Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»
Содержание
Актуальность
Дошкольный возраст — важный период в жизни человека, так как в нем закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей, то он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.
Адекватной дошкольному возрасту творческой познавательной деятельностью является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре детьми осуществляется своеобразное моделирование социальных отношений между людьми, ориентировка в них и в общественных смыслах деятельности взрослых. Сюжетно-ролевая игра является одним из видов детской самостоятельной деятельности, интегрирующим многие достижения психического развития ребенка. В сюжетно-ролевой игре дети могут самостоятельно применять и творчески преобразовывать знания, представления, умения, приобретенные ими на занятиях и в повседневной жизни. Все это делает разнообразные детские игры важнейшим средством всестороннего воспитания дошкольников.
Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но сюжетно- ролевая игра его имеет более значительный смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к формированию нужных навыков и умений.
Теоретическое обоснование.
Необходимость воспитания у детей познавательных интересов убедительно доказывается результатами исследований, посвященных изучению особенностей образовательной работы с детьми младшего школьного возраста. Если обратиться, например, к анализу причин неуспеваемости и недисциплинированности учащихся младших классов, то определенную категорию среди таких учеников составляют «интеллектуально пассивные» дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной, мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» этих детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес (Л.С.Савина).
Благодаря познавательному интересу человек оказывается способен к длительному волевому усилию при решении различных умственных или практических задач. Познавательные интересы создают у человека уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску. В сферу познавательного интереса исследователи включают не только приобретаемые детьми знания, но и процесс овладения ими. Познавательный интерес не созерцателен, а продуктивен. Он активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействует эмоциональному подъему, развитию творчества.
Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.
Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие ребенка раскрыто в работах психологов (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца) и педагогов (Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Н.Я. Михайленко). Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе.
Опираясь на выше сказанное, в целях реализации ООП ДО и обеспечения качества образования была разработана «Развивающая ширма по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста для сюжетно- ролевых игр» позволяющая комплексно решать задачи социально-коммуникативного, познавательного, речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
Методологическая основа
Принципы отбора и структурирования содержания
Цели и задачи
Цель данного пособия:
Развитие познавательных интересов и способностей, познавательных процессов, интеллектуальное развитие на основе практических действий с сенсорными эталонами.
Многофункциональная напольная ширма помогает нам решать следующие основные задачи:
Содержание развивающей ширмы
Развивающая ширма направлена на комплексное решение задач социально-коммуникативного, познавательного, речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
Для изготовления каркаса ширмы использовали белые пластиковые трубы и уголки. Между собой каркасы соединяли специальными креплениями для пластиковых труб. Ткань на каркасы крепили липкими лентами, ширма на колесах, чтобы дети могли сами спокойно перемещать ширму.
Ширма разделена на секции. На каждой секции имеются карманы из ткани, где мы размещаем материал и липучки, на которые будет крепиться весь материал. Это позволяет удобно размещать материал и атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Магазин», «Мастерская» ,»Азбука дорожного движения», «Мы – юные пешеходы»и т.д, а также для дидактических игр «Одень Таню и Ваню по сезону» , «Дидактическое дерево», «Собери разные виды транспорта» . Игровую зону ширмы дети могут изменять сами, по своему усмотрению, закреплять с помощью пришитых липучек.
С помощью ширмы, возможно реализовать гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Дети, и мальчики и девочки, играя и общаясь вместе, могут проявлять и свои индивидуальные особенности, а также особенности присущие своему полу. Именно в сюжетно – ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения.
Дети могут разыгрывать разные сюжеты: «Мамины помощники», «Ждем гостей» и т.д.
Наличии ширмы способствует развитию мышления ребенка, стимулирует психические процессы и развивает творческую активность, создает условия для дальнейшего развития самостоятельной сюжетно – ролевой игры, ролевого игрового поведения и взаимодействия в игровой подгруппе.
За ширмой дети могут посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Используя ее, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мир. Этим простым способом осуществляется создание «своего» личного пространства.
Таким образом, использование напольной ширмы при организации игровой и образовательной деятельности дошкольников, позволяет обеспечить выполнение требований образовательных стандартов нового поколения, является эффективным развивающим средством.
Предполагаемый результат
Литература
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.