Регистрация

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса логопеда

  • 9 июля 2020

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийская конференция «Моя педагогическая инициатива в условиях внедрения ФГОС второго поколения»


Программа коррекционной работы логопеда для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с использованием методических рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г.,  Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, которые препятствуют освоению основной образовательной программы начального общего образования.

В системе образования обучающихся с проблемами в речевом развитии логопедическая работа в школе является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Проблемы в развитии устной и письменной речи отрицательно сказывается на усвоении школьной программы.

Коррекционно-развивающий курс «Развитие всех компонентов устной и письменной речи» направлен на реализацию системы логопедической помощи обучающимся в освоении основной общеобразовательной программы, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. 

Данный курс представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающий полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка младшего школьного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а так же его социализации.

Программа коррекционной работы позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Данный курс способствует реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).

Общая характеристика коррекционно-развивающего курса «Развитие всех компонентов устной и письменной речи»

Цель курса: коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности (освоение детьми образовательной программы) и дальнейшей социализации.

Задачи курса:

  • Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи).
  • Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями).
  • Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.
  • Работа над слоговой структурой слова.
  • Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному).
  • Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...).
  • Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…).
  • Развитие грамматического строя речи.
  • Развитие графомоторных умений, обучение грамоте.

Основными направлениями логопедической работы является:

  • диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи); 
  • диагностика и коррекция лексической стороны речи;
  • диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
  • коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;
  • коррекция нарушений чтения и письма. 

Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности.

Характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся общеобразовательной школы (см. в приложении)

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.

Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

В случае необходимости уточнения диагноза учащиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем - логопедом в соответствующее лечебно - профилактическое учреждение для обследования врачами специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого - медико - педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение учащимися занятий в логопедическом пункте несут учитель - логопед, классный руководитель, руководитель общеобразовательного учреждения, родители.

Место коррекционно-развивающего курса «Развитие всех компонентов устной и письменной речи» в учебном плане

Коррекционный курс развития всех компонентов устной и письменной речи направлен на реализацию системы логопедической помощи обучающимся способствующей освоению основной общеобразовательной программы.

Данный курс представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающий  полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка младшего школьного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а так же его социализации.

Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.

Личностные метапредметные и предметные результаты освоения коррекционно-развивающего курса «Развитие всех компонентов устной и письменной речи» (см. в приложении)

Содержание коррекционно-развивающего курса «Развитие всех компонентов устной и письменной речи»

Цель: Преодоление отклонений в развитии устной и письменной речи обучающихся и проведение коррекционно-развивающей работы по профилактике всех видов дисграфии и дислексии детей для дальнейшей их социализации

Задачи: Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;

  • Определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;
  • Создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  • Организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.

Условия реализации программы

Нормативно-правовое обеспечение:

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598
  • Приказ Минобразования РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по ООП- общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
  • Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
  • Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  • Положение о логопедическом пункте муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Ханты-Мансийска (Приложение 1 к письму Департамента Администрации г. Ханты-Мансийска от 19.04.2013г. № 334)
  • Приказ об утверждении порядка работы территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Ханты-Мансийска от 18.02.2014 г. № 148
  • Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», 2.4.2.2821 – 10 утвержденные Главным санитарным врачом Российской Федерации 29 декабря 2010 г., зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011г. № 1993
  • Должностная инструкция учителя – логопеда муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №8" г. Ханты-Мансийска

Программно-методическое обеспечение

Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и выстроить систему индивидуальной коррекционной работы.

Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1996, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность.

При планировании занятий с детьми с фонетико–фонематическим  и общим недоразвитием речи используются методические материалы, предложенные в пособиях Ефименковой Л.Н., Козыревой Л.М., Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н.

Программно-методическим обеспечением структурного компонента логопедических занятий по развитию психических процессов и формированию универсальных учебных действий является психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1 – 4 классов (Локалова Н.П.)

Этапы реализации программы (см. в приложении)

1 класс

Количество  часов на первое полугодие: 42 часа

Количество часов на второе полугодие: 46 часов

Всего 88 часов; в неделю 3 часа.

К концу обучения обучающиеся должны знать:

— артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы родного алфавита;

— признаки гласных и согласных звуков;

— твердые и мягкие согласные звуки и буквы, их обозначающие;

— звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие;

— термины: звук, буквы, звонкий, глухой и т.д.;

— графическое изображение смешиваемых звуков.

К концу обучения обучающиеся должны уметь:

— различать гласные и согласные звуки;

— различать твердые и мягкие звуки;

— различать акустически близкие звуки;

— различать звонкие и глухие согласные звуки;

— обозначать смешиваемые звуки схематично;

— производить фонетический разбор;

— подбирать слова на заданный звук;

— объяснять значения слов паронимов;

— дифференцировать смешиваемые звуки на всех этапах в устной и письменной речи;

— писать слуховые и зрительные диктанты;

— пользоваться смешиваемыми звуками в самостоятельной речи.

2-4 классы

Количество  часов на первое полугодие: 42 часа.

Количество часов на второе полугодие: 49 часов.

Всего 91 час; в неделю 3 часа.

К концу обучения обучающиеся должны знать:

- артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы родного алфавита;

- признаки гласных и согласных звуков;

- твердые и мягкие согласные звуки и буквы, их обозначающие;

- звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие;

- артикуляционно и акустически близкие звуки и буквы, их обозначающие;

- термины: артикуляция, звук, буквы, звонкий, глухой и т.д.;

- графическое изображение смешиваемых звуков.

К концу обучения обучающиеся должны уметь:

- различать гласные и согласные звуки;

- различать твердые и мягкие звуки;

- различать акустически близкие звуки;

- различать звонкие и глухие согласные звуки;

- подбирать слова на заданный звук;

- обозначать смешиваемые звуки схематично;

- дифференцировать смешиваемые звуки на всех этапах в устной и письменной речи;

- писать слуховые диктанты;

На третьем этапе происходит восполнение пробелов в формировании связной речи:

  1. Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания.
  2. Программирование смысловой структуры высказывания.
  3. Установление связности и последовательности его.
  4. Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения.

К концу обучения обучающиеся должны знать:

- способы словообразования;

- состав слова;

- термины: слово, словосочетание, текст, предложение; родственные слова, предлоги; пересказ, тема рассказа, план  и т.д.

К концу обучения обучающиеся должны уметь:

- ставить ударения в словах;

- подбирать однокоренные слова;

- образовывать слова разными способами словообразования;

- грамматически правильно строить предложения;

- устанавливать логическую последовательность в высказываниях;

- пересказывать текст;

- писать слуховые и зрительные диктанты;

- пользоваться смешиваемыми звуками в самостоятельной речи.

Содержание коррекционно-развивающего курса «Развитие всех компонентов устной и письменной речи» (см. в приложении)

Требования к материально-техническим условиям

При реализации коррекционно-развивающего курса «Развитие всех компонентов устной и письменной речи» должны быть созданы условия для функционирования информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Кабинет оборудован партами, регулируемыми в соответствии с ростом учащихся, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу. Каждый учитель должен иметь возможность проводить уроки в соответствии с современными требованиями информатизации образовательной организации, используя видео- и аудиотехнику.

Оборудование логопедического кабинета  (см. в приложении)

Компьютер, мультимедиа - проектор, экран, колонки. Магнитная доска. Магниты. Настенное зеркало. Зеркала по количеству учеников. Касса букв. Индивидуальные кассы букв. Карточки с индивидуальными заданиями, бланковые методики. Речевой и картинный материал по звукопроизношению и лексическим темам. Дидактические речевые игры. Наглядно-иллюстративный, демонстрационный и раздаточный материал, систематизированный по темам.

Учебно-методическая и справочная литература: (см. в приложении)

5 из 5 звезд
(голосов: 5, сумма баллов: 25)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!