Регистрация

Мастер — класс для педагогов ДОУ на тему: «Музыкальная физика, как средство развития у дошкольников познавательной активности в ходе опытно – исследовательской музыкальной деятельности"

  • 7 августа 2018

Сценарий мастер-класса на тему: «Музыкальная физика, как средство развития у дошкольников познавательной активности в ходе опытно – исследовательской музыкальной деятельности»

Цель мастер-класса: организация платформы сотрудничества, объединяющей педагогическое сообщество города для трансляции, обсуждения инновационного опыта и повышения профессионализма педагогов по обозначенной теме.

Задачи мастер-класса:

1. Представить коллегам педагогический опыт по использованию экспериментальной музыкальной деятельности, как средство познания детьми старшего дошкольного возраста окружающей действительности.

2. Смотивировать педагогов на использование в своей практической деятельности предложенного методического материала, на поиск собственных идей и решений.

3. Побуждать участников мастер-класса к совместной творческой деятельности, взаимообмену, расширению профессиональных связей.

Ход мастер-класса

(Заранее, руководители мастер-класса раскладывают на стульчики разрезные части картинок - символов: скрипичного ключа и лупы. Все участники мастер-класса садятся на стульчики и берут попавшуюся часть картинки. На столах приготовлены необходимые предметы для опытов. На мультимедийном экране представлено название темы мастер-класса: «Музыкальная физика, как средство развития у дошкольников познавательной активности в ходе опытно – исследовательской музыкальной деятельности»).

Ведущий 1: Добрый день уважаемые коллеги! Рады приветствовать вас на нашем мастер-классе.

Ведущий 2: Надеемся, что сегодня наша встреча будет интересной, полезной и увлечет вас в мир музыкальных экспериментов. Для начала, нам необходимо разделится на две подгруппы. Это получится, если вы соберете из отдельных частей две картинки с изображением символов Музыки и Физики. (Участники мастер-класса собирают в единое целое разрезные картинки с изображением скрипичного ключа и лупы. Так они объединяются в команды и рассаживаются за столы).

Ведущий 1: Соединение двух областей: музыки и физики, будет основой для организации сегодняшней опытно – экспериментальной деятельности. Тема нашего мастер – класса – это «Музыкальная физика, как средство развития у дошкольников познавательной активности в ходе опытно – исследовательской музыкальной деятельности». В самом начале, мы хотели бы предложить вам поучаствовать в мини дискуссии, в ходе которой вы попробуйте высказать свое мнение о том, - Что вы ожидаете от сегодняшней встречи?

Ведущий 2: - Как вы себе представляете реализацию данной темы? - Считаете ли вы данную тему актуальной и почему? Вы будете предавать из рук в руки нотку, и делиться с окружающими своими мыслями. Участники мастер-класса передают из рук в руки нотку и высказывают свои предположения

Ведущий 2: Мы благодарим вас за активность и интересные высказывания. Действительно, в свете реализации ФГОС ДО становится необходимым обеспечение условий для развития исследовательской активности и инициативы дошкольника, его самостоятельности и активности средствами опытно - экспериментальной деятельности. Кроме того, социальный заказ общества побуждает нас к поиску новых форм взаимодействия с детьми и родителями, обновления содержания образования для реализации проекта «Уральская инженерная школа». Несмотря на то, что музыкальная деятельность напрямую не связана с миром производства, техники и точных наук, но при творческой организации образовательного процесса и средствами музыкального воспитания можно достичь формирования у дошкольников основ инженерных компетенций.

Ведущий 1: Сегодняшнее наше мероприятие является составной частью совместного инновационного проекта «Тайны музыкального звука», который мы реализуем с педагогами нашего детского сада. Рассчитан он на три учебных года. Наряду с другими технологиями, он помогает формировать у дошкольников предпосылки инженерного мышления. Поскольку проект носит интегративный характер, дети получают возможность подтвердить опытным путем те знания, которые преподносит им воспитатель в рамках ознакомления с окружающим миром.

Ведущий 2: В основе проекта лежит опытно – исследовательская деятельность детей, которая предполагает изучение различных характеристик звука, музыкальных инструментов, способов звукоизвлечения на них, используя знания из разных областей наук. В ходе организации опытно-экспериментальной деятельности у ребенка проявляется большой интерес к объекту исследования, развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулируется познавательная активность и любознательность, активизируется восприятие музыкального материала. Кроме того, ребёнок получает возможность самостоятельно устанавливать взаимосвязи между объектами живой и неживой природы, взаимозависимости, делать выводы, все это имеет непосредственное отношение к формированию ключевых инженерных компетенций. Закончить наше небольшое вступление мы хотели бы словами великого педагога Яна Амоса Каменского. А озвучит нам их коллега из зала, внешность которого я сейчас опишу. Ведущий описывает внешность одного из педагогов, который зачитывает цитату: «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». А теперь, мы приглашаем вас окунуться в увлекательный мир экспериментов со звуками.

Ведущий 1: Сегодня мы попробуем изучить звук с помощью разных анализаторов человеческого тела – слуха, зрения, осязания. Уважаемые коллеги! Наступило время для первого опыта.

1. Опыт с воздушным шариком и гайкой

Как вы думаете, какой вывод можно сделать по результатом этого опыта? Правильно, все дело в вибрации, которая создается при беге монеты по внутренним стенкам шарика. Чем быстрее вращать шарик, тем выше звук, соответственно, чем медленнее — тем звук ниже. Размер тоже имеет значение, чем тяжелее и больше монета, тем тональность звука ниже! А что же влияет на силу звука? На это вопрос нам поможет ответить следующий опыт

2. Опыт с мыльной пленкой и звуковой волной

3. Опыт с расческой

Попробуем извлечь звук из расчески. Зубчики расчёски дрожат от прикосновения и издают звук. Он тихий и слабый. Ставим расчёску одним концом на стул. Повторяем опыт. Звук стал громче. Колебания передаются стулу и он усиливает звук. Прикладываем конец расчёски к столу. Звук стал ещё громче. Вопрос: Как предметы могут влияют на громкость звука? Ответ: Чем больше предмет, тем громче звук. А сейчас попробуем из обычных предметов смастерить простейший микрофон, который тоже будет усиливать громкость звука.

4. Опыт с консервной банкой

Воздушный шарик как можно сильнее натягиваем на открытый верх консервной банки, закрепляем по окружности скотчем. Научное объяснение: Получившаяся из шарика мембрана улавливает колебания воздуха, вследствие чего резонирует металлическая банка. 5. Опыт «Бумажный телефон» А теперь, окунемся в детство, в то время, когда не было сотовых телефонов, и других гаджетов. Мы вам предлагаем своими руками создать устройство для передачи звука на расстоянии, сейчас это устройство называется телефоном. Обратите внимание, что у вас на столах стоят бумажные стаканчики разных размеров, на одном столе маленькие, на другом большие и нитки. Для демонстрации опыта придумайте, пожалуйста двустишие – приветствие противоположной команде. Для изготовления телефона мы использовали: одноразовые стаканчики, толстую нитку (типа Ирис), тоненькую палочку, иголку. Необходимо соорудить конструкцию — два стаканчика соединены между собой ниткой. Для этого прокалываем иголкой дно стаканчика и продеваем нитку. Закрепляем нитку так, чтобы она не выскочила. Для этого используем спичку. Так как мы были на улице, то нашли тоненькую палочку и с ее помощью закрепили нить. Мы решили проверить телефон на расстоянии 30 больших шагов. Поэтому мальчишка взял стаканчик с ниткой и пошел вперед, отсчитывая шаги. Я оставалась на одном месте, разматывая нитку. Отойдя на необходимое расстояние один их телефонистов остановился. Мы отрезали второй конец нитки, закрепили на дне стаканчика. Телефон готов к тестированию. Итак, один человечек говорит в стаканчик, а другой, приложив стакан к уху, его слушает.

Ведущий: Какой вывод можно сформулировать по итогам этого опыта? Ответы участников. Научное объяснение: Ведущий: Конечно, звук передается на расстоянии с помощью волн, которые перемещаются по нитке, а стакан является резонатором, который усиливает звук. И чем больше размер стакана, чем ярче и громче слышится звук.

6. Опыт «Кукарекающий стакан»

Так же как и в предыдущем опыте проделайте отверстие в центре дна стаканчика. Отрежьте нитку длиной 50-60 см. Привяжите скрепку к одному концу нитки, а свободный конец пропустите через отверстие в дне стаканчика таким образом, чтобы скрепка была с внешней стороны стакана. Возьмите стакан кверху дном так, чтобы нитка свободно висела. Другой рукой возьмите влажную салфетку и аккуратно проведите по нитке, скользя, вниз. Что вы при этом слышите? Да! Кричит петух! Если ничего не слышно, значит салфетка не достаточно влажная – намочите ее и попробуйте еще раз! Этот опыт потребует от вас некоторой сноровки, но поверьте мне, результат вам понравится!!! Вопрос: Как вы думаете, в следствии чего появляется такой резкий звук? Научное объяснение: Когда влажная салфетка скользит по нитке, она создает вибрации, которые поднимаются вверх, достигая донышка стаканчика, и весь стакан начинает колебаться. Как и в предыдущем опыте колебания передаются воздуху внутри стаканчика. Форма стаканчика усиливает звук, и мы слышим довольно громкое «кукарекание», раздающееся из стакана

7. Опыт с пирамидой и звуковой волной

8. Опыт с динамиком и свечой

 Описание опыта с динамиком и свечой

Установите напротив динамика свечу, наведите звук на низкие частоты и посмотрите, что произойдет. При усилении звука пламя свечи гаснет. Низкочастотные звуки посылают вибрации, которые так сильно колеблют воздух, что пламя гаснет. Ведущий: Опыты с динамиком продемонстрировали нам возможность увидеть звук.

9. Опыт «Поющие бокалы» Бокал необходимо наполнить водой, а потом можно смоченным в воде пальцем водить по краю бокала. Получается отличное пение бокала! Научное объяснение: Высота звука зависит от толщины стенки бокала и количества в нём воды. Чем тоньше стекло и чем меньше воды, тем звук выше. Ведущий: Наш мастер-класс подошел к концу. Вы увидели, что в его организации были использованы интегративные подходы. Это позволяет сформировать у ребёнка опыт получения знаний посредством актуализации его представлений из мира науки, современной техники, искусства и жизненных ситуаций. Предложенный материал может быть использован не только музыкальными руководителями, но и воспитателями детских дошкольных учреждений при организации непосредственно образовательной и совместной деятельности с детьми. В заключении мы хотели бы получить от вас обратную связь и поиграть в игру, доскажи словечко! Участникам мастер-класса раздаются листочки с незаконченными фразами: -сегодня я увидела, что…, -сегодня я поняла, что…, - сегодня мне понравилось…, - сегодня мне запомнилось… - я открыла для себя, что….. Мы благодарим всех за внимание, всем творческих успехов и до новых встреч!

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!