Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»
«Развитие познавательного интереса и творчества дошкольников посредствам сюжетно ролевой игры»
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
В соответствии с ФГОС игра является ведущим видом деятельности ребенка. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; через игру происходит развитие познавательного и творческого интереса.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми. Ей присущи эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, своеобразие содержания. Игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют жизнь взрослых. Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку, но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.
За основу в своей работе беру программу «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой.
Мною оформлены центры для игр «Поликлиника», «Детский магазин», «Парикмахерская», , «Шоферы», «Семья», «Почта» которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры. Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. С этой целью использую костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, в изготовлении, которых оказывают помощь родители).
Играя с детьми, создаю проблемные ситуации. Это побуждает детей обсуждать замысел, подбирать необходимые материалы для деятельности. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, я сама играю с детьми. В игре с детьми принимаю позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо-плохо, правильно- неправильно, ибо к игре они не применимы. В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускаю принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры. У детей нашей группы появляются коллективные игры, что создаёт возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. Играя с детьми в нашей группе, я обогащаю содержание игр, возникающих в группе, формирую умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения. Для решения этих задач я использую косвенные приёмы руководства: обогащаю знания детей в связи с темой возникшей игры. У детей средней группы часто одновременно возникает несколько игр на разные темы. В таких случаях я сначала помогаю детям расширить знания для одной игры, а затем постепенно перехожу к углублению содержания других.
Также я использую разнообразные приёмы формирования у детей умения организовать совместные игры. Проявляю интерес к играм детей и, задавая отдельным группам вопросы, постепенно приучаю детей обдумывать содержание игры, договариваться, распределять роли. При этом я использую короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры, о распределении ролей в ней, помогаю детям справедливо распределить роли, направляю внимание детей на подбор игрушек и т. д.
В этом возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для ребенка заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны.
У ребенка развивается содержание игры. В играх, наряду с действиями, начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки, развивается познавательный и творческий интерес. В играх находит отражение специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду и друг к другу в процессе труда.
Организуя игры с детьми развиваю у них самостоятельность и самоорганизацию, формирую умение договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.
Периодически предлагаю новую тему игры, при этом не навязываю сюжет детям, а стараюсь лишь возбудить интерес. Играя с детьми, замечаю изменения в их настроении, поведении и самочувствии.
Как можно чаще хвалю и поощряю каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре. В своей работе стараюсь, чтобы каждый ребёнок самореализовался в игре, проявил своё неповторимое творчество.
«Семья»
Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, умение классифицировать мебель, посуду. Расширять знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда. Закрепить знания о столовых предметах. Воспитывать внимательность , заботливость, ответственность. Расширить словарный запас : ввести понятия «праздничный обед», « сервировка», «именины».
«Магазин»
Цель: Научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: магазин игрушек, мебельный магазин, «продукты питания», «посуда».
«Шоферы»
Цель: Закрепление знаний и умений о труде шофера, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений в игре. Воспитание у детей уважение к труду шофера.
« Салон красоты»
Цель: Познакомить с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей. Закрепить знания детей о труде парикмахера, администратора, уборщицы.
«Автобус ( троллейбус)»
Цель: Закрепление знаний о труде водителя и кондуктора, ребята смогут сюжетную, творческую игру. Знакомить с правилами поведения в автобусе. Развитие интереса в игре. Воспитание уважения к труду водителя и кондуктора.
«Поликлиника»
Цель: вызвать интерес к профессии врача, медсестры: воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
«Почта»
Цель: расширить представления детей о почте и ее работниках (почтальон, операторы, водитель), их должностных обязанностях, форме, речи
«Моряки»
Цель: учить детей брать на себя и обыгрывать роли капитана, рулевого, матросов, моряков-рыбаков.
Работая с детьми в группе, создаю обстановку психологического комфорта и удовлетворения каждого ребёнка. В результате моей работы дети стали более активны, оживлены, свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, уверены и самостоятельны в игре.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.