Музыка и здоровье
Здоровье человека – это не только отсутствие у него болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Состояние здоровья нации, как зеркало отражает социально – экономическое положение общества, уровень медицины, а также отношение государства к проблеме охраны детства.
Приоритет формирования у ребёнка – дошкольника здорового образа жизни закреплён в современных нормативно – правовых документах, таких как: закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Однако, современные дети растут в обстановке неблагоприятной окружающей среды, которая негативно влияет на состояние их организма: замедляет рост, снижает жизнедеятельность, защитные силы и т.д. Поэтому на данном этапе становится актуальным поиск и внедрение таких здоровьесберегающих технологий, которые позволили бы укрепить здоровье ребёнка, повысить резервные силы его организма, сделав это в увлекательной для него форме.
Одним из наиболее эффективных средств в этом направлении мы считаем использование в работе с детьми музыкально-оздоровительных технологий. Музыка, сама по себе - универсальное искусство. Она может воздействовать не только на настроение человека, его душевное состояние, но и влиять на соматическое здоровье. Это подтверждают исследования известных педагогов – Н.Ветлугиной, П. Анохина. Они доказали положительное воздействие музыки на физическую работоспособность и умственную деятельность.
Музыкально – оздоровительная работа в детском саду - это интегративное направление. Оно пронизывает все виды музыкальной деятельности, а также органично вплетается в другие образовательные области: Его цель – обеспечить каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья, развить музыкальные и творческие способности, а также сформировать привычку здорового образа жизни.
Предлагаем наиболее эффективные здоровьесберегающие музыкальные технологии, которые помогут в воспитании гармонично развитой, социально активной личности ребёнка.
Валеологические песенки-распевки. Это несложные, добрые тексты (иногда, придуманные самими детьми), положенные на мелодию из нескольких звуков мажорной гаммы. Они могут быть своеобразным ритуалом начала любого занятия и служить формой приветствия детей («Добрый день, добрый день – нам здороваться не лень!», «Доброе утро - улыбнись скорее, и сегодня весь день станет веселее!»). Также содержание этих песенок может включать описание сезона («Листики летят – это листопад!», «Раз, два, три, четыре, пять – к нам зима пришла опять»), обыгрывание имени («Леночка – Алёнка, милая девчонка») и т.д. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика. Она необходима, в первую очередь, для снижения заболеваний верхних дыхательных путей (ангина, бронхит), а также для формирования красивого, здорового голоса. Кроме того, дыхательные упражнения необходимы детям, имеющим речевые нарушения. Ведь ослабленное дыхание не даёт ребёнку правильно строить предложения, полностью проговаривать фразы. Дыхательные упражнения позволяют тренировать силу вдоха и выдоха, развивают продолжительный выдох. В качестве речевого материала используются сначала отдельные гласные звуки, затем слоги, слова и фразы. Вот некоторые из упражнений: - «свисток». Исходное положение – сидя, в одной руке держать стакан с водой, в другой – пластмассовую трубочку. Необходимо сделать короткий вдох, а выдохнуть в воду через трубочку, со звуком «у». Повторить три раза. - «трубач». Исходное положение – стоя. Кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх – вдох, на медленном выдохе произносить «пффф». По окончании – снова вдох. - «рубка дров». Исходное положение – стоя. Руки над головой сложены в замок – вдох. На выдохе наклон вперёд со звуком «уххх», как бы имитируя удар топором. Повторить три раза.
Артикуляционная гимнастика. Её основная цель - развитие мышц речевого аппарата (языка, губ, щек, челюсти). Кроме того, она необходима детям для формирования мимики и выразительной дикции. Предлагаем несколько упражнений, которые помогут сделать речь ребёнка четкой, внятной и понятной. - «Толстячки-худышки». Пооче6рёдно надувать и втягивать щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд. - «Орешек». Упираться поочерёдно языком то в одну щеку, то в другую, задерживаясь на 3-5 секунд. - «Трубочка - линеечка». Улыбаться закрытым ртом и вытягивать губы в трубочку. Чередовать движения. - «Откусим пирожок». Улыбнуться, приоткрыв рот и покусывать кончик языка.
Игровой самомассаж. Он повышает тонус и эластичность мышечной системы ребенка, укрепляет опорно-двигательный аппарат. Для создания игровой ситуации целесообразно использовать массаж в сочетании с текстом, что способствует развитию у детей интереса к этому виду деятельности. Примеры игрового массажа.
«Зайка белый прибежал
И по снегу прыгать стал.
(дети легко постукивают пальцами по ступням ног.)
Прыг-скок, прыг-скок!
Непоседа наш дружок.
Зайка прыгнул на пенек,
(дети шлепают ладошками по коленям)
В барабан он громко бьет:
Бум-бум-тра-та-та!
Зимой погода – красота!
А в лесу такой мороз!
Зайка наш совсем замерз.
(хлопают ладошками по плечам)
Лапками – хлоп-хлоп! (хлопают в ладоши)
Ножками – топ-топ! (топают).
Носик – трет-трет-трет, (поглаживает крылья носа)
Ушки – мнет-мнет-мнет. (пощипывает ушки).
Прыгай выше, зайка, зайка-попрыгайка. (легкие прыжки).
«Саночки».
На санках я вышел с горы покататься (гладят ладошками щечки)
А холод бесстыдник не может дождаться (грозят пальчиком)
Тотчас подбегает и за нос меня (пощипывают кончик носа)
С разбега хватает больнее огня (постукивают по крыльям носа, произнося: м-м)
Но не оробел я – на горку помчался. (бегают по лицу кончиками пальцев)
А холод сердитый под горкой остался. (прячут ладошки за спину).
Пальчиковые игры. Ученые доказали, что они благотворно влияют на развитие речи ребёнка, поскольку речевой и двигательный центры головного мозга находятся рядом. Кроме того, эти игры развивают мелкую моторику, повышают координационные способности пальцев рук, необходимые для подготовки руки к рисованию и письму. Поскольку пальчиковые игры обычно включают в себя стихотворное сопровождение, то помимо прочего развивается чувство темпа и ритма.
«Мышка»
Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
«Медузы»
Две огромные медузы (Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Прилепились пузом к пузу. (Отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы
левой руки прижаты к пальцам правой.)
Выгнем щупальца сильнее
- Вот как гнуться мы умеем!
Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Доказано, что музыка Моцарта успокаивает, помогает снять раздражительность и нервное напряжение. Произведения Л. Бетховена стимулируют активность, нормализуют артериальное давление, дыхание. Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать "Полонез” Огинского, а улучшит работу сердца "Элегия” С. Рахманинова. Достигнуть полного расслабления можно, включив вальс из кинофильма "Овод” Д. Шостаковича. Помните, музыка может стать источником красоты, гармонии, здоровья!
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.