Регистрация

Формы логопедических занятий с обучающимися с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС второго поколения

  • 25 февраля 2021

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийская конференция «Моя педагогическая инициатива в условиях внедрения ФГОС второго поколения»


Формы коррекционно-развивающих занятий логопеда в начальной школе с обучающимися с особыми образовательными потребностями в условиях внедрения ФГОС второго поколения

Основываясь на Приказе Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» все коррекционно-развивающие занятия проходят с обучающимися с особыми образовательными потребностями во внеурочное время, согласно рекомендациям ТПМПК. (2.9.3. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР).

Чем многообразнее будут формы взаимодействия учеников и педагогов, тем эффективнее и устойчивее будет итог логопедической работы. Остановлюсь на одной из форм коррекционно-развивающих занятий логопеда в начальной школе с обучающимися с особыми образовательными потребностями в условиях внедрения ФГОС второго поколения. Это полинарные занятия.

Проанализировав рекомендованные направления коррекционно-развивающей работы, выявлено, что преобладающее число обучающихся, нуждающихся в помощи и педагога-психолога, и учителя-логопеда. Так же многим рекомендован и учитель-дефектолог.  Приложение 5.

Результаты мониторинга последних лет указывают на увеличение обучающихся с ОВЗ и нуждающихся в коррекционно-развивающих занятиях сразу нескольких специалистов. Для комплексного решения этой проблемы в начальной школе подходят полинарные занятия с обучающимися с особыми образовательными потребностями.

Их особенностью является интеграция знаний и умений из разных областей для решения одной задачи. Проводят полинарные занятия сразу несколько педагогов. Это позволяет развивать компоненты речи и мыслительные процессы, различные навыки и познавательный интерес, расширять кругозор.

Подобные занятия вызывают особый интерес учеников, помогает им социализироваться и адаптироваться в новой обстановке, с новыми людьми, что очень важно для данной группы детей. Каждый учитель на занятии проводит свою часть, отрабатывая определенные компетенции. В то же время все задания, упражнения и беседы определены одной темой.

Ниже приведены варианты полинарных занятий с обучающимися третьих классов, которые были проведены на базе нашей школы.

Полинарное занятие «Безопасный интернет». Авторы занятия: учитель информатики, педагог-психолог и учитель-логопед. Благодаря такому взаимодействию учителей удалось на протяжении всего занятия отработать не только навыки безопасных действий при использовании сети Интернет, но и расширить кругозор обучающихся, обогатить и активизировать словарный запас по данной теме, закрепить правильное и осознанное чтение, развить внимание, зрительную и слуховую память, мыслительные операции. Приложение 1.

Следующее занятие «День Словаря» готовили педагог-библиотекарь, учитель-логопед и педагог-психолог. В результате данного сотрудничества педагогов третьеклассники побывали на мини-выставке в библиотеке, научились работать со словарями, отработали выразительное и осознанное чтение, развили связную речь и познавательные интересы. Приложение 2.

Полинарное занятие, посвященное Дню защитника Отечества, учитель-логопед и педагог-психолог проводили совместно с педагогом из МБУ ДО «Патриот». В ходе данного мероприятия прошли конкурсы-этапы с целью военно-патриотического воспитания через различные логопедические и психологические упражнения и задания. Приложение 3.

Полинарное занятие, посвященное Дню защитника Отечества

Ещё одно полинарное занятие «Безопасные каникулы» было разработано сразу двумя педагогами-психологами и учителем-логопедом. Целью этого занятия было уточнение и расширение знаний о безопасном поведении во время каникул, развитие познавательной сферы и всех компонентов речи. На протяжении всего занятия развивались и совершенствовались эмоционально-волевые и коммуникативные способности обучающихся. Приложение 4.

Опыт проведения полинарных занятий позволяет сделать вывод о том, что использование этой формы работы с обучающимися с ОВЗ позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающих занятий, заинтересованность учеников в этих занятиях, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, оказывает положительное влияние на формирование навыков жизненной компетенции.

Подробные конспекты некоторых полинарных занятий, представленных выше, можно найти на моей странице этого сайта. Все эти занятия могут быть рекомендованы для широкого применения в начальной школе учителями-логопедами, педагогами-психологами, учителями начальных классов и другими специалистами.

Список используемых источников:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Приложение № 5. Требования к АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.   https://base.garant.ru/70862366/

5 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 20)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена 22.09.2021 в 06:26

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Калюжная Светлана Валерьевна 24.09.2021 в 08:34

Здравствуйте, Елена Владимировна. Спасибо за Ваше внимание к моей работе «Формы логопедических занятий с обучающимися с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС второго поколения». Буду очень рада, если мои наработки помогут Вам сделать занятия разнообразнее и эффективнее. Надеюсь, что и другие статьи и конспекты, опубликованные на моей странице, Вам тоже пригодятся.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!