Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка музыкального руководителя детского сада»
Игра – оперетта
«Сказка о Буратино"
методические рекомендации
Работа по подготовке к музыкальной игре – оперетте требует последовательности и систематичности.
С чего начинается работа:
Первый этап подготовки игры – оперетты – активное включение ребёнка в процесс восприятия музыкального материала, что позволяет детям через накопленный опыт ощутить содержательную выразительность музыкальной речи.
Детям предлагается прослушать музыкальный фрагменты, а также песенные номера, определить характер музыкальных образов. Далее дошкольники знакомятся с либретто игры – оперетты «Сказка о Буратино». На этом этапе руководства игрой активность взрослого преобладает (эмоциональная, двигательная, речевая).
На втором этапе дети творчески интерпретируют содержание музыки при создании музыкально –игрового образа. Чтобы передать музыкально –игровой образ ребёнок ищет выразительные движения, мимику, интонации.
Например, слушая польку Й. Штрауса, дети могут воображать, как они работают с куклой –марионеткой, каждый раз при повторе игры могут находить новые движения, более ярко выражающие музыкальный образ.
Прослушивая дуэт Кота и Лисы, дети передают характер музыки, смену настроения с помощью выразительных интонаций (изменение в динамике, интонационных красках).
На третьем этапе в музыкальной игре применяется творческий опыт в условиях свободного импровизирования. На этом этапе имеется завершённый сюжет, в виде сценической постановки в жанре игры –оперетты.
В игре - оперетте дети перевоплощаются в персонажей этой увлекательной истории. Музыкальная игра – оперетта представляет собой объединение мини – сюжетов, игр – инсценировок, обыгрывание музыкальных образов.
Игра – оперетта
по мотивам сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Толстого
на музыку из к/ф «Буратино» А.Рыбникова
либретто Н.Ластаевой
Задачи:
Действующие лица: Папа Карло,Сизый Нос, Буратино, Сверчок, Карабас-Барабас, Мальвина, Артемон, Куклы, Базилио, Алиса, Лягушки, Тортила, Паук, Бабочки –дети.
Материал и оборудование: очаг, полено, рубанок, кукла – марионетка, азбука, домик Мальвины, стол, посуда, болото, дверца в зал.
Музыкальный репертуар:
Предварительная работа:
Ход игры – оперетты
(дети заходят в зал, садятся на стульчики)
Ведущий: Жил – был старый шарманщик Карло, он ходил и пел, за это ему давали медные деньги.
Карло: (поёт песню «Все сказки детства» фрагмент №1, играя на шарманке).
Ведущий: Карло жил в бедной каморке, где даже очаг был не настоящий.
В КАМОРКЕ ПАПЫ КАРЛО
Ширма с изображением очага.
(Карло сидит, подперев голову руками)
Сизый Нос: (похлопывает Карло), (фрагмент№2)
Здравствуй, Карло, старый друг
Отчего грустишь ты тут?
Я принёс тебе полено/2 раза
Сделай куклу, будет веселее/2 раза
Карло: Здравствуй, друг мой Сизый Нос.
Покажи- ка, что принёс.
Ну, полено, как полено/2 раза
Ах, куда ты полетело?/2 раза
( полено отскочило и ударило Сизый Нос)
Сизый Нос: Ты чего дерёшься, Карло?
Что с тобою, друг мой, стало?
Карло: Ты прости меня, дружище.
Я не бил!
Сизый Нос: Ах ты, лгунище (дерутся)
Буратино: Бей его, хватай за нос.
И вали – ка хорошенько.
Карло: Нет, давай, давай мириться,
Сизый Нос: Хватит, хватит лбами биться. (Обнимаются, Сизый Нос уходит)
Карло: (смотрит на полено, строгает) фрагмент №3
Как бы куклу мне назвать,
Назову-ка, Буратино.
Это имя принесёт
Счастье нам и людям диво.
Улыбнись, мне куколка,
Станет веселей,
Улыбнулась куколка,
Улыбнусь я ей.
Буратино: (фрагмент№4)
Ой, чего Вы щиплетесь,
Вы поласковей ко мне.
Сделайте мне рот побольше,
Прямо – прямо до ушей!
Сделайте мне только носик,
Носик поострей,
Улыбнусь тогда я Вам-
Станет веселей! (Карло дорисовывает рот, надевает нос).
Ведущий: Чудный мальчишка получился у папы Карло, только большой озорник. (Буратино учится ходить. Импровизация движений: неуклюжая походка с высоко поднятыми коленями, осторожная, медленная) фрагмент №5
Ведущий: Буратино увидел очаг и котелок на огне. Как только он проткнул в холсте дырку, и увидел какую – то дверку, появился говорящий сверчок.
Сверчок: (фрагмент№6)
Послушай, Буратино,
Ты старого сверчка.
Тебе придётся трудно,
Но выручат друзья.
Ты встретишь Карабаса
Он очень груб и зол.
Но должен ты найти
Всем ключик золотой.
А девочку Мальвину, послушайся, друг мой.
Ты посмотри на куклу,
Мальвина будет такой. (Сверчок танцует с куклой –марионеткой. Импровизация движений: движения галантные, плавные, кружение по кругу).фрагмент№7
Ведущий: Папа Карло продал свою куртку и купил Буратино азбуку. (Карло даёт Буратино азбуку. Импровизация движений: Карло гладит книгу, сдувает «соринки», любуется ей).
Буратино: Я буду умненьким, благоразумненьким.
Карло: Песня «Буратино» (фрагмент №8) (Карло поёт, Буратино – танцевальная импровизация: 1-куплет:идёт радостно, беззаботно, делает «нос». Припев: поскоки с хлопками, поклоны в разные стороны.)
ТЕАТР КАРАБАСА – БАРАБАСА
Стоит тумба с афишей театра Карабаса – Барабаса.
Карабас – Барабас: (фрагмент№9)(Импровизация движений: идёт важно, любуясь собой, бьёт по полу плёткой, грозит.)
Мой народец странный,
Глупый деревянный.
Кукольный владыка
Вот кто я поди – ка
Грозный Карабас,
Славный Барабас.
(фрагмент№10) (Выходят куклы. Импровизация движений: идут, повесив головы, опустив плечи, шаркая ногами).
Карабас – Барабас: Скоро представленье, куклы, поживее.
Танец «Ожившая кукла» (фрагмент№11) (движения кукол по тексту, смена динамики отображается на мимике лица, пластике движений).
Карабас, увидев Буратино, подвешивает его на крючок.(фрагмент №12)
Мальвина и Артемон убегают.
Пьеро:
Мальвина бежала в чужие края,
Мальвина пропала невеста моя.
Рыдаю, не знаю, куда мне деваться.
Не лучше ль мне с кукольной
Жизнью расстаться?
Куклы:
Нам горько живётся,
Не мил белый свет.
Пьеро:
И вот нашей куклы Мальвины уж нет.
Карабас –Барабас:
Хватит слёзы проливать,
Будем польку танцевать.
«Полька – птичка» ( фрагмент№13) (Импровизация движений: лёгкий шаг польки, руки крест –накрест, хлопки, нога на носок ,выбрасывание ног).
Карабас – Барабас:
В очаге мало дров,
Брошу Буратино.
Буратино: (фрагмент№14)
Злой, жестокий Карабас,
Папу Карло пожалейте,
Мы бедны, так что у нас
Очаг лишь на холсте, поверьте.
Карабас – Барабас:
Что ты говоришь, мальчишка,
Неужели правду?
Эти пять золотых передай ты Карло.
Я приду к вам завтра.
Завтра дверцу я открою,
Стану…ля…ля…ля.
Идут Базилио и Алиса (фрагмент№15)(Импровизация движений: крадущиеся шаги, с оглядкой назад), вбегает Буратино.
Алиса:
Ах, Буратино, подожди.
Базилио:
Держи его, держи, держи.
Алиса:
Отдай все золотые мне,
А то задам, задам тебе (бегут за Буратино, он ставит подножку и убегает).
В ГОСТЯХ У МАЛЬВИНЫ
Ширма, с изображением окошка, перед ней столик, стульчики, на переднем плане клумба с цветами.
Ведущий: Буратино очутился на полянке, возле красивого домика, где жила Мальвина. В этот утренний час бабочки танцевали танец росинок, которые они собирали с прекрасных цветов.
(фрагмент№16)( импровизация движений: лёгкий бег, кружение на полу пальцах, кружение «звёздочка», кружение «свечка», раскрытие рук с позиции).
Ведущий: Танцуя, бабочки накрыли на стол. Мальвина усадила Буратино завтракать.
Мальвина: (фрагмент№17)
Какой чудесный день,
Как сказочно вокруг.
Ах, Буратино, Вам так лень,
Вы не помыли рук.
Как Вы могли? Вы невоспитанны.
Буратино:
Что за девчонка! Я не рад.
Вот это влип, так влип.
Возьму руками всё подряд,
Чтоб был живот набит.
Мальвина:
Как Вы могли? Вы невоспитанны.
Артемон:
Пойдём, шалун, быстрей за мной.
Ты сядешь в тот чулан (гав, гав)
Ну не верти ты головой,
А то сейчас задам.
Буратино:
Чего они хотят?
Поучайте, лучше ваших поучат.
Мальвина:
Закончим этот спор-
Паучок – замечательный танцор.
«Румба» (фрагмент№18) (танцуют Паук и бабочка. Импровизация движений: смена шагов – медленно, быстро, быстро, медленно; руки на бёдрах. Буратино, Мальвина , Артемон импровизируют на маракасах)
Артемон уводит Буратино.
Ведущий: Ночью Базилио и Алиса выманили Буратино, забрали золотые и бросили Буратино в болото.
(фрагмент№19)(лягушки вытаскивают Буратино из болота)
Песня «Весёлый лягушатник» (фрагмент№20)
(слышится грустная музыка Пьеро) (фрагмент№21)
Ведущий: Буратино обрадовался Пьеро, рассказал ему о Мальвине и вдруг они услышали…
Лягушата: Тётушка Тортила, тётушка Тортила!
«Романс Тортилы» (фрагмент№22)
Ведущий: Тортила подарила Буратино золотой ключик, которым открывается волшебная дверца.
Тортила:
Я дарю золотой тебе ключик,
Пусть он счастье вам всем принесёт.
Карабас –Барабас не получит,
К Буратино пусть ключик плывёт.
Собирайтесь, друзья, поспешите,
Ведь дорога у вас далека.
Вы друг друга в пути поддержите,
Я желаю вам только добра.
( появляется Мальвина) (фрагмент№23)
Пьеро встаёт на колени и протягивает руки, Буратино кладёт в его руки золотой ключик. Друзья идут с песней, к ним присоединяются другие куклы.
(фрагмент№24,2-ой куплет).
Ведущий: Карабас –Барабас был очень зол – ведь от него ушли все куклы, ключ у Буратино!
Куклы встали кучкой, поодаль от Карабаса (импровизация движений: испуг на лице, трясутся, жмутся друг к другу, закрывают ладошками глаза).
Карабас –Барабас (фрагмент№25)
Я бегу, я спешу,
Всё равно их догоню.
Всё равно их догоню
Ключик я себе возьму.
Буду я богатым, важным, бородатым.
Кукол я поколочу, Буратино распилю (убегает).
Куклы достают музыкальные инструменты и радостно идут под 3-ий куплет песни (фрагмент№26,импровизация на музыкальных инструментах: маракасы, бубны, дудочки, кастаньеты, барабан, тарелки).
Занавес закрывается. Появляется волшебная дверца. Из-за кулис выходят куклы, их встречает папа Карло, обнимая Буратино.
Карло: (фрагмент№27)
Буратино, как я рад,
Ключик будет очень кстати,
Дверцу я нашёл вон там, (показывает в стороны дверцы)
А за нею счастье (все проходят в зал через дверцу).
Ведущий: Что это? Артисты очутились на сцене, а зрители встретили их добрыми улыбками.
И каждый из них понял:
счастье – это когда ты нужен,
когда тебе рады,
когда ты не одинок!
Участники музыкальной игры выходят на поклон.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.