Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийская конференция «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
В ФГОС ДО как основном нормативном документе большое значение отводится проблеме создания условий для развития детской самостоятельности и инициативы.
На этапе завершения дошкольного образования ребёнок:
Развитие ребёнка в первую очередь происходит в различных видах деятельности и культурных практиках.
Способствуют развитию самостоятельности в игровой деятельности: игры с правилами, игры на удачу, смекалку и сообразительность, командные игры.
В коммуникативной деятельности: использование вопросов «эвристического» или проблемного характера, «словотворчество».
В познавательно-исследовательской деятельности: игра-экспериментирование, опыты с опорой на схемы.
При восприятии художественной литературы и фольклора следует подбирать произведения, воспитывающие в детях умение делать выбор и нести за него ответственность, умение добиваться поставленной цели.
Самообслуживание способствует развитию детской самостоятельности через индивидуальные и коллективные поручения, дежурства.
В музыкальной деятельности приветствуются различные виды импровизации, упражнения на самостоятельный подбор движений.
Конструирование с опорой на наглядность и по замыслу также работает на развитие самостоятельности, как и внесение изменений в постройки для решения игровых задач.
В изобразительной деятельности использование неклассических техник позволяет ребёнку проявить фантазию, творчество, способствует различным способам самовыражения, как и игра-экспериментирование с красками.
Подвижные игры с правилами, игры-соревнования, выбор атрибутов, «сочинение» новых игр создают условия для самостоятельной двигательной активности.
При отборе приёмов, способствующих развитию детской самостоятельности педагог, в первую очередь, учитывает возрастные особенности детей.
2-3-хлетним детям мы предоставляем самостоятельность во всём, что не угрожает их жизни и здоровью, ненавязчиво помогаем реализовать замысел ребёнка, одобряем даже самые минимальные успехи, обогащаем среду предметами разных свойств и качеств. Воспитатель должен откликаться на просьбы ребёнка нарисовать или слепить для него что-нибудь по его указанию.
В 3-4 года воспитатель всячески поощряет проявления детской самостоятельности, поддерживает стремление научиться делать что-нибудь самостоятельно, создавать условия для воплощения собственных планов и замыслов каждого ребёнка.
Дети среднего дошкольного возраста начинают делать собственные умозаключения и задача воспитателя относиться к этому с уважением, создание условий для переодевания и ряженья, наборы атрибутов и элементов костюмов так же способствуют проявлению детской самостоятельности и инициативы. В игровой деятельности взрослый участвует только по приглашению и в качестве партнёра, но не лидера.
В старшем дошкольном возрасте очень важно одобрять желание создавать что-нибудь по собственному замыслу, осознавать полезность продукта для других. В 5-6 лет дети уже вполне могут участвовать в планировании жизни группы на день и на более отдалённую перспективу.
В подготовительной к школе группе дети уже должны адекватно оценивать результаты собственной деятельности, участвуют в ситуациях позволяющих им проявить собственную компетентность, продукты детского творчества постоянно презентуются детям других групп, родителям и педагогам.
Ни одно наше занятие с детьми не должно обходить без мотивационной ситуации, ситуации создания выбора: материалов, инструментов, способов и даже заданий.
Развитию детской самостоятельности и инициативы способствует организация работы детей в микросоциумах: парах, тройках, с обязательными элементами самопроверки и взаимопроверки.
Использование многообразия приёмов рефлексивной оценки помогает развитию у ребёнка навыков самоконтроля и самооценки. Оказывайте детям помощь только тогда, когда это действительно необходимо, чаще употребляйте выражения: «Ты сам с этим справишься, я в тебя верю», «Я чуть-чуть тебе подскажу, а всё остальное ты сделаешь сам».
Используйте приём «некомпетентный воспитатель», когда в ответ на вопросы детей мы говорим: «Я не знаю, как это сделать». С уважением относитесь к любым продуктам детской деятельности, призывайте к этому родителей. Хвалите детей грамотно: «Как здорово ты придумал!», «Я вижу, ты очень старался». Не бойтесь дать детям больше самостоятельности и свободы, сами будьте инициативными и вы поймёте как это здорово!
Лев Выготский сказал: «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством взрослого, завтра он способен выполнить самостоятельно…»
Авторы-составители: Никифорова С.В., воспитатель, Гаар Т.В., старший воспитатель МБДОУ Детского сада «Золотой ключик», г. Железногорск-Илимский Иркутской области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Не только работникам детских садов, но и педагогам полезно узнать, а что же должны уметь делать самостоятельно дети дошкольного возраста. Полезная работа!
Очень часто родители сами того не желая, выполняют работу за ребёнка, и как следствие ребенок выходит неподготовленным к школе. Очень полезная работа!