Регистрация

Приёмы развития детской самостоятельности в образовательной деятельности

  • 4 января 2019

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийская конференция «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»


В ФГОС ДО как основном нормативном документе большое значение отводится проблеме создания условий для развития детской самостоятельности и инициативы.

На этапе завершения дошкольного образования ребёнок:   

  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении,  познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • способен договариваться
  • может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
  • способен к волевым усилиям
  • пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Развитие ребёнка в первую очередь происходит в различных видах деятельности и культурных практиках.

Способствуют развитию самостоятельности в игровой деятельности: игры с правилами, игры на удачу, смекалку и сообразительность, командные игры.

В коммуникативной деятельности: использование вопросов «эвристического» или проблемного характера, «словотворчество».

В познавательно-исследовательской деятельности: игра-экспериментирование, опыты с опорой на схемы.

При восприятии художественной литературы и фольклора следует подбирать произведения, воспитывающие в детях умение делать выбор и нести за него ответственность, умение добиваться поставленной цели.

Самообслуживание способствует развитию детской самостоятельности через индивидуальные и коллективные поручения, дежурства.

В музыкальной деятельности приветствуются различные виды импровизации, упражнения на самостоятельный подбор движений.

Конструирование с опорой на наглядность и по замыслу также работает на развитие самостоятельности,  как и внесение изменений в постройки для решения игровых задач.

В изобразительной деятельности использование неклассических техник позволяет ребёнку проявить фантазию, творчество, способствует различным способам самовыражения,  как и игра-экспериментирование с красками.

Подвижные игры с правилами, игры-соревнования, выбор атрибутов, «сочинение» новых игр создают условия для самостоятельной двигательной активности.

При отборе приёмов, способствующих развитию детской самостоятельности педагог, в первую очередь,  учитывает возрастные особенности детей.

2-3-хлетним детям мы предоставляем самостоятельность во всём, что не угрожает их жизни и здоровью, ненавязчиво помогаем реализовать замысел ребёнка, одобряем даже самые минимальные успехи, обогащаем среду предметами разных свойств и качеств. Воспитатель должен откликаться на просьбы ребёнка  нарисовать или слепить для него что-нибудь по его указанию.

В 3-4 года воспитатель всячески поощряет проявления детской самостоятельности, поддерживает стремление научиться делать что-нибудь самостоятельно, создавать условия для воплощения собственных планов и замыслов каждого ребёнка.

Дети среднего дошкольного возраста начинают делать собственные умозаключения и задача воспитателя относиться к этому с уважением, создание условий для переодевания и ряженья, наборы атрибутов и элементов костюмов так же способствуют проявлению детской самостоятельности и инициативы. В игровой деятельности взрослый участвует только по приглашению и в качестве партнёра, но не лидера.

В старшем дошкольном возрасте очень важно одобрять желание создавать что-нибудь по собственному замыслу, осознавать полезность продукта для других. В 5-6 лет дети уже вполне могут участвовать в планировании жизни группы на день и на более отдалённую перспективу.

В подготовительной к школе группе дети уже должны адекватно оценивать результаты собственной деятельности, участвуют  в ситуациях позволяющих им проявить собственную компетентность, продукты детского творчества постоянно презентуются детям других групп, родителям и педагогам.

Ни одно наше занятие с детьми не должно обходить без мотивационной ситуации, ситуации создания выбора: материалов, инструментов, способов и даже заданий.

Развитию детской самостоятельности и инициативы способствует организация работы детей в микросоциумах: парах, тройках, с обязательными элементами самопроверки и взаимопроверки.

Использование многообразия приёмов рефлексивной оценки помогает развитию у ребёнка навыков самоконтроля и самооценки. Оказывайте детям помощь только тогда, когда это действительно необходимо, чаще употребляйте выражения: «Ты сам с этим справишься, я в тебя верю», «Я чуть-чуть тебе подскажу, а всё остальное ты сделаешь сам».

Используйте приём «некомпетентный воспитатель», когда в ответ на вопросы детей мы говорим: «Я не знаю,  как это сделать». С уважением относитесь к любым продуктам детской деятельности, призывайте к этому родителей. Хвалите детей грамотно: «Как здорово ты придумал!», «Я вижу, ты очень старался». Не бойтесь дать детям больше самостоятельности и свободы, сами будьте инициативными и вы поймёте как это здорово!

Лев Выготский сказал: «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством взрослого, завтра он способен выполнить самостоятельно…»

Авторы-составители: Никифорова С.В., воспитатель, Гаар Т.В., старший воспитатель МБДОУ Детского сада «Золотой ключик», г. Железногорск-Илимский Иркутской области. 

Приложение 

5 из 5 звезд
(голосов: 5, сумма баллов: 25)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Зайцева Елена Викторовна

Зайцева Елена Викторовна 14.01.2019 в 23:13

Отличная работа!!!Молодцы!!!

Иванова Евгения Владимировна

Иванова Евгения Владимировна 17.01.2019 в 20:44

Не только работникам детских садов, но и педагогам полезно узнать, а что же должны уметь делать самостоятельно дети дошкольного возраста. Полезная работа!

Щепкина Надежда Александровна

Щепкина Надежда Александровна 01.11.2020 в 04:37

Очень часто родители сами того не желая, выполняют работу за ребёнка, и как следствие ребенок выходит неподготовленным к школе. Очень полезная работа!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!