Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»
План-программа
работы кружка
«КРЕАТИВНОЕ РУКОДЕЛИЕ»
для детей старшего дошкольного возраста
Рогозина Е.Н., воспитатель МБДОУ Детского сада "Золотой ключик" г. Железногорска-Илимского Иркутской области
|
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок» В.А. Сухомлинский |
Глоссарий
Креативность (от англ. сreate- создавать, творить) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления… Согласно американскому психолог Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.
Творчество – в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта (википедия).
Творчество – творение, сотворение, созидание, деятельностное свойство («Толковый словарь русского языка» В.И.Даля).
Пояснительная записка
Наше время требует творческих, нестандартных, мыслящих и действующих во благо развития личности и общества людей. Поэтому социальный заказ общества – развитие у детей творческих способностей, умения мыслить не по шаблону, не бояться высказывать мнение отличающиеся от общепринятого, видеть необычное в обычном.
По мнению психологов и педагогов, дошкольный возраст наиболее сензитивен, то есть благоприятен для развития мышления, воображения – психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие творческости – одна из главных задач дошкольного образования и воспитания.
Использование в практике работы с детьми нетрадиционных техник изобразительной деятельности, на наш взгляд, работают на решение сразу нескольких развивающих задач:
Программа кружка «Креативное рукоделие» разработана для детей старшего дошкольного возраста, занятия проводятся по подгруппам два раза в неделю в вечерний отрезок времени. Длительность занятий не превышает 30 минут.
Цель работы: создать условия для развития личности, способной к творчеству и самореализации через воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Техники, применяемые в кружковой работе, доступны детям дошкольного возраста и при необходимости проходят адаптацию.
При работе используется большой набор инструментов и приспособлений, поэтому особое внимание уделяется правилам работы с материалами и инструментами. Все занятия проходят под руководством взрослого малыми подгруппами.
Большую помощь оказывают родители воспитанников, так как некоторые материалы (специальная бумага, наклейки, пайетки и т.д.) стоят недешево, но зато результат превосходит все ожидания.
Техники, используемые в работе с детьми
СКРАПБУКИНГ (от англ. skrap – вырезка, book – книга, буквальный перевод – «книга из вырезок») – это вид рукоделия в котором основным материалом является бумага, вид рукотворного творчества оформления открыток, альбомов с помощью тактильных и визуальных приемов: газетных вырезок, записей, наклеек.
ДЕКУПАЖ или салфеточная техника (от франц. «вырезать») – техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов.
РИСОВАНИЕ НА КАМНЯХ – создание художественных образов на основе природных форм (камешков).
ТОРЦЕВАНИЕ – достаточно новая и интересная техника работы с разными видами бумаги, при которой бумага накручивается на основу (стержень от ручки) и приклеивается к основе торцевой стороной.
ТЕХНИКА ПЛЕТЕНИЯ ИЗ ФОЛЬГИ – основана на скручивании полос и переплетении между собой полученных заготовок, основной материал – фольга.
Кроме развития творческих способностей использование нетрадиционных техник способствует воспитанию усидчивости, внимания, умению действовать по инструкции, профилактике гиперактивности детей.
Перспективный план
№ |
Тема |
План реализации |
Количество занятий |
Ноябрь |
|||
1 |
Техника «скрапбукинг» Поздравительная открытка к дню Матери |
Знакомство с историей открытки, рассматривание открыток разных времен и разной тематики, игры с открытками. |
3 |
Знакомство с техникой «срапбукинг», рассматривание бумаги разной фактуры, рассматривание деталей и украшений для открытки, создание композиции. |
|||
Складывание и декорирование открытки (методы «натирка», украшение бусинами, тесьмой). |
|||
Декабрь |
|||
2 |
Техника «плетение из фольги» «Сосновая ветка» |
Знакомство с новым материалом – фольгой, ее свойствами и качествами (рвется, мнется, легко приобретает ту или иную форму, блестит и т.д.). Плетение жгутиков. Игра «Назови хвойное дерево». |
2
|
Составление композиции, оформление работы. |
|||
3 |
Техника «скатывание из салфеток» «Новогодняя елочка» |
Работа в малых подгруппах – подготовка полуфабрикатов («шариков») для коллективной работы, маленькие кусочки салфеток смачиваются и скручиваются в маленькие шарики. После высыхания их наклеивают на основу в виде елки и разноцветных шариков. |
3 |
4 |
Техника «скрапбукинг» Поздравительная открытка к Новому году |
Закрепление и расширение уже имеющихся у детей навыков работы в данной технике. Складывание открытки и ее декорирование атласной лентой и пайетками (знакомство с новым материалом). |
2 |
Январь |
|||
5 |
Техника «декупаж» Украшение стаканчиков, коллективная работа «Дед Мороз» |
Знакомство со свойствами и качествами материала – салфеток, с техникой наклеивания. Развитие навыков коллективной работы. |
2 |
Февраль |
|||
6 |
Техника «торцевание» «Сердечко ко дню всех влюбленных» |
Знакомство с новой техникой, создание условий для формирования умений скручивания гофрированной бумаги в маленькие трубочки. Создание эскиза, наклеивание деталей композиции. |
2 |
7 |
Техника «скрапбукинг» Блокнот для мамы |
Закрепление навыков работы в технике «скрапбукинг», расширение набора материалов для декорирования. Формирование умений самостоятельно выбирать фон, составлять композицию для обложки блокнота.
|
|
Март |
|||
8 |
Техники «торцевания», «скатывание из салфеток» Панно «Золотая рыбка» |
Развитие навыков коллективной работы, закрепление ранее полученных знаний и умений. |
2 |
9 |
Техника плетения из фольги «Виноградная гроздь» |
Закреплять навыки работы в данной технике. Совершенствовать ручные умения детей, умение самостоятельно создавать композицию, доводить дело до конца. |
2 |
Апрель |
|||
10 |
Роспись по дереву «Пасхальное яичко» |
Познакомить детей с традицией празднования пасхи на Руси, с видами росписей пасхальных яиц. Создать условия для освоения техники «роспись по дереву» на практике по заранее выполненному эскизу. |
2 |
Май |
|||
11 |
Техника «декупаж» Подставки под ручки, фоторамки (подарки выпускникам) |
Совершенствовать ручные умения детей, возможность самостоятельной работы (выбора материалов, подбор инструментов, выполнение эскиза, оформление работы) |
2 |
12 |
Техника «торцевание» Коллективная работа «Лето» |
Работа в малых подгруппах – изготовление заготовок. Развитие навыков самостоятельной коллективной работы лишь при незначительном участии взрослого. |
2 |
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Отличная программа! Браво! Детки не только ручки свои разомнут, но и создадут настоящие шедевры! В своей работе вы используете большое количество разнообразных техник! Здорово! Спасибо. Детки, я думаю, в восторге!