Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка музыкального руководителя детского сада»
План-программа кружка
«Музыкальная шкатулка»
(музыкальный руководитель Мочалова В.Н., МБДОУ Детский сад "Золотой ключик", г. Железногорск-Илимский Иркутской области)
«Музыка является самым чудодейственным,
самым тонким средством привлечения к добру,
красоте, человечности…
Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека…»
В.А. Сухомлинский
Музыкальная культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом. Она является, с одной стороны, частью общей культуры, с другой – показателем уровня этой общей культуры.Музыкальную же культуру детей можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста). Соответствующий дошкольному возрасту объём музыкальной культуры общества ребёнок перенимает в детском саду (в большей мере), через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения, в семье (частично).
Давно уже известно, что красивая музыка положительно влияет на ребенка еще в утробе матери. Хорошая музыка помогает психическому, умственному и физическому развитию, успокаивает малыша. Еще Платон и Аристотель проводили исследования о влиянии музыки на ребенка. Великие философы пришли к выводу, что звучание красивой мелодии проявляет в человеке скрытые способности и помогает развитию скрытых талантов. Издавна матери пели детям ласковые колыбельные песни, рассказывали ритмичные пестушки и потешки.
Результаты исследований современных ученых говорят о том, что прослушивание классической музыки в течение хотя бы 15 минут способствует быстрому развитию речи малыша, координации движения, улучшает память, развивает способности к математике и чтению, активизирует абстрактное мышление.
При общении с искусством у ребенка начинает формироваться художественный вкус, развивается музыкальный слух и творческая активность. Кроме того, у маленького человека уже формируется своя система эстетических ценностей, которая развивает его как личность.
В век компьютерных технологий, когда человечество шагнуло далеко вперед в познании процессов, которые происходят в организме людей под воздействием внешних факторов, многие исследователи задались целью выяснить, как же влияет классическая музыка на создание, подсознание и здоровье детей.
В частности, узбекский ученый Мизакарим Норбеков, известный во всем мире как разработчик нетрадиционных методов лечения различных заболеваний, провел комплексное исследование влияния классической музыки на самочувствие детей, страдающих различными недугами, и пришел к выводу, что звукотерапия во многих случаях может давать гораздо более эффективные результаты, нежели медикаментозное лечение. Свою теорию ученый основывает на исследованиях психики и физиологических особенностей детей, утверждая, что большинство болезней связано с эмоциональным состоянием ребенка. Постоянно испытываемое чувство неудовлетворенности, страх и стрессы, невозможность реализовать свой творческий потенциал приводят к тому, что малыши дошкольного возраста обзаводятся целым букетом «взрослых» болезней.
Музыка влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, помогает привить ему хороший вкус и чувство прекрасного. Особая роль в музыкальном воспитании ребенка отведена классической музыке. Классические мелодии отличаются гармонией, благородством интонации и богатством оттенков.
Классическую музыку нужно учиться слушать, учиться понимать. И начинать это нужно делать с самого маленького возраста.
Анкетирование родителей подготовительной группы в нашем детском саду показало, что классическая музыка и классика в современной обработке дома не звучит, дети с удовольствием слушают музыку, но музыкальный репертуар специально для них не подбирается. При ответе на вопрос «Хотели бы вы приобщить ребёнка к детской классике», мнение родителей разделилось следующим образом: 59% положительно относятся к данному направлению дополнительного образования детей; 27% не смогли дать уверенный ответ и ответили «не знаю», и лишь один родитель ответил «мне всё равно».
Цель кружковой работы: создать условия для приобщения детей к классической музыке.
Задачи:
1. Формировать музыкальный вкус детей, обогащать музыкальные впечатления, развивать интерес к классической музыке.
2. Развивать творческую активность, закреплять навыки создания выразительных образов с помощью движений, жестов, мимики.
3. Учить детей высказываться об эмоционально-образном содержании музыкального произведения, расширять словарный запас.
4. Формировать умение слушать произведение от начала до конца.
5. Развивать воображение, творческие способности в процессе восприятия музыки через активное слушание.
6. Развивать воображение, умение передавать впечатления о музыке в художественной деятельности.
7. Дать простейшие сведения о великих композиторах-классиках, познакомить с их сочинениями, доступными для понимания детей старшего дошкольного возраста.
Программа кружка разработана для детей 6-7 лет, занятия проводятся со всей группой один раз в неделю в вечерний отрезок времени. Длительность занятий не превышает 30 минут.
Кружковая работа включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:
специальный подбор музыкального репертуара и методов работы с ним;
интеграция активного слушания с другими видами музыкальной деятельности детей (музыкально-ритмическими движениями, игре на музыкальных инструментах и т.д.).
использование произведений других видов искусств (изобразительного творчества, художественной литературы) для усиления эмоционального воздействия классической музыки на ребёнка.
Перспективный план
№ |
Тема |
План реализации |
Атрибуты |
Ноябрь (4 занятия) |
|||
1 |
Вводное занятие |
|
Карточки с изображением музыкальных инструментов.
|
2 |
П.И. Чайковский – «Марш деревянных солдатиков», «Детский альбом» |
|
Портрет композитора, фуражка, китель. |
Д.Б. Кабалевский – «Клоуны» |
|
Портрет композитора. |
|
3 |
Д.Б. Кабалевский – «Клоуны»
|
|
Парики, губки-свистульки и носики клоунов, мультимедийная презентация по пьесе «Клоун». |
Р. Шуман «Смелый наездник» |
|
Портрет композитора. |
|
4 |
Р. Шуман «Смелый наездник»
|
|
Портреты композиторов, магнитная доска. Уздечки для лошадок, фуражка, парики и губы-свистульки. |
Декабрь (4 занятия) |
|||
1 |
Знакомство с альбомом «Карнавал животных» – Камиль Сен-Санс («Королевский марш льва») |
|
Портрет композитора, шапочки животных. Домашнее задание: рисунок (по желанию) |
2 |
«Карнавал животных» – Камиль Сен-Санс («Куры и петухи») |
|
Стихи, иллюстрации по пьесе. Домашнее задание: рисунок (по желанию) |
3 |
«Карнавал животных» – Камиль Сен-Санс («Кенгуру», «Ослик»)
|
Слушание и сравнительная характеристика пьес |
Стихи иллюстрации по пьесе Домашнее задание: рисунок (по желанию) |
4 |
«Карнавал животных» – Камиль Сен-Санс («Слон») |
Определение музыкального жанра пьесы |
Стихи иллюстрации по пьесе Домашнее задание: рисунок (по желанию) |
Январь (3 занятия) |
|||
1 |
«Карнавал животных» – Камиль Сен-Санс («Аквариум») |
|
Стихи и иллюстрации по пьесе. Домашнее задание: рисунок (по желанию) |
2 |
«Карнавал животных» – Камиль Сен-Санс («Лебедь», «Кукушка») |
|
Стихи и иллюстрации по пьесе. Домашнее задание: рисунок (по желанию) |
3 |
«Мы на карнавале» – заключительное занятие по пьесам К. Сен-Санса «Карнавал животных» |
|
Иллюстрации по пьесам. |
Используемая литература и Интернет-ресурсы:
http://vk.com/topic
http://www.musical-sad.ru
http://ololo.fm/ - классическая музыка для детей
http://www.virtualacademy.ru
http://ppt4web.ru
http://www.mussorgsky.ru
Программа «Ладушки», сборник «Музыка и чудеса», авторы И.Новоскольцева,
И. Каплунова.
Приложение
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим вас ответить на вопросы анкеты, которые помогут нам организовать дополнительное образование для детей по приобщению их к классической музыке, знакомству с детской классикой.
Фамилия и имя ребёнка ______________________________________________________
Часто ли в вашем доме звучит музыка?
Какую музыку вы слушаете дома?
Любит ли ваш ребёнок слушать музыку?
Какую музыку слушает ваш ребёнок?
Поёт ли ваш ребёнок дома?
Хотели бы вы приобщить своего ребёнка к детской классике?
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!