Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский мастер-класс «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО»
ЛЭПБУК – сравнительно новое средство обучения детей из Америки. В США лепбуки с успехом применяют в домашнем обучении школьников.
Lapbook – в дословном переводе с английского «наколенная книга» (lap – колени, book – книга). Таким образом, сразу же акцентируется внимание на размер лепбука – небольшой (как правило формата А4), чтобы ребёнок мог спокойно расположить его на своих коленях и на то, что лепбук – творение чаще всего индивидуальное.
Лепбук или тематическая интерактивная папка – это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
На наш взгляд, лепбук в работе с дошкольниками – это не просто форма организации учебного материала по конкретной теме, а именно средство обучения, так как оформление лепбука – это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы.
Интерактивность папки обеспечивается за счёт разнообразных подвижных деталей: книжек-гармошек, кармашков, стрелочек, подвижных дисков, разворачивающихся страничек, мини-книжек и т.д. Само по себе проектирование, изготовление и оформление лепбука (естественно с дифференцированной помощью взрослого) способствует развитию у ребёнка конструктивных и изобразительных навыков.
Лепбуки могут быть как индивидуальными, так и коллективными (парными, групповыми). Работая индивидуально, один ребёнок (с помощью взрослого, педагога или родителя) занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы.
С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 детей работают над одним лепбуком. Такая форма организации детей достаточно трудоёмка для воспитателя, хотя и очень эффективна в плане формирования навыков детей взаимодействовать со сверстниками в микрогруппе.
Создание группового лепбука позволяет воспитателю организовать интересное познавательное взаимодействие с детьми своей группы в течение длительного времени (недели), так как работа над лепбуком (от его проектирования до воплощения в жизнь) процесс трудоёмкий по содержанию и длительный по времени.
При создании коллективного лепбука воспитателю важно грамотно распределить работу с детьми над его отдельными частями и элементами. Коллективный лепбук лучше сделать более крупного формата, например формата А3.
Этапы работы над лепбуком:
На наш взгляд, начинать данную работу следует с изготовления лепбука по готовым разработанным шаблонам, которые можно найти в интернете. После того, как у детей и взрослых появится опыт изготовления, можно приступать к разработке собственных авторских лепбуков.
Темы лепбуков могут быть самыми разнообразными: объекты живой и неживой природы; природные явления; предметный мир; социальные события и праздники.
Лучше всего получаются лепбуки на частные (узкие), а не общие темы. Например, можно сделать лепбук «Насекомые». Но он получится обзорным – вряд ли вы сумеете отразить всё многообразие темы в ограниченном объёме тематической паки. А вот лепбук, например, «Муравьи» позволит собрать более подробную информацию и сделать лепбук максимально продуктивным.
Очень важно помнить о том, что если лепбук посвящён объекту живой природы, то он должен отвечать требованиям системного подхода к представлениям дошкольников.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ (В.И. Логинова)
Кроме этого в лепбуке размещаются материалы, направленные на речевое развитие ребёнка-дошкольника: пословицы и поговорки, короткие стихотворения и рассказы, словесные игры; художественно-эстетическое развитие: иллюстрации, репродукции, самодельные пазлы и разрезные картинки; физическое развитие: описание подвижных игр, схемы физических упражнений и многое другое.
Материалы для изготовления лепбука лучше подбирать разного цвета и фактуры, для того, чтобы сделать лепбук визуально более привлекательным для ребёнка дошкольного возраста. При создании индивидуального лепбука воспитателю важно создать условия для его презентации. Ребёнок, выступая перед сверстниками или детьми другой группы, представляет свою работу, рассказывает о её содержании, тем самым получая неоценимый опыт публичного выступления.
При разработке использованы материалы с сайтов:
http://www.tavika.ru/
http://www.maam.ru/
http://kuso4ek-neba.ru/
Лэпбуки, выполненные детьми, родителями и воспитателями подготовительной группы "Фантазёры"
Лэпбук "Обезьяны"
Лэпбук "Пчела"
Лэпбук "Космос"
Лэпбук "Что такое вирус?"
Лэпбук "Про пауков"
Автор: Гаар Татьяна Васильевна, старший воспитатель МБДОУ Детского сада общеразвивающего вида "Золотой ключик", город Железногорск-Илимский Иркутской области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.