Актуальность выбранной темы обусловлена моими педагогическими наблюдениями в течение нескольких лет работы. Практика показывает, что у многих современных детей наблюдается низкая двигательная активность, ориентировка в пространстве, нарушена координация движений, слабо развита общая моторика.
Кроме того, мною выявлена неразвитость у детей таких личностных качеств, как коммуникативность, самостоятельность, инициативность. Особенно ярко это проявляется у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Это можно связать с увлечением подрастающего поколения компьютерными информационными технологиями, виртуальными играми. Многие дети большое количество времени проводят в статичной позе, сидя у компьютера или телевизора.
Анализируя материалы диагностического обследования по музыкальному воспитанию детей за последние три года, я сделала вывод о том, что самые низкие результаты наблюдаются у детей по разделу «Развитие чувства ритма».
Тем не менее, чувство ритма - один из важнейших компонентов как личностного, так и музыкального развития ребёнка. Овладение этим качеством имеет большое значение не только для формирования у него определённых музыкальных способностей, но и для гармоничного существования в социуме.
Известными педагогами-музыкантами (Н.А. Метлов, О.П.Радынова) доказано, что ритм благотворно влияет на многие области развития ребёнка - физическую, интеллектуально-познавательную, изобразительную, речевую.
В музыкальном воспитании дошкольника работе по развитию у ребёнка чувства ритма придаётся большое значение. Как сказала известный педагог Н. Ветлугина «Развитие чувства ритма - это путь к музицированию, возможность проявить себя и найти свое место».
Эта деятельность пронизывает все разделы музыкального воспитания в детском саду: восприятие музыки, пение, музицирование, ну и, конечно же, непосредственно само движение. В основном, это направление реализуется в рамках непосредственно образовательной деятельности области «Музыка», но может быть включено и в раздел какого-либо развлечения или досуга, использоваться в совместной или самостоятельной деятельности.
Как известно, игра для ребёнка-дошкольника является ведущим видом деятельности. Именно здесь происходит усвоение элементарных навыков и правил, формируются необходимые модели личностного взаимодействия и социальных контактов. Усвоение трудных для ребёнка заданий в игровой форме происходит намного легче, интересней, стимулирует проявление у него инициативы и самостоятельности. Поэтому вся работа по развитию у детей-дошкольников чувства ритма проводилась мною в форме игры.
Существует много подходов в этом направлении. Но, на наш взгляд, наиболее эффективно развитие чувства ритма у детей происходит в процессе творческого музицирования. Такая организация педагогического процесса способна решить целый комплекс задач.
Во-первых, - образовательные. Самые главные из них - дать детям представление о метроритмической организации музыки, познакомить в непосредственно практической деятельности с элементарными понятиями музыки (темп, сильная и слабая доля, длительности, пауза и т.д.); знакомство и освоение детских музыкальных инструментов, различных дидактических пособий.
Здесь же решаются и развивающие задачи: развивать остроту слуха, чувство коллективного музицирования, творческого моделирования и самовыражения, активности и импровизационных способностей. В процессе такой деятельности дети учатся подчинять свои действия действиям коллектива, но в то же время могут проявить и свою индивидуальность.
В ходе этой работы прививаю ребёнку ценность таких понятий как эмпатия, радость за успехи другого человека - всё это является важной составляющей воспитательных задач.
Вся работа по развитию у ребёнка чувства ритма ведётся в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и реализуемой мною программой музыкального воспитания для детей дошкольного возраста «Ладушки» И.Каплуновой и И.Новоскольцевой, где существует специальный раздел «Развитие чувства ритма, музицирование».
Поскольку программа носит вариативный характер и допускает внесение педагогом дополнений и изменений, мы, наряду с предложенным материалом используем методы, приёмы из других методик и технологий по развитию чувства ритма, которые считаю эффективными в работе по данному направлению.
Большую помощь здесь оказывают такие музыкальные технологии, как «Элементарное музицирование с дошкольниками» Э.Тютюнниковой и её методические пособия «Заводные макароны» и «Бим! Бам! Бом!»; технология «Музыка с мамой» Сергея и Екатерины Железновых; методическое пособие «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой; «Ритмическая мозаика» Н. Бурениной; кроме того, применяем в своей работе элементы музыкальной педагогики Карла Орфа.
Систематизируя весь материал по данному направлению, я условно распределила его на два раздела, в каждом из которых содержится несколько компонентов. Раскроем более подробно содержание каждого раздела.
Первый раздел - это игры на освоение музыкальной грамоты и музыкального языка. Сюда мы включили: словесно-ритмические игры; ритмические игры с предметами; знакомство с длительностями; чтение ритмических цепочек и партитур; ритмические игры с музыкальными инструментами;
Второй раздел - это игры, направленные на восприятие и воспроизведение ритма в движении. Сюда я отнесли: игры со звучащими жестами; игровой массаж; логоритмические игры; пальчиковые игры; ритмические танцы; ритмические игры; ритмические импровизации.
1. Знакомство с основами музыкальной грамоты
Работу по освоению музыкальной грамоты мы обычно начинала со словесно - ритмических игр. Словесно - ритмические игры - Игры с именами * «Назови и прохлопай своё имя» (в соответствии со слогами) * «Назови и прохлопай своё имя ласково» * «Назови и прохлопай имя соседа справа (слева)» * «Угадай соё имя по хлопкам». * «Назови и прохлопай имя своего друга» * «Придумай ритмичные движения к своему имени» Хлопки можно заменить другими движениями - притопами, ударами кулачков, шлепками по щекам и т.д. - Игры по типу «Вопрос - ответ» - педагог задаёт вопрос, а ребёнок с помощью звучащих жестов и речевых формул должен на него ответить). - Ритмическое озвучивание стихов - отхлопывать по показу педагога сильную долю, метр, ритм стихотворения.
Можно добавить к хлопкам комбинацию из звучащих жестов (хлопки, шлепки).
Ритмические игры с предметами: с деревянными палочками (стучать одной палочкой об пол то одним концом, то другим, тереть палочку, стучать палочкой об палочку); с кубиками; с картинками (прохлопать, простучать то, что изображено на картинке в соответствии со слогами и логическим ударением, выделяя ударение более долгим звуком); ритмическое эхо.
Знакомство с длительностями: понятие о двудольном, трёхдольном метре; понятие о сильной и слабой доле; освоение длительностей; знакомство с паузой; для закрепления этого понятия очень полезна игра «Дирижёр».
Сначала эта работа проводится по картинкам, потом добавляется нотное изображение.
Чтение ритмических цепочек и партитур
Сначала необходимо освоить с детьми одноголосные партитуры, потом перейти к простейшим двухголосным. Возможно исполнение ритмических формул с ускорением темпа. Также целесообразно использовать приём построения «живых» ритмоформул.
В дальнейшем дети могут сами придумывать ритмические цепочки для исполнения другими детьми. Кроме того, необходимо учить детей выкладывать и узнавать на слух ритм знакомых песенок-попевок.
Ритмические игры с музыкальными инструментами
Сюда отношу несколько компонентов: отстукивание на музыкальных инструментах метра музыки: двудольного (марш, полька); трехдольного (вальс); сказки - шумелки; озвучивание песенок - потешек ; ритмическое иллюстрирование с помощью детских музыкальных инструментов музыкальных произведений, в том числе классических, народных, современных).
2. Освоение ритма в движении
Игры со звучащими жестами: с ладошками (щелчки, шлепки поочерёдно или одновременно двумя руками по коленям, по полу); притопами (удары пятками, носками, разведение в сторону пяток, носков); Игровой массаж: выполнение массирующих движений в соответствии с ритмом стихотворения); использую как самомассаж и массаж в парах; Логоритмические игры, где ритмичное выполнение движений вместе с проговариванием текста направлено на отработку определённых звуковых навыков.
Пальчиковые игры, в которых определённые движения пальчиками должны соответствовать ритму стихотворения или музыкальному сопровождению; Ритмические танцы. Ритмические игры: в правилах этих игр определено задание по воспроизведению или придумыванию определённого ритма. Ритмические импровизации: придумать ритмический аккомпанемент стишкам или песенке; придумать ритмический аккомпанемент музыке; придумать комбинацию ритмичных движений.
Результативность данной работы можно отследить по данным мониторинга:
Дети 3-4 лет: ритмично хлопают в ладоши, принимают активное участие в играх, узнают некоторые музыкальные инструменты, ритмично играют на них.
Дети 4-5 лет: ритмично хлопают в ладоши, принимают активное участие в играх, ритмично играют на музыкальных инструментах, двигаются в соответствии с музыкой.
Дети 5-6 лет: правильно и ритмично прохлопывают ритмические формулы, умеют их составлять, проговаривать, играть на музыкальных инструментах, двигаются ритмично.
Дети 6-7 лет: правильно и ритмично прохлопывают усложнённые ритмические формулы, умеют их составлять, проговаривать, проигрывать на музыкальных инструментах, двигаются ритмично, чувствуют смену частей в музыке.
Ресурсное обеспечение данной деятельности включает использование большого спектра наглядного, дидактического материала (раздаточный материал, наглядные пособия, атрибуты для двигательной деятельности, музыкальные инструменты, ИКТ )
Список литературы 1.Бугаева З.Н. Музыкальные занятия в детском саду: учеб. пособие. – М.:Аст, 2005. – 319 с. 2. Ильина Г.А. Особенности развития музыкального ритма у детей// учеб. пособие. М.: Сфера, 2009 – 160 с. 3. Каплунова И. А, Новоскольцева И. А. Ладушки: программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – С-П.:Композитор, 2010. – 64 с. 4. Картушина М. Ю. Логопедические занятия в детском саду: учеб. пособие. – М.: Сфера, 2004. – 85 с. 5. Кузнецова Е. Логопедическая ритмика: учеб. пособие. – М.: Сфера, 2004, 126 с. 6. Куприна Н.Г. Организация содержания педагогической практики по предмету "Теория и методика музыкального развития детей дошкольного возраста": учебно–методические рекомендации Урал.гос.пед.ун-т. - Екатеринбург, 2004. – 135 с. 7. Лопухина И С. Логопедия (речь, ритм, движение): учеб. пособие. – С-П.: Дельта, 1999. - 250 с. 8 . Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: учеб. пособие.– М.: Сфера, 2000. - 236 с. 9 .Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика: учеб. пособие – М.:Тандем, 1999. - 138 с. 10.Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа (теоретические основы) // Дошкольное влспитание. – 2000. - № 5. 11.Чистякова М. И. Психогимнастика: учеб. пособие. М. Просвещение, 1995. 160 с.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.