Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийская конференция «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей
не передаются по наследству, в каждом поколении их
надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается
формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.
Э.К. Суслова
В последнее время в мире происходит активное расширение культурных границ, создаётся единое образовательное пространство. Перед системой образования стоят задачи воспитания у детей способности к межкультурной коммуникации, готовности принятия многокультурного многообразия, умения ориентироваться в новых социокультурных условиях.
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года» подчёркивается значимость воспитания уважительного отношения к социокультурным традициям разных народов, формирования культуры мира у подрастающего поколения. Требования к качеству образования, в том числе и дошкольного, постоянно возрастают, усвоение культурных ценностей своего и других народов является необходимым условием развития личности, готовой и способной жить в многокультурном мире.
Дошкольный возраст является сенситивным периодом в познании социокультурной действительности, именно в этом возрасте происходит становление базиса личностной культуры.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования обозначил принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В стандарте определена задача формирования у детей представлений о многообразии стран и народов, интереса к социокультурной действительности и положительного отношения к миру; развития у детей дошкольного возраста любознательности, активности в познании окружающей действительности.
Несмотря на то, что учёными изучаются различные аспекты социокультурного развития подрастающего поколения (Н.Я. Большунова, О.В. Федоскина, К.И. Чижова, Л.Н. Шабатура), проблема социокультурного развития детей дошкольного возраста средствами страноведения не становилась предметом специального изучения.
Существует ряд противоречий:
Практика показывает, что фрагментарное несистематическое знакомство детей с различными странами не даёт должного эффекта и слабо способствует принятию и ценностному отношению ребёнка старшего дошкольного возраста к многокультурному многообразию, которое должно проявляться в творческой активности и инициативности в ситуации реального общения и изобразительной деятельности.
Формы работы с детьми, используемые воспитателями при работе в данном направлении, зачастую скучны и неинтересны детям и не соответствуют принципам системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Кроме того, воспитатели постоянно сталкиваются с отсутствием дидактического и методического обеспечения данного направления образовательной деятельности, с отсутствием парциальных программ.
С целью разрешения данных противоречий педагогический коллектив нашего детского сада решил разработать практико-ориентированное пособие: «Увлекательное дело – Страноведение». Пособие разрабатывается для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и в дальнейшем может быть доработано до полноценной парциальной программы.
Первой страной в пособии стала страна восходящего солнца Япония. Всего мы планируем собрать материал по США, Великобритании, Китае, Италии, Индии и Франции.
Мы условно разбили образовательный ресурс, предлагаемый педагогам на несколько модулей:
На сегодняшний день ресурсное обеспечение, позволяющее воспитателю не тратя лишних сил, средств и времени на поиск нужной информации, полноценно и эффективно организовать образовательную деятельность по знакомству детей с Японией включает в себя:
1. Конструктор календарного плана на 1-2 недели, с описанием форм работы и распределением по основным видам детской деятельности.
2. Информация для педагога «Что можно рассказать детям про Японию».
3. Авторский лепбук «Япония».
4. Две картотеки игр (развивающих и подвижных).
5. Презентация, Power Point «Любимые игрушки японских детей».
6. Банк японских аудио сказок.
7. Видео («В гостях у деда Краеведа», «Модная география», «Песенка на японском языке про кошку», «Песенка на японском языке «Чистим зубы», «Кото-кафе»)
8. Набор иллюстраций формата А4 (герб, флаг, флора, фауна, достопримечательности и многое другое).
9. Мастер-класс «Японский садик на столе».
10. Мастер-класс «Японский веер».
11. Мастер-класс «Ветка сакуры».
12. Делаем японскую бумажную куклу Чиогами нингё (пошаговое фото).
13. Предметно-схематическая модель «Готовим японскую сладость – моти» (технология «Дошкольник и рукотворный мир» М.В. Крулехт).
14. Стихи для детей Хокку.
15. Сказка «Иссумбоси» (мальчик с пальчик) с иллюстрациями.
16. Копилка раскрасок на японскую тему (в том числе и онлайн) для девочек и мальчиков (более 50).
17. Технологические карты: «Рисуем панду», «Рисуем ветку сакуры», «Панда из тарелки», «Бумажный веер».
18. Игра-бродилка «По Японии».
19. Лото «Диалог культур» (Россия и Япония).
20. Электронные образовательные ресурсы: разработанные нами онлайн-игры «Помоги мамам найти своих детёнышей» (животные Японии), «Достопримечательности Японии», мемори для мальчиков «Японские самураи», мемори для девочек «Японские веера» (игры выполнены с помощью онлайн-сервиса Learning Apps.оrg).
Мы надеемся, что данный материал будет не только способствовать социокультурному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой, историей и традициями Японии, но и повысит мотивацию воспитателей к работе в данном направлении.
Все материалы сохраняются как в печатном, так и в электронном виде, могут быть доступны любому желающему, в том числе и родителям воспитанников и могут пополняться другими интересными педагогическими находками.
Список использованных ресурсов:
1. Социокультурное развитие детей 5-7 лет средствами страноведения Пурскалова Юлия Владимировна, диссертация http://www.dslib.net/
Гаар Т.В., старший воспитатель
Рогозина Е.Н., воспитатель МБДОУ Детского сада общеразвивающего вида "Золотой ключик" г. Железногорска Иркутской области
Дидактическое лото "Диалог культур"
Описание: два игровых поля формата A 4 с символикой стран вверху (флаг России и флаг Японии) и набор карточек, которые нужно разместить на игровом поле. Игроки по очереди берут карточки, помещают их на игровое поле и обосновывают свой выбор.
Карточки:
Игры с иероглифами
"Найди такой же" (зрительное восприятие, внимание). Ребёнок ищет пары одинаковых иероглифов и соединяет их стрелками.
"На что похоже" (воображение, речь). Дети придумывают, на что похожи очертания иероглифов.
"Нарисуй по образцу" (подготовка к письму). Ребёнку предлагают скопировать иероглиф как можно ближе к оригиналу, предварительно внимательно рассмотрев его элементы.
"Придумай свой иероглиф" (воображение, подготовка руки к письму). Ребёнку предлагают внимательно рассмотреть образцы иероглифов и придумать свой символ, но он должеть быть похож на японский иероглиф.
"Придумай свою игру с иероглифом"
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!