Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийская конференция «Моя педагогическая инициатива в условиях внедрения ФГОС второго поколения»
Программа коррекционной работы логопеда для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с использованием методических рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, которые препятствуют освоению основной образовательной программы начального общего образования.
В системе образования обучающихся с проблемами в речевом развитии логопедическая работа в школе является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Проблемы в развитии устной и письменной речи отрицательно сказывается на усвоении школьной программы.
Коррекционно-развивающий курс «Развитие всех компонентов устной и письменной речи» направлен на реализацию системы логопедической помощи обучающимся в освоении основной общеобразовательной программы, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Данный курс представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающий полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка младшего школьного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а так же его социализации.
Программа коррекционной работы позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Данный курс способствует реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).
Общая характеристика коррекционно-развивающего курса «Развитие всех компонентов устной и письменной речи»
Цель курса: коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности (освоение детьми образовательной программы) и дальнейшей социализации.
Задачи курса:
Основными направлениями логопедической работы является:
Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности.
Характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся общеобразовательной школы (см. в приложении)
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.
Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.
В случае необходимости уточнения диагноза учащиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем - логопедом в соответствующее лечебно - профилактическое учреждение для обследования врачами специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого - медико - педагогическую комиссию.
Ответственность за обязательное посещение учащимися занятий в логопедическом пункте несут учитель - логопед, классный руководитель, руководитель общеобразовательного учреждения, родители.
Место коррекционно-развивающего курса «Развитие всех компонентов устной и письменной речи» в учебном плане
Коррекционный курс развития всех компонентов устной и письменной речи направлен на реализацию системы логопедической помощи обучающимся способствующей освоению основной общеобразовательной программы.
Данный курс представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающий полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка младшего школьного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а так же его социализации.
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.
Личностные метапредметные и предметные результаты освоения коррекционно-развивающего курса «Развитие всех компонентов устной и письменной речи» (см. в приложении)
Содержание коррекционно-развивающего курса «Развитие всех компонентов устной и письменной речи»
Цель: Преодоление отклонений в развитии устной и письменной речи обучающихся и проведение коррекционно-развивающей работы по профилактике всех видов дисграфии и дислексии детей для дальнейшей их социализации
Задачи: Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;
Условия реализации программы
Нормативно-правовое обеспечение:
Программно-методическое обеспечение
Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и выстроить систему индивидуальной коррекционной работы.
Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1996, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность.
При планировании занятий с детьми с фонетико–фонематическим и общим недоразвитием речи используются методические материалы, предложенные в пособиях Ефименковой Л.Н., Козыревой Л.М., Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н.
Программно-методическим обеспечением структурного компонента логопедических занятий по развитию психических процессов и формированию универсальных учебных действий является психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1 – 4 классов (Локалова Н.П.)
Этапы реализации программы (см. в приложении)
1 класс
Количество часов на первое полугодие: 42 часа
Количество часов на второе полугодие: 46 часов
Всего 88 часов; в неделю 3 часа.
К концу обучения обучающиеся должны знать:
— артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы родного алфавита;
— признаки гласных и согласных звуков;
— твердые и мягкие согласные звуки и буквы, их обозначающие;
— звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие;
— термины: звук, буквы, звонкий, глухой и т.д.;
— графическое изображение смешиваемых звуков.
К концу обучения обучающиеся должны уметь:
— различать гласные и согласные звуки;
— различать твердые и мягкие звуки;
— различать акустически близкие звуки;
— различать звонкие и глухие согласные звуки;
— обозначать смешиваемые звуки схематично;
— производить фонетический разбор;
— подбирать слова на заданный звук;
— объяснять значения слов паронимов;
— дифференцировать смешиваемые звуки на всех этапах в устной и письменной речи;
— писать слуховые и зрительные диктанты;
— пользоваться смешиваемыми звуками в самостоятельной речи.
2-4 классы
Количество часов на первое полугодие: 42 часа.
Количество часов на второе полугодие: 49 часов.
Всего 91 час; в неделю 3 часа.
К концу обучения обучающиеся должны знать:
- артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы родного алфавита;
- признаки гласных и согласных звуков;
- твердые и мягкие согласные звуки и буквы, их обозначающие;
- звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие;
- артикуляционно и акустически близкие звуки и буквы, их обозначающие;
- термины: артикуляция, звук, буквы, звонкий, глухой и т.д.;
- графическое изображение смешиваемых звуков.
К концу обучения обучающиеся должны уметь:
- различать гласные и согласные звуки;
- различать твердые и мягкие звуки;
- различать акустически близкие звуки;
- различать звонкие и глухие согласные звуки;
- подбирать слова на заданный звук;
- обозначать смешиваемые звуки схематично;
- дифференцировать смешиваемые звуки на всех этапах в устной и письменной речи;
- писать слуховые диктанты;
На третьем этапе происходит восполнение пробелов в формировании связной речи:
К концу обучения обучающиеся должны знать:
- способы словообразования;
- состав слова;
- термины: слово, словосочетание, текст, предложение; родственные слова, предлоги; пересказ, тема рассказа, план и т.д.
К концу обучения обучающиеся должны уметь:
- ставить ударения в словах;
- подбирать однокоренные слова;
- образовывать слова разными способами словообразования;
- грамматически правильно строить предложения;
- устанавливать логическую последовательность в высказываниях;
- пересказывать текст;
- писать слуховые и зрительные диктанты;
- пользоваться смешиваемыми звуками в самостоятельной речи.
Содержание коррекционно-развивающего курса «Развитие всех компонентов устной и письменной речи» (см. в приложении)
Требования к материально-техническим условиям
При реализации коррекционно-развивающего курса «Развитие всех компонентов устной и письменной речи» должны быть созданы условия для функционирования информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Кабинет оборудован партами, регулируемыми в соответствии с ростом учащихся, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу. Каждый учитель должен иметь возможность проводить уроки в соответствии с современными требованиями информатизации образовательной организации, используя видео- и аудиотехнику.
Оборудование логопедического кабинета (см. в приложении)
Компьютер, мультимедиа - проектор, экран, колонки. Магнитная доска. Магниты. Настенное зеркало. Зеркала по количеству учеников. Касса букв. Индивидуальные кассы букв. Карточки с индивидуальными заданиями, бланковые методики. Речевой и картинный материал по звукопроизношению и лексическим темам. Дидактические речевые игры. Наглядно-иллюстративный, демонстрационный и раздаточный материал, систематизированный по темам.
Учебно-методическая и справочная литература: (см. в приложении)
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.