Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога дополнительного образования»
Предмет: Логопедическое занятие
Класс: 1 класс
Тема занятия: Звуки [с-с,], буква с.
Форма занятия: урок-игра
Используемые педагогические технологии и методы:
Цель занятия: Знакомство со звуками [с-с,] и буквой С.
Задачи занятия:
1. Коррекционно-образовательные:
2. Коррекционно-развивающие:
3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, к родному городу, к активному образу жизни; популяризация спорта.
Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, мультимедиа-проектор, экран, колонки; Презентация в программе Microsoft Office Power Point; Индивидуальные листы, картинки, разрезанная картинка, медали, цветные карандаши, магниты.
Список литературы:
Использованные Интернет ресурсы:
- Фотографии биатлонного центра и эмблемы биатлонных соревнований;
- Картинки с Интернет порталов: снеговик, смайлик, солнышко, солнце, осина, мосты, рысь, сосульки, снежинки, синица, заяц, лиса, лес, сосна, лось, собака.
Ход и содержание занятия.
I. Орг.момент. (Дети стоят у доски, у слайда)
- Вы знаете, что город Ханты-Мансийск знаменит разными спортивными состязаниями. Посмотрите на слайд и скажите, на какие соревнования я вас приглашаю? (слайд 2)
- Мы сегодня проведём логопедический биатлон.
- Что важно в настоящем биатлоне делать хорошо, чтобы добиться отличных результатов? (Быстро бегать и метко стрелять)
- А в логопедическом биатлоне нужно: чётко проговаривать звуки и правильно обозначать их буквами.
II. Определение темы и целей занятия.
- А вот какие звуки мы будем особенно правильно проговаривать и обозначать буквой, вы сейчас мне сами скажите.
- Как называют спортсменов, занимающихся биатлоном? (Биатлонисты)
- Какой предпоследний звук в слове биатлонист? ([с])
- Какой первый звук в слове спорт? ([с])
- Назовите парный по мягкости звук. ([с,])
- Готовы мне сказать, за правильным произношением каких звуков будем следить и верно обозначать их буквой? ([с-с,]) (слайд 3)
III. Характеристика звуков. Отработка правильной артикуляции звуков.
- Давайте по нашим схемам охарактеризуем эти звуки. Это гласные или согласные звуки? (Согласные) (На слайде 3 появляется схема для характеристики звуков)
- Звонкие или глухие? (Глухие)
- Звук может быть твёрдым и мягким? Произнесите.
- Чтобы правильно произнести данные звуки, надо улыбнуться, язычок спрятать за нижние зубки, выдохнуть. Проконтролировать – выдыхаемая струя должна быть холодной. (Отработка правильной артикуляции звуков [с-с,])
- Стало так холодно, что появился мой помощник. Вы узнали его? (Появляется Снеговик) (слайд 4)
IV. Фонетическая разминка.
- Перед соревнованиями надо размяться. Разминку проводит Снеговик.
- Послушайте и отгадайте загадки. Определите место звуков [с-с,] в отгадках. (Звук в презентации)
Отвечают по очереди и садятся на места.
1. Дом огромный там стоит и со всех сторон открыт.
Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нем! (Лес)
2. В лесу мне видеть довелось, как грыз кору могучий …(Лось)
3. Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все … (Солнце)
4. Живёт под крылечком, а хвостик колечком. (Собака)
5. Зимой и летом зелена, стоит красавица …(Сосна)
(По мере отгадывания загадок на 4 слайде появляются картинки-отгадки)
- Хорошо размялись, можно сделать пробный выстрел.
Стрелять будем по мишеням. Найдите мишени у себя на листках (приложение 1), (слайд 5).
- Закрасьте 1 мишень зелёным цветом, если вам было понятно и легко отгадывать загадки и определять место звуков в словах. Жёлтым – если было не всё легко и понятно, нужна небольшая помощь. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи
(На 5 слайде закрашивается 1 мишень).
V. Выделение данных звуков в словах и определение места звука в слове.
- Бежим первый круг и смотрим, кто или что нам встретится на трассе. Выбегаем на поляну, находим картинку со звуком [с] или [с,]. Определяем место звука [с-с,] в слове. И возвращаемся на место. (Выполняют по очереди)
(На поляне-доске картинки: синица, лиса, заяц, снежинки, сосульки, рысь, мосты)
- Почему осталась картинка зайца? (в названии картинки не звуков [с-с,])
- Закрываем следующую мишень (слайд 6).
Зелёным цветом, если вам было понятно и легко находить нужные картинки и определять место звука в словах. Жёлтым – если были небольшие затруднения, надо ещё потренироваться. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи (На 6 слайде закрашивается 2 мишень).
VI. Знакомство с буквой С, определение твёрдости или мягкости данных звуков.
- Отправляемся на 2 огневой рубеж. Но сначала мы познакомимся с буквой, которой обозначают звуки [с-с,] на письме? (Буквой С (эс)) (На 6 слайде появляется буква С).
Напишите в воздухе, по слайду эту букву, запомните в какую сторону её пишут.
- Найдите на своих листах домик для букв С (эс). Как в любом доме здесь есть этажи и подъезды. Мы будем заселять по этажам. Сначала вспомним: каким цветом обозначают твёрдые согласные на схеме слова. (синим) Мягкие согласные? (зелёным) (слайд 7)
- «Заселяем» самый верхний этаж. Слушаем 1-й звук в слове.
Если в слове 1-й звук [с], то берём синий карандаш и пишем букву С синим цветом, если 1-й звук [с,], берём зелёный карандаш и пишем букву С зелёным цветом. (Синева, сова, сетка)
- Этажом ниже «живут» тоже буквы С. Слушаем последний звук в слове.
Если в слове последний звук [с], то берём синий карандаш и пишем букву С синим цветом, если последний звук [с,], берём зелёный карандаш и пишем букву С зелёным цветом.
(Ус, лосось, насос)
- «Заселяем» самый нижний этаж. Внимательно посмотрите на подъезды. В каждом подъезде рядом написаны буквы разного цвета. Синяя буква не «живёт» рядом с синей, а зелёная буква не «живёт» рядом с зелёной. Подумайте, буквы какого цвета живут на нижнем этаже, напишите их. (на 7 слайде появляются нужные буквы)
VII. Чтение слогов.
- В гости к нашим согласным буквам С пришли гласные буквы. Сначала они пришли в 3 подъезд. Читаем, что получилось. (слайд 8)
- Потом гласные буквы пришли в 1 подъезд. Читаем (слайд 9).
- Закрываем следующую мишень зелёным цветом, если было легко и понятно писать нужные буквы и читать слоги. Жёлтым – если нужно ещё потренироваться правильно писать буквы и читать с ними слоги. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи (слайд 10).
VIII. Физминутка.
- Кто закрыл мишень, выходит на поляну. Сейчас мы потренируемся, как биатлонисты, делать несколько дел одновременно: чётко проговаривать стихотворение и выполнять движения.
- Есть на пальцах наших ногти,
На руках — запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы, и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы — посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!
IX. Запись букв в нужные клетки и чтение слов.
- Пока бежим следующий круг, нужно записать буквы в те клетки, куда ведут дорожки. И прочитать, что нужно Снеговику для занятия биатлоном. Каждый работает на своем листке. (слайд 11).
- Читаем слова. Найдите и подчеркните буквы С.
- Зачем Снеговику нужна сила?
- А сосна?
- Снеговик, зачем тебе нужна сосна?
- Я буду отрабатывать меткость. Кидать в сосну снежки или шишки. (Звук в презентации, по щелчку)
- А мы будем отрабатывать меткость в стрельбе по мишеням.
- Закрываем следующую мишень зелёным цветом, если было легко и понятно расставлять буквы по местам и читать слова. Жёлтым – если нужно ещё потренироваться. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи (12 слайд).
X. Чтение предложений или слов, соотнесение их с картиной. Составление рассказа по картине.
- Бежим последний круг. Теперь вы, как команда биатлонистов, должны дружно собрать картинку на нашей поляне. (Работа с разрезанной картинкой)
Посмотрите нам встретились дети, которые активно проводят свободное время. (13 слайд).
- Придумайте имена ребятам со звуками [с-с,] (Сима, Света, Соня, София, Светислава, Стёпа, Слава, Савелий, Стас, Люся, Максим... )
- Сейчас каждому нужно рассчитать свои силы для последнего задания: прочитать слова или целое предложение. Здесь находятся карточки со словами, а здесь с предложениями. Надо прочитать и сказать, подходят эти слова или предложения к нашей картине или нет.
Кто готов читать слова - берёт карточку из этой стопки, кто готов читать предложения - берёт карточку из другой стопки. (приложение 2) (По очереди читают выбранную карточку и объясняют)
- А теперь вспомните слова и предложения, которые вы читали, посмотрите на картину и придумайте рассказ по ней.
- Закрываем последнюю мишень зелёным цветом, если было легко читать слова или предложения и составлять рассказ. Жёлтым – если нужно ещё потренироваться. Красным – если очень трудно и не понятно без помощи (14 слайд.)
XI. Подведение итогов занятия. (В течение всего занятия проводилась рефлексия кажд. этапа)
- Покажите свои мишени. Очень рада, что все мишени у вас закрыты.
- Какие новые звуки мы отрабатывали на занятие? Какими буквами они обозначаются на письме?
- Понравился вам логопедический биатлон? Что понравилось? Что запомнилось? Чему научились?
- А теперь, как в конце любого соревнования, приглашаю всех на награждение. (15 слайд). (Вручаются медали всем участникам занятия). (Звук в презентации)
- Молодцы! Надо обязательно заниматься спортом или просто активно проводить своё свободное время с друзьями и родными. Не забывать тренировать язычок, правильно и внятно произносить звуки, а так же верно обозначать их на письме буквами. До встречи на следующих соревнованиях.
- До свидания! До новых встреч! (Звук в презентации)
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Елена Владимировна, здравствуйте. Спасибо за Ваше внимание к моей работе «Логопедическое занятие в 1 классе «Звуки с-сь. Буква С». Буду очень рада, если моя разработка поможет провести занятие с Вашими учениками в новой форме. Все занятия в форме логопедического биатлона проходят интересно, динамично и познавательно. Обучающимся очень нравится.