компетенции.
Во время использования вышеизложенных форм работы с родителями повысилась заинтересованность учеников в логопедических занятиях и эффективность этих занятий, а так же оптимизировалось закрепление полученных результатов в повседневной жизни.
Подробные конспекты некоторых занятий с родителями, представленных выше, можно найти на моей странице этого сайта.
Все эти мероприятия могут быть рекомендованы для широкого применения в начальной школе учителям-логопедам, педагогам-психологам, учителям начальных классов и другим специалистам службы ППМС- сопровождения.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.