Регистрация

Логопедическое занятие в 1 классе «Звуки с-сь. Буква С»

  • 21 марта 2017

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога дополнительного образования»


Предмет: Логопедическое занятие

Класс: 1 класс

Тема занятия: Звуки [с-с,], буква с.

Форма занятия: урок-игра

Используемые педагогические технологии и методы:

  • - ИКТ
  • - Игровые технологии
  • - Развивающее обучение
  • - Личностно-ориентированные технологии обучения
  • - Словесные методы
  • - Практические методы
  • - Наглядные методы
  • - Проблемно-поисковый метод

Цель занятия: Знакомство со звуками [с-с,] и буквой С.

Задачи занятия:

1. Коррекционно-образовательные:

  • - познакомиться с правильной артикуляцией звуков [с-с,] и с соответствующей буквой;
  • - развивать умения выделять данные звуки и соотносить их с буквой;
  • - закрепить навык чтения слогов, слов и предложений с данной буквой.

2. Коррекционно-развивающие:

  • - развивать фонематические процессы через выделение звуков в слове, через фонетическую разминку, через нахождения нужной картинки и определения места звука в слове, через выделение слов с нужными звуками, через определение мягкости и твёрдости согласных звуков, через придумывание слов на определённые звуки;
  • - мыслительные процессы через создание проблемных ситуаций, разгадывания загадок, через дидактическую игру «заселение домика», через запоминание слов с данными звуками;
  • - ориентировку в пространстве через дидактические игры «засели домик», «расставь буквы по местам», «собери картину», через работу с индивидуальными листами;
  • - осознанность и правильность чтения через чтение слогов, слов;

3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, к родному городу, к активному образу жизни; популяризация спорта.

Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, мультимедиа-проектор, экран, колонки; Презентация в программе Microsoft Office Power  Point; Индивидуальные листы, картинки, разрезанная картинка, медали, цветные карандаши, магниты. 

Список литературы:

  • 1. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М, 1991.  
  • 2. Крупенчук  О. И. Научи меня говорить правильно!: пособие по логопедии для детей и родителей.  – СПб.: издательский Дом «Литера», 2004.
  • 3. Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить: пособие для логопедов, воспитателей, родителей.  – М.: Вента-Графф, 2003.
  • 4. Нагаева Л.Г. Готовимся к школе. – СПб.: издательский Дом «Литера», 2008.
  • 5. Павлова Н.Н. Пишем и готовимся к школе: Учебное пособие. – М.: Махаон, 2010.
  • 6. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. СПб.: «Дельта», 1996.
  • 7. Соколенко Н.И. Посмотри и назови. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. - СПб.: «Библиополис», 1996.
  • 8.  Справочник школьного логопеда/ М.М. Аманатова, Н.Г. Андреева, О.М. Тосуниди. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Использованные Интернет ресурсы:

- Фотографии биатлонного центра и эмблемы биатлонных соревнований;

- Картинки с Интернет порталов: снеговик, смайлик, солнышко, солнце, осина, мосты, рысь, сосульки, снежинки, синица, заяц, лиса, лес, сосна, лось, собака.

Ход и содержание занятия.

I. Орг.момент. (Дети стоят у доски, у слайда)

- Вы знаете, что город Ханты-Мансийск знаменит разными спортивными состязаниями. Посмотрите на слайд и скажите, на какие соревнования я вас приглашаю? (слайд 2)

- Мы сегодня проведём логопедический биатлон.

- Что важно в настоящем биатлоне делать хорошо, чтобы добиться отличных результатов? (Быстро бегать и метко стрелять)

- А в логопедическом биатлоне нужно: чётко проговаривать звуки и правильно обозначать их буквами.

II. Определение темы и целей занятия.

- А вот какие звуки мы будем особенно правильно проговаривать и обозначать буквой, вы сейчас мне сами скажите.

- Как называют спортсменов, занимающихся биатлоном? (Биатлонисты)

- Какой предпоследний звук в слове биатлонист? ([с])

- Какой первый звук в слове спорт? ([с])

- Назовите парный по мягкости звук. ([с,])

- Готовы мне сказать, за правильным произношением каких звуков будем следить и  верно обозначать их буквой? ([с-с,]) (слайд 3)

III. Характеристика звуков. Отработка правильной артикуляции звуков.

- Давайте по нашим схемам охарактеризуем эти звуки. Это гласные или согласные звуки? (Согласные) (На слайде 3 появляется схема для характеристики звуков)

- Звонкие или глухие? (Глухие)

- Звук может быть твёрдым и мягким? Произнесите.

- Чтобы правильно произнести данные звуки, надо улыбнуться, язычок спрятать за нижние зубки, выдохнуть. Проконтролировать – выдыхаемая струя должна быть холодной. (Отработка правильной артикуляции звуков [с-с,])

- Стало так холодно, что появился мой помощник. Вы узнали его? (Появляется Снеговик) (слайд 4)

IV. Фонетическая разминка.

- Перед соревнованиями надо размяться. Разминку проводит Снеговик.

- Послушайте и отгадайте загадки. Определите место звуков [с-с,] в отгадках. (Звук в презентации)

   Отвечают по очереди и садятся на места.

1. Дом огромный там стоит и со всех сторон открыт.

   Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нем!   (Лес)

2. В лесу мне видеть довелось, как грыз кору могучий …(Лось)

3. Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,

    Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все … (Солнце)

4. Живёт под крылечком, а хвостик колечком. (Собака)

5. Зимой и летом зелена, стоит красавица …(Сосна)

(По мере отгадывания загадок на 4 слайде появляются картинки-отгадки)

- Хорошо размялись, можно сделать пробный выстрел.

   Стрелять будем по мишеням. Найдите мишени у себя на листках (приложение 1), (слайд 5).

- Закрасьте 1 мишень зелёным цветом, если вам было понятно и легко отгадывать загадки и определять место звуков в словах. Жёлтым – если было не всё легко и понятно, нужна небольшая помощь. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи

   (На 5 слайде закрашивается 1 мишень).

V. Выделение данных звуков в словах и определение места звука в слове.

- Бежим первый круг и смотрим, кто или что нам встретится на трассе. Выбегаем на поляну, находим картинку со звуком [с] или [с,]. Определяем место звука [с-с,] в слове. И возвращаемся на место. (Выполняют по очереди)

 (На поляне-доске картинки: синица, лиса, заяц, снежинки, сосульки, рысь, мосты)

- Почему осталась картинка зайца? (в названии картинки не звуков [с-с,])

- Закрываем следующую мишень (слайд 6).

Зелёным цветом, если вам было понятно и легко находить нужные картинки и определять место звука в словах. Жёлтым – если были небольшие затруднения, надо ещё потренироваться. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи (На 6 слайде закрашивается 2 мишень).

VI.  Знакомство с буквой С, определение твёрдости или мягкости данных звуков.

- Отправляемся на 2 огневой рубеж. Но сначала мы познакомимся с буквой, которой обозначают звуки [с-с,] на письме? (Буквой С (эс))    (На 6 слайде появляется буква С).

   Напишите в воздухе, по слайду эту букву, запомните в какую сторону её пишут.

 - Найдите на своих листах домик для букв С (эс). Как в любом доме здесь есть этажи и подъезды. Мы будем заселять по этажам. Сначала вспомним: каким цветом обозначают твёрдые согласные на схеме слова. (синим) Мягкие согласные? (зелёным)  (слайд 7)

- «Заселяем» самый верхний этаж. Слушаем 1-й звук в слове.

   Если в слове 1-й звук [с], то берём синий карандаш и пишем букву С синим цветом, если 1-й звук [с,], берём зелёный карандаш и пишем букву С зелёным цветом. (Синева, сова, сетка)

- Этажом ниже «живут» тоже буквы С. Слушаем последний звук в слове.

   Если в слове последний звук [с], то берём синий карандаш и пишем букву С синим цветом, если последний звук [с,], берём зелёный карандаш и пишем букву С зелёным цветом.

   (Ус, лосось, насос)

- «Заселяем» самый нижний этаж. Внимательно посмотрите на подъезды. В каждом подъезде  рядом написаны буквы разного цвета. Синяя буква не «живёт» рядом с синей, а зелёная буква не «живёт» рядом с зелёной. Подумайте, буквы какого цвета живут на нижнем этаже, напишите их. (на 7 слайде появляются нужные буквы)

VII. Чтение слогов.

- В гости к нашим согласным буквам С пришли гласные буквы. Сначала они пришли в 3 подъезд. Читаем, что получилось. (слайд 8)

- Потом гласные буквы пришли в 1 подъезд. Читаем (слайд 9).

- Закрываем следующую мишень зелёным цветом, если было легко и понятно писать нужные буквы и читать слоги. Жёлтым – если нужно ещё потренироваться правильно писать буквы и читать с ними слоги. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи (слайд 10).

VIII. Физминутка.

- Кто закрыл мишень, выходит на поляну. Сейчас мы потренируемся, как биатлонисты, делать несколько дел одновременно: чётко проговаривать стихотворение и выполнять движения.

- Есть на пальцах наших ногти,      

На руках — запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь      

И животик не забудь.

Бедра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове           

Уха два и мочки две.

Брови, скулы, и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри,

Губы, зубы — посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!

IX. Запись букв в нужные клетки и чтение слов.

- Пока бежим следующий круг, нужно записать буквы в те клетки, куда ведут дорожки. И прочитать, что нужно Снеговику для занятия биатлоном. Каждый работает на своем листке. (слайд 11).

- Читаем слова. Найдите и подчеркните буквы С.

- Зачем Снеговику нужна сила?

- А сосна?

- Снеговик, зачем тебе нужна сосна?

- Я буду отрабатывать меткость. Кидать в сосну снежки или шишки. (Звук в презентации, по щелчку)

- А мы будем отрабатывать меткость в стрельбе по мишеням.

- Закрываем следующую мишень зелёным цветом, если было легко и понятно расставлять буквы по местам и читать слова. Жёлтым – если нужно ещё потренироваться. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи (12 слайд).

X. Чтение предложений или слов, соотнесение их с картиной. Составление рассказа по картине.

- Бежим последний круг. Теперь вы, как команда биатлонистов, должны дружно собрать картинку на нашей поляне. (Работа с разрезанной картинкой)

  Посмотрите нам встретились дети, которые активно проводят свободное время. (13 слайд).

- Придумайте имена ребятам со звуками [с-с,] (Сима, Света, Соня, София, Светислава, Стёпа, Слава, Савелий, Стас, Люся, Максим... )

- Сейчас каждому нужно рассчитать свои силы для последнего задания: прочитать слова или целое предложение. Здесь находятся карточки со словами, а здесь с предложениями. Надо прочитать и сказать, подходят эти слова или предложения к нашей картине или нет.

   Кто готов читать слова - берёт карточку из этой стопки, кто готов читать предложения - берёт карточку из другой стопки. (приложение 2) (По очереди читают выбранную карточку и объясняют)

- А теперь вспомните слова и предложения, которые вы читали, посмотрите на картину и придумайте рассказ по ней.

- Закрываем последнюю мишень зелёным цветом, если было легко читать слова или предложения и составлять рассказ. Жёлтым – если нужно ещё потренироваться. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи (14 слайд.)

XI. Подведение итогов занятия. (В течение всего занятия проводилась рефлексия кажд. этапа)    

- Покажите свои мишени. Очень рада, что все мишени у вас закрыты.

- Какие новые звуки мы отрабатывали на занятие? Какими буквами они обозначаются на письме?

   - Понравился вам логопедический биатлон? Что понравилось? Что запомнилось? Чему научились?

- А теперь, как в конце любого соревнования, приглашаю всех на награждение. (15 слайд). (Вручаются медали всем участникам занятия). (Звук в презентации)

- Молодцы! Надо обязательно заниматься спортом или просто активно проводить своё свободное время с друзьями и родными. Не забывать тренировать язычок, правильно и внятно произносить звуки, а так же верно обозначать их на письме буквами. До встречи на следующих соревнованиях.

   - До свидания! До новых встреч! (Звук в презентации)

Презентация к занятию в 1 классе «Звуки с-сь. Буква С»

4.9 из 5 звезд
(голосов: 8, сумма баллов: 39)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 10.01.2020 в 10:23

Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Калюжная Светлана Валерьевна

Калюжная Светлана Валерьевна 13.01.2020 в 10:08

Елена Владимировна, здравствуйте. Спасибо за Ваше внимание к моей работе «Логопедическое занятие в 1 классе «Звуки с-сь. Буква С». Буду очень рада, если моя разработка поможет провести занятие с Вашими учениками в новой форме. Все занятия в форме логопедического биатлона проходят интересно, динамично и познавательно. Обучающимся очень нравится.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!