Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»
Межидова Кристина Александровна, воспитатель МБДОУ №6 «Светлячок», г. Гаджиево
Доброжелательное образовательное пространство в ДОУ, на мой взгляд, должно в первую очередь обеспечивать эмоциональный комфорт детей и педагога. В этом году мы поставили перед собой задачу сделать предметно-пространственную среду группового помещения информационно насыщенной и открытой, ориентированной на поддержку личностного и творческого потенциала каждого ребенка. В доброжелательном пространстве нашей группы продуктивно используются возможности непосредственно детского сообщества.
Для создание комфортного окружающего пространства мы выбрали несколько векторов работы.
Использование технологии тайм-менеджмента на «утреннем круге»
Работая в образовании, мы часто слышим вопросы от своих подопечных: «Что мы сегодня будем делать? Будет ли сегодня физкультура?». Отталкиваясь от детской потребности знать свое расписание, мы обратились к технологии тайм-менеджмента. Тайм-менеджмент — это технология организации времени и повышения эффективности его использования.
Для того чтобы адаптировать данную технологию под детский возраст, мы создали своеобразную доску с расписанием детской деятельности на день. Была определена цель сформировать у детей знания о времени и навыки управления временем. Мы выделили конкретные обычные ежедневные дела, их последовательность и периодичность.
На доску тайм-менеджмента выставляются 2 типа дел: «обязательные» — которые нужно всегда делать в определённое время, это в основном занятия, — и «гибкие» - которые выбирают сами дети, в зависимости от желания, эмоционального состояния, потребностей на сегодняшний день. Также на доске есть указатель времени: карточки утро, день и вечер, напротив выставляются карточки утренних занятий, дневной и вечерней деятельности.
Ежедневно воспитатель с детьми на утреннем круге определяет план на день, выкладывает на доске тайм-менеджмента карточки-картинки дел. Бывает, что на данный вид деятельности нет заранее заготовленной карточки, например, один из детей предложил поэкспериментировать со льдом, тогда на помощь всегда придет маркер, и в схематичной форме воспитатель или ребенок может записать эксперимент на доску дел.
Доска тайм-менеджмента съемная, чтобы можно было обсудить текущие дела в группе, и располагается в помещении коридора. Таким образом, у родителей тоже есть возможность просмотреть, чем занимается ребенок в течении дня. Помимо этого, воспитатель может сделать на доске и запись для родителей, например, о том, что сегодня вечером будет проводиться олимпиада по математике.
Индивидуализация и полифункциональность пространства
Важной составляющей развития ребенка является образовательная среда, обеспечивающая индивидуализацию. Такая среда должна иметь условия для самостоятельного выбора и возможность самостоятельного движения в ней. Поэтому мы занялись созданием автодидактических пособий и соответственно подбор материала к ним.
Преимущества автодидактического материала в том, что он не требует постоянного присутствия взрослого и является стимулом для внутреннего самостоятельного развития ребенка.
1. В математическом центре – это схемы моделирования из деревянных кубиков, схемы конструирования из геометрических фигур, счетных палочек. Различные танграммы, схемы к блокам Дьенеша.
2. В центре сюжетно-ролевых игр «Дочки-матери», «Кафе», «Ресторан» «День рождения» - это книги рецептов. В рецептах представлены алгоритмы готовки знакомых блюд. Дети с удовольствием принимают роль повара, который, используя различные ингредиенты, готовит по рецепту вкусные блюда. Было создано дидактическое пособие из фетра «Кафе», в котором ребенок также учится пользоваться рецептами-алгоритмами приготовления сладких капкейков.
Чтобы организованная сюжетно-ролевая или театрализованная игра проживалась ребенком наиболее ярко, родителями нашей группы были изготовлены различные ширмы из пластиковых труб. Также была сделана вешалка из труб для тематической детской одежды.
3. В центре художественного творчества – это схемы последовательности рисования предметов, животных, птиц, насекомых. Также появились книги по лепке мультипликатора Рони Орена, где поэтапно в картинках показывается, как слепить того или иного животного.
Выставку детских работ мы перенесли из раздевалки в групповое помещение. Любую творческую работу, после занятия ли или после самостоятельной творческой деятельности, ребенок вывешивает на магнитные ленты, установленные на стене в группе.
Появились новые изобразительные материалы, позволяющие ребенку проявлять свой творческий потенциал и одновременно отрабатывать необходимые навыки. Дети активнее стали использовать акварельные краски, кисти, палитры для смешивания цветов. Теперь ребенок свободно может подойти к центру, подготовить свое рабочее место – положить скатерть для рисования, одеть фартук и приступить к рисованию по замыслу. В центре появились различные штампы, ленточки, блестки, наклейки, разноцветная бумага разного размера и формы и многое другое.
Эстетика пространства
Пространство группы, коридора, раздевалки оформляется детскими работами. Дети совместно с воспитателем создают тематические композиции, растяжки, выставки для украшения группы на осенний праздник, новый год, на 23 февраля и т.д. Дети ответственно относятся к таким заданиям и с удовольствием рассказывают родителям, как украшают группу.
Коридор оформляется детскими или совместными фотографиями с родителями на различные тематики: «Красное лето», «Мой любимый питомец», «Мой папа – храбрый воин». Дети не устают рассматривать и рассказывать о ярких событиях на фотографии.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Спасибо, Кристина Александровна, очень интересная работа, особенно про тайм-менеджмент для дошколят, обязательно возьму себе на заметку!