Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка учителя-логопеда детского сада»
Программа направлена на коррекцию речи детей 5-7 лет с различными речевыми нарушениями в условиях дошкольного логопункта.
Актуальность Программы обусловлена необходимостью своевременной помощи детям в преодолении речевых трудностей и в освоении основной образовательной программы.
Программа раскрывает работу коррекции речевого развития детей, с учетом современных технологий, условий детского учреждения.
В работе подробно изложены особенности работы на каждом этапе, диагностические задания, варианты логопедической документации, критерии результативности коррекционно-развивающей работы.
Категория работников, для которой предназначен опыт – учителя-логопеды.
Составитель: Лахтина Ольга Анатольевна, учитель-логопед, КГ КУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Спасска-Дальнего».
Пояснительная записка
В настоящее время в детских учреждениях отмечается катастрофически большое число неблагополучных в психофизическом развитии детей, то есть детей с разными отклонениями в развитии: интеллектуальном, эмоциональном, моторно-двигательном, социально-психическом, сенсорном и чаще всего речевом. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сенситивным периодом развития речи.
Как известно, полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно устранять не только недостатки звукопроизношения, нарушения просодической стороны речи: нарушения темпа, ритма, плавности, интонации, но и вести работу по коррекции всех психических процессов.
Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды речевых нарушений преодолеваются легче и быстрее. Необходимо также учесть, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьёзных осложнений и вызвать другие дефекты устной, а в дальнейшем и письменной речи ребёнка.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на психическое развитие ребёнка, отражаются на его деятельности, поведении.
Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).
Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на всё психическое развитие ребёнка.
Организация логопедического процесса позволяет устранить речевые нарушения и уменьшить патологические проявления психологических нарушений.
Программа «Коррекция устной речи детей старшего дошкольного возраста» рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи (от 5 до 7 лет).
Программа обеспечивает реализацию коррекции речевого развития детей, с учетом современных технологий, Закона РФ «Об образовании»; СанПиН 2.4.1.2660-10. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации “Об образовании”, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.
Использована методическая литература: базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки», «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Авторы: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Автор: Н.В.Нищева, «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной; «Программа логопедической работы по преодолению фонетико - фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
Приведенные выше специальные логопедические программы, являющиеся базой данной Программы, рассчитаны на реализацию в условиях логопедических групп специализированного детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования в условиях логопедического пункта.
Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой позволит своевременно помочь детям в преодолении речевых трудностей и в освоении основной образовательной программы в условиях дошкольного логопункта.
Цель данной программы: Коррекция нарушений устной речи дошкольников, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.
В процессе реализации программы будут решаться следующие задачи:
В основу коррекционной программы обучения и воспитания детей - логопатов положены следующие принципы:
Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий:
Форма |
Цель |
Задачи |
Индивидуальные занятия |
Подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.) |
1. Развивать артикуляционный праксис. 2. Уточнить артикуляцию правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях. 3. Осуществить вызывание (постановку) отсутствующих звуков или коррекцию искаженных звуков. 4. Автоматизировать поставленные звуки в облегченных фонетических условиях. |
Микрогрупповые занятия |
Воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Для логопедической работы во время микрогрупповых занятий 2-3 ребёнка объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в микрогруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребёнка. Состав микрогрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения. |
1. Закрепить навыки произношения изученных звуков; 2. Отработать навыки восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков; 3. Воспитать готовность к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков; 4. Расширить лексический запас в процессе закрепления поставленных ранее звуков; 5. Закрепить доступные возрасту грамматические категории с учётом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
|
Преобладающей формой коррекционной работы являются индивидуальные занятия, поэтому не ведется тематическое перспективное планирование групповой работы с детьми. Планирование содержания логопедических занятий осуществляется еженедельно: описываются основные направления, по которым планируется работать на занятии, названия дидактических игр, артикуляционных упражнений.
Такое планирование позволяет более наглядно отслеживать этапы, на которых завершилась работа на предыдущих занятиях и, следовательно, эффективнее проводить коррекцию.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Характеристика детей с нарушениями речевого развития
Дети, поступающие на логопедический пункт, имеют различные нарушения речи, такие как
Фонетическое нарушение - это нарушение произносительной системы языка.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.
К нерезко выраженному общему недоразвитию речи (НВОНР или ОНР 4 уровня) отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.
Для детей данного уровня типичным является вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.
Незавершённость формирования звукослоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.
Общее недоразвитие речи» (ОНР 3уровня). У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям; страдает связная речь.
Исходя из неоднородности состава детей на логопункте, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.
Содержание коррекционной работы
Так как на логопункт зачисляются дети, имеющие различные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционно-развивающая работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.
Нарушения устной речи
|
Направления коррекционной работы |
Фонетическое недоразвитие речи |
- Коррекция звукопроизношения |
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи |
-Совершенствование слоговой структуры слов
|
Общее недоразвитие речи |
|
Коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы:
Этап |
Подготовительный этап |
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков |
Этап формирования коммуникативных умений и навыков |
Фонетическое недоразвитие речи |
|||
Направления работы, содержание |
1.Выработка четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков. На данном этапе кроме артикуляционной гимнастики используются подготовительные упражнения: -для всех звуков: “Забор”, “Окно”“Мост” -для свистящих: “Лопата”, “Холодный воздух”, “Фокус”; -для шипящих: “Трубочка”, “Вкусное варенье”, “Чашечка”, “Грибок”, “Тёплый воздух”; -для Р, Рsanitized_by_modx& #39: “Маляр”, “Индюк”,“Лошадка”, “Грибок”, ‘Молоток”, “Гармошка”, “Дятел”; -для Л: “Лопата”, “Накажем язык”, “Пароход”, “Пароход гудит”. 2. Развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи: «Что спрятано?», «Вьюга», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Листопад», «Пропеллер».
|
1. Постановка нарушенных звуков способы постановки: имитационный, механический, смешанный. Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме: свистящие С, 3, Ц, Сsanitized_by_modx& #39, 3sanitized_by_modx& #39 шипящий Ш сонорный JI шипящий Ж сонорные Р, шипящие Ч, Щ Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей. Приемы: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука. 2. Автоматизация поставленных звуков: изолированного произношения; в слогах; в словах; в словосочетаниях; в предложениях; в тексте. 3. Дифференциация: изолированных звуков; в слогах; в словах; в словосочетаниях; в предложениях; в тексте. |
Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи.
|
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи * |
|||
|
Развитие слухового восприятия, внимания Дифференциация звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голос», «Найди пару», «Улови шёпот», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили?»;Воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Хлопни как я» |
|
|
|
Развитие фонематического слуха
|
|
|
|
|
Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова
|
|
Общее недоразвитие речи * |
|||
|
|
Пополнение словаря
Совершенствование грамматического строя
Совершенствование связной речи
|
*при фонетико-фонематическом и общем недоразвитии речи идет наращивание направлений работы.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется
Продолжительность индивидуальных занятий 15 - 20 минут.
Количество занятий в неделю: ФН - 2 раза; ФФН - 2 раза; ОНР-III-IV ур.- 2-3 раза.
Предполагаемые результаты работы:
Мониторинг
Мониторинг речевого развития детей, зачисленных на логопункт, проводится учителем - логопедом с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.
Цель обследования: Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.
Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности применяется следующая система мониторинга:
Этапы |
Задачи, методы обследования |
I этап. Ориентировочный |
Задачи:
Методы обследования:
|
II этап.Диагностический |
Задачи:
Методы обследования:
|
III этап. Аналитический |
Задачи:
|
IV эman. Прогностический |
Задачи:
|
V этап. Информационный |
Задача:
|
Параметры обследования познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)
I. Базовые (неречевые) психические процессы
1. Восприятие (зрительное, слуховое)
а) простые виды (цвет, форма, величина)
б) пространственно-временное.
2. Внимание (слуховое, зрительное).
3. Память (мнестические процессы).
4. Мыслительная деятельность (мыслительные операции).
5. Познавательная активность.
II. Ручная моторика. Графо-моторные навыки
III. Мимическая и артикуляционная моторика
IV. Динамическая сторона речи (общие речевые навыки, просодика)
1. Дыхательная и голосовая функция.
2. Темп, ритм, паузация, выразительность.
V. Слуховой гнозис. Восприятие и воспроизведение
1. Ритмико-интонационных структур.
2. Звукослоговой структуры слов.
VI. Фонематические процессы (восприятие, слух, анализ, (синтез), представления).
VII. Импрессивная речь
1. Пассивный словарь.
2. Дифференциация грамматических форм слова и словообразовательныхмоделей.
3. Дифференциация различных типов синтаксических конструкций.
VIII. Экспрессивная речь. Фонетическая сторона речи (звукопроизношение).
IX. Активный словарь (предметный, предикативный, адъективный).
X. Грамматический строй речи. Навыки:
1. Словоизменения.
2. Словообразования.
XI. Фразовая речь. Синтаксическая структура предложений
XII. Связная речь (диалогическая, монологическая)
1. Пересказ.
2. Рассказ.
Параметры обследования познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
I. Базовые (неречевые) психические процессы
1. Зрительный гнозис, внимание, память.
2. Слуховой гнозис, внимание, память.
3. Память (мнестические процессы).
4. Мыслительная деятельность (мыслительные операции).
5. Познавательная активность.
II. Графо-моторные навыки (готовность руки к письму)
III. Мимическая и артикуляционная моторика
IV. Динамическая сторона речи, просодика
V. Словарь (пассивный, активный)
VI. Фонетика (звукопроизношение, дифференциация звуков)
VII. Грамматика
1. Словоизменение.
2. Словообразование.
3. Синтаксис.
VIII. Связная речь
1. Диалогическая форма.
2. Монологическая форма.
IX. Восприятие и воспроизведение звукослоговой структуры слов.
X. Фонематические процессы (слух, звукослоговой анализ, синтез).
XI. Элементарные навыки грамоты.
XII. Личностная готовность к обучению в школе.
1. Эмоциональная.
2. Социальная.
3. Коммуникативные навыки.
Каждый компонент речи оценивается по 3-х балльной системе:
3 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок;
2 балла – выполняет задание с помощью или допускает незначительные ошибки;
1 балл – требуется постоянная помощь, при выполнении задания допускает много ошибок;
0 баллов – отказ от выполнения задания.
Результаты логопедического мониторинга заносятся в «Речевую карту»
Данная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухо-произносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.
Литература
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Фамилия, имя ребенка ___________________________________________________
Возраст _________________________________________________________________
Период _________________________________________________________________
|
|
Названия дидактических игр и упражнений |
|
Учить
|
Названия дидактических игр и упражнений |
|
|
Названия дидактических игр и упражнений |
|
|
Названия дидактических игр и упражнений |
5. Развитие лексической стороны речи
|
|
Названия дидактических игр и упражнений |
6. Формирование связной речи
|
|
Названия дидактических игр и упражнений |
7. Развитие моторики |
|
Названия дидактических игр и упражнений |
(нужное отметить +)
Речевая карта
Фамилия, имя ребёнка ………………………………………………………………………………………………………
Дата рождения, возраст ……………………………… Дата поступления на логопункт ………………
Анамнез
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Артикуляторный аппарат: губы___________________ зубы________________
Язык____________________ прикус ________________нёбо ________________
Динамическая сторона речи
Особенности речевой моторики_______________________
Особенности ручной моторики________________________
Звукослоговая структура слова_________________________
Слуховая функция и восприятие речи
Биологический слух__________________________________
Фонематическое восприятие___________________________
Языковой анализ и синтез
Звукопроизношение
Словарный запас:
|
Грамматический строй речи
Связная речь
Заключение ______________________________________________________________
Календарный план индивидуальной логопедической работы (заполняется 1 раз в 2 недели)
|
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.