Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский мастер-класс «Использование мультимедийных технологий в ДОУ»
Организованная образовательная деятельность (старшая группа)
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: Обобщить представления о птицах, полученные при наблюдениях за птицами.
Задачи:
Образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: наблюдения за птицами во время прогулок; рассматривание альбома «Птицы»; загадки, стихи о птицах; чтение В.Бианки «Синичкин календарь»; д/игры «Сложи картинку», «Найди лишнее», «Что сначала, что потом», «Найди, кого опишу», пальчиковые игры «Птицы», «Кормушка»; п/игры «Гуси, гуси», «Совушка-сова», «Перелёт птиц».
Воспитатель. Ребята, к нам прилетел попугай. Его зовут Кеша.
Кеша. Здравствуйте, ребята. Я живу в Африке, где нет зимы и снега. Расскажите мне, что такое зима.
Дети. Зима – чудесное время года. Зимой чистый воздух, много развлечений. весёлый праздник Новый год. Людей радует, бодрит мороз. У них есть тёплые дома, где можно обогреться, приготовить пищу.
Воспитатель. Скажите, почему перед наступлением зимы птицы улетают в тёплые края?
Дети. Потому что холодно и мало корма.
Воспитатель. Видите ли вы каких-нибудь птиц сейчас?
Дети. Да.
Воспитатель. Как называются птицы, которые остаются зимовать?
Дети. Зимующие птицы.
Воспитатель. Давайте в ходе дидактической игры «Кто здесь лишний?» назовём зимующих птиц.
Воспитатель показывает картинки (слайд №2), дети называют зимующих птиц и указывают, какие изображения ошибочны: картинки с перелётными птицами.
Воспитатель. Что общего у этих птиц в строении?
Воспитатель показывает модели из серии «Птицы» (слайд №3), дети называют отличительные особенности птиц.
Дети. У всех птиц есть две лапы, крылья и клюв, птицы покрыты перьями. Они высиживают яйца, из которых появляются птенцы.
Воспитатель. Чем больше всего отличаются птицы друг от друга?
Дети. Окраской, строением клюва.
Кеша. Молодцы, многое знаете о птицах. Давайте поиграем в игру «Где чей клюв?». Сможете ли вы угадать зимующую птицу по клюву?
Воспитатель проводит дидактическую игру «Где чей клюв?»: показывает картинку с изображением клюва (слайды №4, 5), дети описывают форму клюва и называют птицу.
Кеша. Молодцы, всех птиц назвали, ничего не перепутали. А скажите, для чего птицам клюв?
Дети. Для питания.
Воспитатель. Тяжело или легко находить птицам корм зимой?
Дети. Тяжело, и поэтому люди должны помогать птицам зимой, подкармливать их, оставлять небольшие отверстия под крышами, чтобы птицы могли погреться.
Воспитатель. Всё вы верно говорите. Я предлагаю подойти нам всем к нашей кормушке и посмотреть, какие птицы к ней прилетают и что едят. А пока мы будем идти, поиграем в игру «Что лишнее?». Я буду читать стихотворение, а вы топайте, если что не так.
С нами вместе птицы:
Голуби, синицы,
Мухи, воробьи… (мухи - насекомые).
Воспитатель.
С нами вместе птицы:
Голуби, куницы…(куницы - звери).
Воспитатель.
С нами вместе птицы:
Голуби, синицы,
Галки, воробьи,
Дятлы, комары…(комары - насекомые).
Воспитатель.
С нами вместе птицы:
Голуби, синицы,
Галки, воробьи,
Дятлы и вороны,
Совы, снегири.
У клестов зимой птенцы.
Все ребята – молодцы!
Вот мы и подошли к кормушке. Какая птица наблюдает за нами? Давайте отгадаем загадку и назовём её.
Дети отгадывают загадку, воспитатель показывает птицу (слайды №6,7)
Ребёнок. Так пою я:
«Зинь, зинь, танн,
Зинь, зинь, танн,
Скинь кафтан». (Синица)
Ребёнок. Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
Ребёнок. Птичка-невеличка ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей)
Ребёнок. Как снег бела,
Как сажа черна,
Вертлява, как бес,
Повертелась да в лес. (Сорока)
Ребёнок. Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно он будет мой. (Дятел).
Ребёнок. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голоском речистым, чистым
«Клё, клё, клё» поёт со свистом? (Клёст).
Воспитатель. Многое рассказали нам птицы о себе. А как же ночуют птицы?
Дети. Синицы ночуют в дуплах по нескольку птиц, а в сильные морозы даже не вылетают оттуда, воробьи – под крышами домов, тетерева и глухари в лесу спят в снегу.
Воспитатель Теперь давайте подумаем, все ли птицы едят одно и то же? Чем они питаются зимой? Есть ли у них любимое лакомство?
Дети.
Воспитатель. Да, птицы в природе живут своей жизнью, сами добывают себе пищу, защищаются от мороза, ветра, врагов. Скажите, можем ли мы вмешиваться в их жизнь и поступать с ними, как нам хочется?
Дети. Нет. Есть правила поведения по отношению к птицам.
Воспитатель показывает модели поведения (слайд №8), дети называют соответствующие правила.
Дети.
Воспитатель. Всё верно, ребята.
Ребёнок. Читает стихотворение Е.Благининой «Голодно, холодно…»
Голодно, холодно,
Галки, воробьи?
Голодно, голуби,
Гуленьки мои?
Прилетайте в гости,
Полны у нас горсти!
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте!
Гуль-гуль-гуль!
Воспитатель. Ребята, скажите, какими делами именно мы с вами могли бы помочь птицам перезимовать?
Дети. Мы можем птиц зимой подкармливать.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, птицы склевали весь корм, но здесь ещё что-то осталось. Что это?
Воспитатель достаёт объявление и зачитывает его.
ПОМНИ! НАСТАЁТ ТЯЖЁЛОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ПТИЦ!
НЕ ЖДИ ВЕСНЫ! НЕ ЗАБЫВАЙ ИХ ПОДКАРМЛИВАТЬ!
Воспитатель. Дети, поможем птицам прямо сейчас? Давайте украсим нашу кормушку для птиц, насыплем в неё свежего корма и повесим в нашем саду.
Чтобы размять наши пальчики перед серьёзной работой, поиграем в пальчиковую игру «Кормушка».
Много птиц к кормушке нашей прилетело?
Мы расскажем: (сжимают, разжимают кулачки)
Здесь синицы, воробьи (загибают пальцы)
Голуби и снегири,
Дятлы в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зернышек? (разводят руками)
Воспитатель показывает этапы изготовления кормушки и украшения её фигурками из солёного теста.
(Презентация «Кормушка из бросового материала»).
Воспитатель. Молодцы. Общими усилиями смастерили кормушку для птиц. Давайте насыплем в неё корма и во время прогулки повесим на дерево. Птички будут к нам прилетать, а мы будем за ними наблюдать.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.