Конспект совместной музыкальной деятельности «Экскурсия по Институту исследования музыки»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: создание педагогических условий для развития у детей познавательной активности в ходе самостоятельной опытно - экспериментальной музыкальной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать у дошкольников представления о характеристике звука: громкости, тембре, высоте.
- Подводить к пониманию причин возникновения звука – распространении звуковых волн.
- Познакомить детей с музыкальным инструментом - камертоном.
- Дать представление о музыкальных терминах, обозначающих различные темпы музыки.
- Познакомить детей с простейшими элементами музыкальных компьютерных программ и возможностями современных гаджетов.
- Формировать основы метапредметных универсальных учебных действий.
- Способствовать расширению кругозора, активизации словаря.
Развивающие:
- развивать у детей умение наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Подводить к умению самостоятельно получать знания в ходе опытно -экспериментальной музыкальной деятельности. - Развивать внимание, память, логическое мышление, эмоциональную отзывчивость на музыку.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- формировать интерес к опытно - экспериментальной деятельности в сфере музыкального искусства.
- Поддерживать инициативу, сообразительность.
- Воспитывать у детей культуру общения, восприятия музыки, движения.
Предполагаемый результат:
1. У детей сформирован опыт самостоятельного получения знаний посредством экспериментальной музыкальной деятельности.
2. Дошкольники владеют элементарными понятиями музыкальной грамоты.
3. У воспитанников расширен кругозор по вопросам природы возникновения звука и его характеристик.
4. У детей сформированы навыки речевой коммуникации: они умеют открыто высказывать собственное мнение, анализировать, делать выводы, живо реагировать на происходящее.
5. У воспитанников наблюдается высокий уровень мотивации по овладению современными гаджетами и музыкальными компьютерными программами.
Перечень оборудования:
1. Музыкальный инструмент (пианино).
2. Камертон.
3. Два бокала из тонкого стекла.
4. Костюмы главных героев: Профессора музыкальных наук, Скрипичного Ключа, Домисольки.
5. Указка.
6. Детский столик.
7. Теннисный шарик на нитке.
8. Бумажные снежинки по количеству детей.
9. Бутафорская нотка.
10. Музыкальные открытки по количеству детей.
Информационно-техническое обеспечение:
1. Ноутбук.
2. Мультимедийная установка.
3. Устройство USB.
4. Настенный экран
. 5. Музыкальный центр.
6. Подбор мультимедийных презентаций и видеороликов.
7. Аудио запись музыкальных песен из мультфильмов «Маша и медведь», «Фиксики», музыкально двигательной игры «Соку-бачи».
8. Микрофон, смартфон
Ход мероприятия:
(Звучит музыка. В зале появляется Профессор музыкальных наук).
Профессор музыкальных наук: Добрый день всем любителям музыки. Разрешите представиться - я Профессор музыкальных наук. Дело всей моей жизни - это мир волшебных звуков. Я люблю их слушать, соединять в мелодии, изучать, и даже изменять с помощью современной техники. Сегодня я приглашаю вас в Институт исследования музыки, где есть множество лабораторий. В них ставятся опыты и эксперименты со звуками. Полученные результаты помогают людям лучше понимать музыку, её выразительные средства и характеристики. Профессор музыкальных наук: На экране вы можете познакомиться со схемой института и выбрать интересующую вас лабораторию, в которую мы первой отправимся все вместе. (На мультимедийном экране появляется схема с символическим обозначением лабораторий).
Профессор музыкальных наук: Кто первый ответит на мой вопрос, тот и будет определять лабораторию, в которую мы пойдем прямо сейчас. - Как по - научному называется громкое звучание музыки?
Дети: Форте!
Профессор музыкальных наук: Правильно! Раз ты первый ответил на вопрос, выбирай значок любой лаборатории. (Ребёнок показывает указкой на понравившийся ему символ лаборатории; в это время звучит музыка и появляется линия, соединяющая на схеме главный вход с выбранной лабораторией).
Профессор музыкальных наук: Твой выбор указал на то, что первой мы посетим лабораторию «Поющие предметы». Здесь изучают высоту звука и те величины, от которых она зависит. Экскурсию по этой лаборатории проведёт мой помощник - старший научный сотрудник по имени Скрипичный Ключ.
(Под музыку появляется взрослый в образе Скрипичного Ключа).
Скрипичный Ключ: Рад приветствовать вас, друзья, в моей лаборатории «Поющие предметы». Сейчас мы вместе с вами проведём опыт, после которого вы скажите, от чего может зависеть высота звука.
Опыт с бокалами
Скрипичный Ключ: В два бокала из тонкого стекла я налью разноеколичество воды. В один - почти до самого края, в другой - чуть на донышке. Потом, смоченным в воде пальцем я буду водить по краю бокала(выполняет действие). Получается отличное пение! Теперь вы ребята попробуйте сделать то же самое (выбирает одного, двух детей, которые повторяют действия педагога). Давайте все вместе пропоем звуки, которые издают эти два бокала. Вы заметили, что бокалы звучат по - разному?
Дети: Да!
Скрипичный Ключ: В каком бокале звук получается высокий, тонкий?
Дети: В том, где воды налито мало.
Скрипичный Ключ: А в каком бокале звук низкий и толстый?
Дети: в том, где воды много.
Скрипичный Ключ: Вы правильно подметили ребята. Высота звука в бокалах отличается друг от друга. В бокале с меньшим количеством воды звук получается тонкий и высокий. А бокал, до краев наполненный водой, издает низкий звук).
Скрипичный Ключ: Таким образом, скажите, от чего зависит высота звука?
Ответы детей: От количества воды, налитой в бокал.
Скрипичный Ключ: Вы молодцы, правильно разгадали тайну высоты звука, за это я вам дарю микрофон.
Профессор музыкальных наук: Спасибо тебе, Скрипичный Ключ. Сейчас с его помощью мы споем песню моих друзей, которых я часто приглашаю в свой институт чинить поломавшиеся приборы. Как вы думаете, кто они?
Ответы детей: Фиксики!
Скрипичный Ключ: Вы будете петь их песню в микрофон, а я начну снимать вас на свой волшебный смартфон. Таким образом, каждый исполнитель сможет увидеть себя на большом экране.
Дети исполняют песню «Фиксики»
(в это время идет демонстрация их исполнения на мультимедийном экране).
Скрипичный Ключ: Здорово у вас получилось, но мне пора уходить и готовить новый опыт со звуками. Буду рад видеть вас ещё раз в моей лаборатории.
Профессор музыкальных наук: Дети вы хотите побывать в других лабораториях моего института?
Ответы детей: Да!
Профессор музыкальных наук: Тогда отгадайте музыкальную загадку:
внимательно послушайте два произведения и скажете, чем они отличаются друг от друга?
(Звучит отрывок одного и того же произведения в медленном и быстром темпе - обработанном в компьютерной программе с изменением скорости звучания).
Ответы детей: Одна музыка звучит медленно, другая быстро.
Профессор музыкальных наук: Правильно, в жизни быстрота, с которой движется любой предмет, называется СКОРОСТЬ, а в музыке движение звуков называется ТЕМПОМ. В музыкальном мире различные темпы принято обозначать на итальянском языке. Например, быстрый темп называется «аллегро», медленный - «анданте».
Лаборатория, которая изучает скорость музыкальных звуков, называется «Темпом можно управлять».
(Профессор показывает указкой на символ лаборатории; в это время снова звучит музыка и появляется линия, соединяющая на схеме главный вход с выбранной лабораторией).
Профессор музыкальных наук: Начинаем наш опыт. Сейчас прозвучит всем вам знакомая песня из мультфильма «Маша и медведь». На языке компьютера, любая музыка или песенка называется АУДИОФАЙЛОМ. С помощью специальной программы его можно представить в виде изогнутой линии.
(Звучит музыка, а на мультимедийном экране демонстрируется её графическое изображение).
Профессор музыкальных наук: Посмотрите на изображение аудиофайла с песней «Маша и медведь». Теперь с помощью компьютера мы попробуем изменить темп этой песенки, сделать её с начала быстрее, в темпе аллегро, а потом медленнее, в темпе анданте.
(Профессор включает песенку сначала в медленном темпе и демонстрирует её графическое изображение на экране; оно получилось растянутым, а потом в быстром темпе также с графическим изображением; оно получилось сжатым, коротким).
Профессор музыкальных наук: Ребята, вы сейчас прослушали песенку в трёх разных темпах - умеренном, как она звучит в мультфильме, в быстром и медленном, а также увидели её изображение на экране. Сравните все три изображения и скажите, как изменяется длина линии при ускорении и замедлении темпа?
Ответы детей: При ускорении темпа линия сжимается, а при замедлении - растягивается.
Профессор музыкальных наук: Правильно. Вы настоящие маленькие исследователи звука! Но нам пора отдохнуть и вспомнить весёлую игру «Соку - бачи», где нужно выполнять движения в соответствии с темпом музыки.
Дети выполняют двигательное упражнение «Соку - бачи», изменяя скорость движений в зависимости от темпа музыки.
Профессор музыкальных наук: Дети, вы хотите продолжить экскурсию по Институту исследования звуков?
Дети: Да!
Профессор музыкальных наук: Тогда добро пожаловать в лабораторию «Удивительные волны». На схеме она обозначена символом в виде рупора и находится вот здесь.
(Профессор показывает указкой на символ лаборатории; в это время снова звучит музыка и появляется линия, соединяющая на схеме главный вход с нужной лабораторией).
Профессор музыкальных наук: Для проведения опытов в этой лаборатории я приглашаю младшего научного сотрудника Домисольку.
(Под музыку появляется взрослый в образе Домисольки).
Домисолька: Здравствуйте маленькие исследователи звука. Я предлагаю вам вместе со мной провести опыт, используя необычный для вас предмет (показывает камертон). Это камертон. Если его задеть, он будет издавать звук, соответствующий по высоте ноте «ля». Звук у камертона никогда не изменяется по высоте и звучит всегда одинаково, поэтому с его помощью настраивают музыкальные инструменты. Во всём мире камертон является образцом, эталоном точной высоты звука. Предлагаю вам самим попробовать ущипнуть за края, чтобы появился звук (дети по очереди выполняют предложенное действие)
Опыт с камертоном
Домисолька: Сейчас я задену камертон, и когда он зазвучит, поднесу к нему подвешенный на нитке теннисный шарик, при этом, не касаясь камертона шариком и не шевеля рукой.
(Демонстрирует действие)
Домисолька: Что происходит с шариком?
Ответы детей: Он начал качаться.
Домисолька: Как вы думаете, от чего это случилось?
Дети высказывают свои предположения.
Домисолька: Ваши предположения интересны, но, оказывается, звук появляется в результате колебания (колыхания) предмета. В опыте с камертоном звук появился при колебаниях его ветвей. Теннисный шарик как - бы прыгал на воздушных волнах.
Человек, когда поёт или разговаривает, издаёт звук при помощи голосовых связок, которые находятся у него в горле (демонстрация картинки голосового аппарата человека на мультимедийном экране). Если посмотреть на картинку, то можно увидеть, что голосовые связки - это мышцы, которые, натягиваясь и соединяясь друг с другом, издают звук.
Сейчас мы сами в этом убедимся. Положите, пожалуйста, на ладошку снежинку из тонкой бумаги. Теперь мы будем петь гласную «у» и посмотрим, что произойдёт со снежинкой.
(Дети выполняют предложенное действие, снежинка на руке начинает двигаться).
Домисолька: Что вы увидели?
Дети высказывают свои предположения. Снежинка стала двигаться.
Домисолька: Этот опыт также показывает, что звук появляется в результате колебания голосовых связок. Воздушные волны стали приподнимать бумажную снежинку.
Профессор музыкальных наук: Юные исследователи, вы ещё не устали?
Дети: Нет!
Профессор музыкальных наук: Тогда нам осталось посетить последнюю лабораторию под названием «Удивительный тембр». На схеме она обозначена ноткой.
(Профессор показывает указкой на символ лаборатории; в это время снова звучит музыка и появляется линия, соединяющая на главный вход с нужной лабораторией).
Профессор музыкальных наук: Для работы в этой лаборатории я приглашаю всех научных сотрудников Института исследования музыки.
(Звучит музыка, появляются Скрипичный Ключ и Домисолька)
Скрипичный Ключ: Рад я музыке служить,
Чем могу полезным быть?
Домисолька: Я со звуками дружу,
Чем сумею - пoмогу.
Профессор музыкальных наук: Дорогие друзья! Мы попали с вами в лабораторию, где изучают окраску звука, в музыке она называется ТЕМБРОМ! Свой тембр есть у голоса человека, а так же у музыкальных инструментов. Тембр помогает нам узнавать героев любимых мультфильмов, песенок, сказок. В современнее время компьютерная техника даёт возможность изменять тембр голоса, не привлекая большое количество людей.
Скрипичный Ключ: Итак, сейчас мы с вами попробуем озвучить с помощью специальной компьютерной программы фрагмент сказки «Колобок». Для этого нам потребуется всего лишь один человек, хотя героев в этой сказке много. Но сначала, давайте вспомним, какие слова говорили звери при встрече с Колобком.
Дети: «Колобок, колобок, я тебя съем»
Домисолька: Для выбора главного помощника я предлагаю такую игру: под музыку будем передавать нотку, у кого она останется в руках на окончании звучания музыки, тот и будет говорить основной текст.
Дети участвуют в игре «Передай нотку»
(посредством игры выбирается ребёнок, который будет говорить основной текст)
Домисолька: (обращаясь к ребёнку) Подходи, пожалуйста, к компьютеру и попробуй громко сказать главную фразу сказки, а программа запишет её.
(Ребёнок произносит слова «Колобок, колобок, я тебя съем»; компьютер записывает его голос).
Домисолька: Теперь прослушаем получившийся аудиофайл.
(демонстрирует запись голоса)
Домисолька: Вы узнали голос (Саши)?
Дети: Да!
Домисолька: Теперь Саша будет молчать, а его записанный голос мы превратим в голос самого трусливого героя, как вы думаете, какого?
Дети: Зайца!
(Домисолька с помощью компьютерной программы изменяет тембр записанного аудиофайла и демонстрирует его детям).
Домисолька: Каким стал голос Саши?
Ответы детей: Тонким, пронзительным.
Домисолька: Теперь попробуем снова изменить голос и превратить в голос медведя.
(Домисолька снова изменяет тембр записанного аудиофайла;)
Домисолька: А теперь какой тембр стал у голоса?
Ответы детей: Грубый, толстый.
Скрипичный Ключ: Ребята, что нам потребовалось чтобы изменить голос Саши и превратить его в голоса сказочных героев
Дети: компьютер.
Скрипичный Ключ: Правильно. Я вам желаю поскорее освоить эту чудо технику, чтобы с её помощью жизнь стала интересней и увлекательней
Профессор музыкальных наук: На сегодня, экскурсия по институту исследования музыки завершилась. Но работы по изучению звука ещё очень много. Сейчас я работаю над диссертацией по теме: «Звук на расстоянии». Я был бы вам очень благодарен, если бы вы дома вспомнили и нарисовали приборы и устройства, помогающие человеку воспроизводить, передавать звук. Сегодня вы мне очень помогли, на память о нашей встрече я хочу преподнести музыкальные подарки (вручает музыкальные открытки).
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.