Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»
Рогозина Е.Н., воспитатель
Гаар Т.В., старший воспитатель
МДОУ Детский сад "Золотой ключик"
г. Железногорск-Илимский Иркутской области
«Box» – в переводе с английского «коробка» или «ящик».
В нашей группе есть такая волшебная коробка. На крышке рисунок полярного белого медведя и надпись крупными печатными буквами, внутри: веревка длиной 3 метра, деревянная палочка 10 см, упаковка манной крупы, листы глянцевого картона (белый и черный), какие-то картинки, схемы, трубочка для коктейля, детский крем…
Какое же отношение все эти очень интересные предметы имеют к белому медведю? Самое прямое!
«Познавательный бокс» – коробка, в которой находятся предметы, помогающие детям осознать, запомнить и накопить существенные признаки животного и некоторые факты из его жизни.
Преобладающим на ранних этапах детства является наглядно-действенное мышление, в его основе лежит процесс решения практических задач в условиях наблюдения и выполнения действий с предметами.
Наглядно-образное мышление появляется в возрасте 4-5 лет. Именно в этом возрасте ребёнок начинает ориентироваться в мире простейших знаков, символов и схем.
Промежуточным звеном между образным и логическим мышлением является образно-схематическое мышление. И лишь к концу дошкольного возраста появляются зачатки словесно-логического мышления.
Именно поэтому детям дошкольного возраста трудно представить некоторые абстрактные характеристики животного, например его размер и вес. Предметы Познавательного бокса позволяют детям как бы «потрогать», то есть ощутить, увидеть это.
Перефразируя известные слова Конфуция: "скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне потрогать – и я пойму".
Использование Познавательного бокса соответствует принципам деятельностного подхода в образовании, так как все эти предметы дети трогают, обследуют их, манипулируют с ними и в то же время запоминают некоторые (существенные) характеристики животного, то есть эти знания перестают быть чем-то абстрактным.
Образовательное взаимодействие с использованием Познавательного бокса гораздо интереснее и для детей и для взрослых, чем просто рассказ педагога даже с опорой на иллюстрации, которые также находятся в познавательном боксе, как, например, картинки того, чем питается животное или схемы опытов.
Объект для создания Познавательного бокса лучше выбирать из тех, что нельзя увидеть и потрогать в действительности и обладающий яркими характерными особенностями.
По мере ознакомления детей с признаками объекта живой природы «материальные маркеры»/предметы рассматриваются вместе с детьми, обсуждается, что они обозначают и убираются в пустую (пока) коробку, таким образом, в конце занятия Познавательный бокс наполняется различными интересными предметами.
Затем Познавательный бокс маркируется, например, на крышку приклеивается картинка животного и обязательно подписывается крупными печатными буквами, таким образом, происходит подготовка детей к обучению грамоте.
После окончания занятий Познавательные боксы остаются в групповом пространстве, дети сами определяют места их нахождения (нужно лишь следить, чтобы там не было опасных предметов). Наполнение может расширяться по желанию детей или педагогов.
Вместе с детьми нами разработаны правила пользования боксом: «рассмотрел/потрогал/вспомнил – убери на место (в коробку)». Предметы познавательного бокса нельзя использовать в других целях, например, в качестве предметов-заместителей в игре, это тоже правило пользования боксом.
В настоящее время в старшей группе «Фантазёры» собрано три Познавательных бокса: «Белый полярный медведь», «Полезные привычки» и «Рыба-ёж». Практика показала, что образовательный эффект больше у боксов, собранных по объектам живой природы.
Давайте же разберёмся, что за интересные предметы находятся в боксе «Полярный белый медведь» и что они обозначают.
«Белый полярный медведь»
«Полезные привычки»
«Рыба-ёж»
Практика показывает, что дети с удовольствием обращаются к содержимому бокса, вспоминают, рассказывают детям другой группы про то, что узнали, даже по прошествии длительного времени.
Таким образом, использование Познавательных боксов не только способствует познавательному развитию детей, накоплению естественнонаучных фактов, но и существенно обогащает предметную среду группы.
Литература:
Поддьяков Н. Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Н. Н. Поддьяков, А. Ф. Говоркова, Н. П. Батищева и др.; Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. – М.: Педагогика. 1985. – 85 с.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.