Международные и Всероссийские конкурсы
Международный фестиваль декоративно-прикладного творчества «Золотое рукоделие»
Борецкая роспись. История
Вначале, как видно, существовал один центр росписи – село Борок (Шенкурский уезд) в среднем течении реки Северная Двина (возникло на берегу Двины при заселении Двинского края новгородцами в XI-XII веках). Впоследствии отпочковались еще два центра: с «пучужской росписью» (центр – в бывшем селе Пучуга, в 25 километрах выше от пристани Борок) и «тоемской росписью» (ещё выше по течению – деревня Жерлигинская).
Борецкая роспись. Цвета
Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром.
Росписью украшали в основном прялки. Хотя время изменило декор и композицию росписи, все же легко прослеживаются древние композиции и древние схемы.
По древней легенде, «начало всех начал» – это древо, стоящее среди водных просторов. На нем поселились две птицы, свили в его ветвях гнездо, и отсюда пошла первая жизнь на земле. Данный сюжет стал одним из излюбленных в русском народном искусстве. С ним связывалось представление о могуществе сил природы и зависимости от нее благополучия и счастья человека.
Роспись всегда идёт по светлому фону. Специалисты определяют цветовое сочетание, как «напряжённое». Действительно, довольно резко смотрится сочетание насыщенного красного с зелёным и чёрным.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В БЫТУ
Изделия с борецкой росписью пригодны для использования в различных бытовых случаях. Короба из фанеры и бересты, туеса и сундуки со шкатулками – всё это экологичный, природный материал. Лаки и краски – так же, экологически чистые. Изделия из фанеры не желательно подвергать воздействию влаги. С берестяными тоже лучше быть осторожнее. В случае загрязнения, протереть влажной тканью.
Заключение
Сегодня для нас очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры. Приобщение к декоративно-прикладному искусству духовно обогащает, поэтому особое внимание необходимо уделять теоретическому изучению традиционных художественных промыслов. Это наша родовая память, корни нашей культуры.
Список литературы:
1. Величко Н. Роспись. Техники. Приемы. Изделия. Москва АСТ-ПРЕСС 1999.-81
2. Изместьева Л.А. Борецкая роспись. М.: Просвещение, 1994.- 51 с.
3. Соколова, М.С. Художественная роспись по дереву. Технология художественных промыслов [Текст] / М.С. Соколова. - М., 2005.
Автор работы: Цупикова Алёна Пиктымеровна, преподаватель первой квалификационной категории, МБОУ ДО «Нижнеомская детская школа искусств», с. Нижняя Омка, Омская область, педагогический стаж 8 лет, участие в муницыпальных, зональных,областных, выставках-конкурсах.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.