Регистрация

План-программа кружка «Музыкальная шкатулка»

  • 28 февраля 2018

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка музыкального руководителя детского сада»


План-программа  кружка
«Музыкальная шкатулка»
                              (музыкальный руководитель Мочалова В.Н., МБДОУ Детский сад "Золотой ключик", г. Железногорск-Илимский Иркутской области)


«Музыка является самым чудодейственным,
самым тонким средством привлечения к добру,
красоте, человечности…
Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу  человека…»
В.А. Сухомлинский


     Музыкальная культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом. Она является, с одной стороны, частью общей культуры, с другой – показателем уровня этой общей культуры.Музыкальную же культуру детей можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста). Соответствующий дошкольному возрасту объём музыкальной культуры общества ребёнок перенимает в детском саду (в большей мере), через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения, в семье (частично).
     Давно уже известно, что красивая музыка положительно влияет на ребенка еще в утробе матери. Хорошая музыка помогает психическому, умственному и физическому развитию, успокаивает малыша. Еще Платон и Аристотель проводили исследования о влиянии музыки на ребенка. Великие философы пришли к выводу, что звучание красивой мелодии проявляет в человеке скрытые способности и помогает развитию скрытых талантов. Издавна матери пели детям ласковые колыбельные песни, рассказывали ритмичные пестушки и потешки.
     Результаты исследований современных ученых говорят о том, что прослушивание классической музыки в течение хотя бы 15 минут способствует быстрому развитию речи малыша, координации движения, улучшает память, развивает способности к математике и чтению, активизирует абстрактное мышление.
    При общении с искусством у ребенка начинает формироваться художественный вкус, развивается музыкальный слух и творческая активность. Кроме того, у маленького человека уже формируется своя система эстетических ценностей, которая развивает его как личность.
    В век компьютерных технологий, когда человечество шагнуло далеко вперед в познании процессов, которые происходят в организме людей под воздействием внешних факторов, многие исследователи задались целью выяснить, как же влияет классическая музыка на создание, подсознание и здоровье детей.
    В частности, узбекский ученый Мизакарим Норбеков, известный во всем мире как разработчик нетрадиционных методов лечения различных заболеваний, провел комплексное исследование влияния классической музыки на самочувствие детей, страдающих различными недугами, и пришел к выводу, что звукотерапия во многих случаях может давать гораздо более эффективные результаты, нежели медикаментозное лечение. Свою теорию ученый основывает на исследованиях психики и физиологических особенностей детей, утверждая, что большинство болезней связано с эмоциональным состоянием ребенка. Постоянно испытываемое чувство неудовлетворенности, страх и стрессы, невозможность реализовать свой творческий потенциал приводят к тому, что малыши дошкольного возраста обзаводятся целым букетом «взрослых» болезней.
   Музыка влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, помогает привить ему хороший вкус и чувство прекрасного. Особая роль в музыкальном воспитании ребенка отведена классической музыке. Классические мелодии отличаются гармонией, благородством интонации и богатством оттенков.
Классическую музыку нужно учиться слушать, учиться понимать. И начинать это нужно делать с самого маленького возраста.

     Анкетирование родителей подготовительной группы в нашем детском саду  показало, что классическая музыка и классика в современной обработке  дома не звучит, дети с удовольствием слушают музыку, но музыкальный репертуар специально для них  не подбирается. При ответе на вопрос «Хотели бы вы приобщить ребёнка к детской классике», мнение родителей разделилось следующим образом: 59%  положительно относятся к данному направлению дополнительного образования детей; 27%  не смогли дать уверенный ответ и ответили «не знаю»,  и лишь один родитель ответил «мне всё равно».

Цель кружковой работы: создать условия для приобщения детей к классической музыке.
Задачи:
1.    Формировать музыкальный вкус детей, обогащать музыкальные впечатления, развивать интерес к классической музыке.
2.    Развивать творческую активность, закреплять навыки создания выразительных образов с помощью движений, жестов, мимики.
3.    Учить детей высказываться об эмоционально-образном содержании музыкального произведения, расширять словарный запас.
4.    Формировать умение слушать произведение от начала до конца.
5.    Развивать воображение, творческие способности в процессе восприятия музыки через активное слушание.
6.    Развивать воображение, умение передавать впечатления о музыке в художественной деятельности.
7.    Дать простейшие сведения о великих композиторах-классиках, познакомить с их сочинениями, доступными для понимания детей старшего дошкольного возраста.

Программа кружка разработана для детей  6-7 лет, занятия проводятся со всей группой один  раз в неделю в вечерний отрезок времени. Длительность занятий не превышает 30  минут.

Кружковая работа включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:

    специальный  подбор музыкального репертуара и методов работы с ним;
    интеграция активного слушания с другими видами музыкальной деятельности детей (музыкально-ритмическими движениями, игре на музыкальных инструментах  и т.д.).
    использование  произведений других видов искусств (изобразительного творчества, художественной литературы) для усиления эмоционального воздействия классической музыки на ребёнка.

Перспективный план

 

Тема

План реализации

Атрибуты

Ноябрь (4 занятия)

1

Вводное занятие

  1. Рассказ о классической музыке, знакомство с понятием – классическая музыка.
  2. Прослушивание музыкальных фрагментов.
  3. Дидактическая игра «Симфонический оркестр».
  4. Показ мультфильма «Музыкальная шкатулка» («Фиксики»)

Карточки с изображением музыкальных инструментов.

 

2

П.И. Чайковский –  «Марш деревянных солдатиков», «Детский альбом»

  1. Музыкально-подвижная игра «Солдаты и генерал».
  2. Презентация по пьесе «Марш деревянных солдатиков».

Портрет композитора,

фуражка, китель.

Д.Б. Кабалевский – «Клоуны»

  1. Слушание новой пьесы.

Портрет композитора.

3

Д.Б. Кабалевский – «Клоуны»

 

 

 

 

  1. Развивать воображение, творчество через воображаемого персонажа.
  2. Инсценировка пьесы (по желанию детей).
  3. Маленькая дискотека под видеофильм «Клоун».

Парики, губки-свистульки и носики клоунов,

мультимедийная презентация по пьесе «Клоун».

Р. Шуман «Смелый наездник»

  1. Слушание новой пьесы

Портрет композитора.

4

Р. Шуман «Смелый наездник»

 

 

 

  1. Презентации «Смелый наездник»
  2. Музыкальная игра «Лошадки и наездники».
  3. Дидактическая игра «Угадай пьесу» («Марш деревянных солдатиков», «Клоуны», «Смелый наездник»).
  4. Сравнительная характеристика пьес.

Портреты композиторов, магнитная доска.

Уздечки для лошадок,

фуражка, парики и губы-свистульки.

Декабрь (4 занятия)

1

Знакомство с альбомом «Карнавал животных» –

Камиль Сен-Санс

(«Королевский марш льва»)

  1. Использование здоровьесберегающих технологий «Зарядка для льва».
  2. Марш-парад во главе со львом (льва выбрать по считалке).

Портрет композитора,

шапочки животных.

Домашнее задание: рисунок (по желанию)

2

«Карнавал животных» – Камиль Сен-Санс («Куры и петухи»)

  1. Видеофильм «Куры и петухи»
  2. Музыкальная игра «Горошина» («Ладушки», старшая группа)

Стихи,

иллюстрации по пьесе.

Домашнее задание: рисунок (по желанию)

3

«Карнавал животных» – Камиль Сен-Санс («Кенгуру», «Ослик»)

 

 

Слушание и сравнительная характеристика пьес

Стихи

иллюстрации по пьесе

Домашнее задание: рисунок (по желанию)

4

«Карнавал животных» – Камиль Сен-Санс

(«Слон»)

Определение музыкального жанра пьесы

Стихи

иллюстрации по пьесе

Домашнее задание: рисунок (по желанию)

Январь (3 занятия)

1

«Карнавал животных» – Камиль Сен-Санс («Аквариум»)

  1. Видеофильм «Аквариум»
  2. Музыкально-дидактическая игра «Подводное царство»

Стихи и

иллюстрации по пьесе.

Домашнее задание: рисунок (по желанию)

2

«Карнавал животных» – Камиль Сен-Санс («Лебедь», «Кукушка»)

  1. Видеофильм «Умирающий лебедь» в исполнении балерины Ульяны Лопаткиной» (на музыку К.Сен-Санса)
  2. Слушание и сравнительная характеристика пьес

 

Стихи и

иллюстрации по пьесе.

Домашнее задание: рисунок (по желанию)

3

«Мы на карнавале» – заключительное занятие по пьесам К. Сен-Санса «Карнавал животных»

  1. Торжественный парад животных (слушание и угадывание фрагментов из пьес).
  2. Презентация «Карнавал животных».
  3. Выставка рисунков по пьесам К. Сен-Санса «Карнавал животных».

Иллюстрации по пьесам.

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

http://vk.com/topic

http://www.musical-sad.ru

http://ololo.fm/  - классическая музыка для детей

http://www.virtualacademy.ru

http://ppt4web.ru

http://www.mussorgsky.ru

Программа «Ладушки», сборник «Музыка и чудеса», авторы И.Новоскольцева,

И. Каплунова.

 

Приложение

Анкета для родителей

 

Уважаемые родители!

Просим вас ответить на вопросы анкеты, которые помогут нам организовать дополнительное образование для детей по приобщению их к классической музыке, знакомству с детской классикой.

Фамилия и имя ребёнка ______________________________________________________

Часто ли в вашем доме звучит музыка?

  • Да, часто
  • Иногда
  • Нет, на это не хватает времени

Какую музыку вы слушаете дома?

  • Современную – 5 чел.
  • Рок, металл
  • Классическую
  • Классическую в современной обработке
  • Разную

Любит ли ваш ребёнок слушать музыку?

  • Да (очень, и даже подпевает)
  • Иногда (когда играет)
  • Дома не слушает, только в детском саду

Какую музыку слушает ваш ребёнок?

  • Ту, что слушаете вы по телевизору, (радио, на дисках)
  • Вы включаете специальные детские передачи, покупаете диски с детскими песнями, музыкальными сказками
  • И то и другое

Поёт ли ваш ребёнок дома?

  • Да
  • Иногда
  • Нет

Хотели бы вы приобщить своего ребёнка к детской классике?

  • Да (потому что он этого хочет)
  • Да (потому что я этого хочу)
  • Не знаю
  • Нет (не вижу смысла)
  • Мне всё равно

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена 23.09.2020 в 04:55

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!