Регистрация

Технология детского портфолио в практике работы ДОО

  • 26 апреля 2017

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс «Портфолио дошкольника»


Авторы: Рогозина Елена Николаевна, воспитатель

Гаар Татьяна Васильевна, старший воспитатель МБДОУ Детского сада "Золотой ключик" г. Железногорска-Илимского Иркутской области

 

«Основной смысл портфолио –  показать всё, на что способен ребёнок»

                                          Новикова Т.Г.

Актуальность использования в практике работы с детьми технологии детского портфолио переоценить трудно. Реализация стандарта дошкольного образования и современная социокультурная ситуация стимулируют нас к поиску новых форм, методов работы с детьми и,  конечно,  технологий. Всё чаще мы слышим о  таких понятиях как «качество дошкольного образования» и «индивидуальные образовательные достижения». 

На наш взгляд именно технология детского портфолио позволяет увидеть  и  оценить эти индивидуальные достижения всем участникам образовательных отношений – родителям, педагогам  и в первую очередь самому ребёнку.

Цель технологии детского портфолио – создать условия для формирования личности ребёнка, открытия им своего образа «Я», отслеживание индивидуального развития ребёнка, его прогресса в образовательном контексте.

Задачи:

  • создать  ситуацию успеха для ребёнка,
  • содействовать максимальному  раскрытию его индивидуальных особенностей,
  • развивать и расширять круг познавательных интересов,
  • формировать  установку на творческую деятельность,
  • формировать положительные  нравственные качества личности,
  • способствовать приобретению и развитию  умений рефлексии,
  • создать условия  практического применения  приобретённых знаний и умений,
  • наблюдать  картину  значимых образовательных достижений ребёнка.

Функции данной технологии:

  • мотивировать к совместной деятельности самого ребёнка, его родителей (мотивационная),
  • в процессе работы над портфолио охватывать разнообразное образовательное содержание и различные виды детской деятельности (содержательная),
  • использовать огромный развивающий потенциал технологии (развивающая),
  • уметь самому и учить ребёнка видеть цель (для чего ему нужно портфолио) и стремиться к её достижению (целеполагающая),
  • портфолио показывает ребёнка не только в группе сверстников в детском саду, но и за его пределами (в бассейне, на танцах, с родственниками), тем самым способствует его успешной социализации (социообразующая),
  • портфолио нужно для того, чтобы посторонний взрослый (учитель, психолог) смог составить представление о ребёнке, его семье, о том, как он развивался в дошкольном детстве (диагностическая),
  • и,  наконец, иметь сегодня портфолио – это престижно (рейтинговая).

Для успешной работы в технологии детского портфолио нужно соблюдать ряд условий, главное из которых – добровольность. Ни в коем случае мы не должны принуждать родителей и ребёнка к работе над портфолио, а только ненавязчиво рекламировать его очевидные плюсы и ожидаемые эффекты.

Ребёнок должен чётко осознавать, зачем ему портфолио.

Не бывает двух одинаковых портфолио,  как не бывает двух одинаковых детей, каждое портфолио индивидуально и отличается от других оформлением, названиями и количеством рубрик и конечно содержанием.

Работа над детским портфолио обязательно ведётся в системе, недопустимо красиво оформить обложку и убрать на шкаф, забыв про него.  С другой стороны, на наш взгляд, нельзя и определить, как часто портфолио будет пополняться (1 раз в неделю, в месяц или в квартал), всё зависит от ситуации.

Для ребёнка дошкольного возраста большое значение имеет внешняя привлекательность объекта или предмета и поэтому  портфолио дошкольника  должно быть красочным и ярким.

И последнее условие – детские портфолио не должны находиться в приёмной на кабинках  или  в шкафу воспитателя, они должны  быть в доступном для детей месте, для того, чтобы в любой момент ребёнок мог еще раз пережить приятные моменты собственных достижений, успехов с опорой на материальные объекты: грамоты, сертификаты, рисунки, фотографии

Практика работы выявила типичные ошибки педагогов при работе с детским портфолио:

  • нарушение принципа добровольности: работа над портфолио ведётся вместе с ребёнком, материалы отбираются с учётом его мнения;
  • перенасыщение материалами и документами: папка «личных достижений» превращается в «зачётную книжку»;
  • превращение портфолио в накопительную папку рисунков, аппликаций и т.д.;
  • изоляция ребёнка от работы с портфолио; нельзя забывать о том, что ребёнок – активный участник формирования своего портфолио, а воспитатель отвечает за сбор и систематизацию материалов;
  • хранение портфолио в недоступном для детей месте;
  • перенасыщение текстом; мы знаем, что дошкольники еще не умеют читать или читают плохо, поэтому оптимальное соотношение текста и визуальных объектов (рисунков, фотографий) 20 на 80, то есть 20 % - текста,  а 80% всего остального;
  • портфолио – это не законченный документ, с которым уже не надо работать: мы стремимся к соблюдению  принципа преемственности между детским садом и начальной школой, школа как преемник дошкольного уровня должна подхватить достижения дошкольника и продолжать развивать накопленный им потенциал; портфолио дошкольника – портфолио школьника.

Как же запускается технология детского портфолио?

Начинается всё с мотивации к работе над портфолио, осознание ребенком и взрослыми, зачем оно нужно; затем определяется срок работы над портфолио (как правило, до выпускного бала); вместе с ребёнком и родителями намечается  структура портфолио, которая, обычно, меняется в процессе работы (появляются новые рубрики и т.д.).

Два последних шага (определение критериев, способов  оценивания и того, как будет презентоваться детское портфолио)  необходимы  для того, чтобы данная работа стала именно технологией.

Алгоритм запуска технологии детского портфолио:

1 шаг – мотивация к работе над портфолио, осознание ребенком, зачем ему портфолио;

2 шаг – определение времени работы над портфолио (как правило, до выпускного бала);

3 шаг – определение структуры портфолио вместе с ребёнком и родителями;

4 шаг – определение критериев оценивания;

5 шаг – определение способов оценивания и представления портфолио (презентации).

В качестве критериев  мы выбрали всего три позиции: полнота и разносторонность представленных  материалов; степень участия ребёнка в формировании и оформлении собственного портфолио и единство стиля, эстетика и оригинальность оформления.

Этапы работы:

I – постановочный (мотивация, структура портфолио, сроки работы, место хранения)

II – поисковый (сбор информации, её отбор, взаимодействие с семьёй, специалистами детского сада)

III – презентация портфолио родителям, сверстникам, детям другой группы и т.д.

Рубрики в портфолио могут быть самыми разнообразными, всё зависит от желания и креативности ребёнка и взрослых.

Примерный рубрикатор:

  • «Здравствуйте, это я»
  • «Моя семья»
  • «Моя группа» (детский сад)
  • «Мои друзья»
  • «Я люблю»
  • «Моё творчество»/«Золотые ручки»
  • «Расскажи обо мне»
  • «Мои успехи в обучении»
  • «Мои достижения»
  • «Мой город»/«Мои любимые места в городе»
  • «Размышления вслух» и т.д.

Если говорить о видах портфолио, то сегодня их уже несколько, это веб-портфолио (существуют специальные порталы, на которых можно его создать), электронные портфолио или портфолио-презентации. Издательство «Учитель» выпустило серию пособий, которые можно назвать портфолио-раскраска, так как листы в нём напечатаны в черно-белом цвете и ребёнок самостоятельно их раскрашивает в процессе работы над портфолио. 

Наиболее распространёнными и удобными являются печатные портфолио с готовыми титульными листами и разделителями, «пустографами», куда можно заносить информацию. И, конечно,  можно сделать полностью рукотворное портфолио.

С чего начать?

Рассказать родителям о планируемой работе, максимально доступно объяснив цели и прогнозируемый результат. Показать детям уже готовые образцы, тем самым мотивируя их к совместной деятельности.  Предложить родителям самостоятельно оформить первый раздел портфолио  (рубрики «Здравствуйте, это Я», «Моя семья», «Мои друзья», «Мой детский сад/моя группа»).

Продолжить формировать детское портфолио, оформляя вместе с ребёнком рубрики: «Я люблю», «Моё творчество», «Мои достижения», «Мои успехи в обучении».  Вести работу в системе, постоянно пополняя детское портфолио не только его рисунками, но и фотографиями, образцами речетворчества (рассказы, стихи, сочинённые ребёнком), записями интересных случаев, произошедших с ребёнком в детском саду, фиксацией его успехов.

Постоянно обращаться к родителям с напоминанием о необходимости пополнения портфолио, помня о том, что  портфолио – важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии «воспитатель-ребёнок-родитель».

Формы работы с детьми в технологии детского портфолио:

  • самостоятельное рассматривание портфолио всеми детьми группы, возможность ребёнка ещё раз пережить приятные моменты, моменты успеха, радости, гордости  с опорой на материальные объекты: грамоты, сертификаты и т.д.  (детское портфолио хранится в группе в доступном для детей месте);
  • мини-презентация рубрик портфолио детям группы с целью формирования навыков публичного выступления.

Итак, детское портфолио – это:  

  • технология, обеспечивающая личностно-ориентированный подход воспитания и образования детей;
  • способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определённый период развития ребёнка;
  • коллекция работ ребёнка, которая демонстрирует его усилия, прогресс, личные достижения, возможность для ребёнка ещё раз пережить моменты успеха;
  • инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребёнка, способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания траектории развития;
  • форма работы с детьми;
  • форма работы с семьёй.

Работа в технологии детского портфолио позволяет воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъективные проявления детей, что особенно важно для дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Материалы вебинара издательства «Учитель» «Портфолио дошкольника как инновационная технология в образовательном процессе и реализация преемственности между ДОО и начальной школой», ведущая вебинара Черноиванова Н.Н., старший методист издательства «Учитель» (2016 г.)
  2. Материалы вебинара Межрегионального центра поддержки творчества и инноваций  «Микс» использования технологии «Портфолио» в практике работы ДОО», ведущая вебинара Михайлова И.В., ассистент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВО ПИ «ИГУ» (2016 г.)

TEXT.RU - 58.21%

 

5 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 15)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Войтко Ирина Ивановна

Войтко Ирина Ивановна 24.02.2018 в 09:46

Очень интересный и полезный материал.Голос!

Веденеева Лариса Николаевна

Веденеева Лариса Николаевна 30.09.2018 в 07:04

Замечательный материал. Нужный и полезный для работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!