Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийская конференция «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Каждый человек, лишь появившись на свет, готов к восприятию мира вокруг нас: он способен созидать, слышать, ощущать тепло и мороз.
Знакомство человеком с миром вокруг нас наступает с восприятия вещей и явлений. Все иные формы познания - запоминание, мышление, фантазия - возводятся на базе образов восприятия, считаются итогом их переработки.
Система, нацеленная на восприятие мира вокруг нас, именуется сенсорной, а формированию настоящего восприятия мира вокруг нас способствует сенсорное образование. Его главная задача – помочь ребенку запастись представление о расцветке, форме величине вещей и т.д.
В дошкольной педагогике, на всех этапах ее становления, сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с разнообразием форм, красок, величин и прочих параметров объектов, а именно игрушек и вещей хозяйственного быта. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными симптомами - многоцветием, ароматами, звуками. И, естественно, любой ребёнок, всё данное принимает.
Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь особое значение чувственное познание имеет в дошкольном детстве, ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период младшего дошкольного детства.
Именно этот возраст наиболее благоприятен для усовершенствования деятельности органов чувств, накопления знаний об окружающем мире. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности.
Развитие восприятия - сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание должно быть направлено на обеспечение всего вышеуказанного.
Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс, в ходе которого развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире. Результатом сенсорного воспитания является сенсорное развитие ребенка.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов.
Чем богаче чувства и восприятия, тем обширнее и многограннее станут приобретенные ребёнком сведения о внешнем мире. Удачливость интеллектуального, физического, эстетического, экологического воспитания находится в зависимости от значения сенсорного становления малышей, другими словами от того, как малыш слышит, лицезреет, осязает находящееся вокруг. Эмоциональное знание окружающего мира - важное звено в системе познавательной работы ребёнка, нужная посыл умственного становления.
На этой основе можно определить следующие задачи сенсорного воспитания:
Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Таким образом, своевременное сенсорное образование в период дошкольного детства - основное условие познавательного становления подрастающего жителя нашей планеты, верной и быстрой ориентировки в нескончаемо меняющемся окружении, формирования чувственной сочувственности, возможности принимать красоту и гармонию мира вокруг нас.
Список используемой литературы:
1. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. (ред.) Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб: Питер, 2013. — 464 с.: ил.
2. Ендовицкая Т.В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10 - с.4-9.
3. Плеханов А.В., Морозова О. В., Манасеина М.М.: Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -2010. - №7. - С. 31-35
Канищева Людмила Михайловна, воспитатель МАДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 33»
г. Балаково, Саратовская область.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Людмила Михайловна, познакомилась с Вашей статьей. Заметна кропотливая работа с материалами ученых. Доходчиво разграничили понятия: сенсорное воспитание и сенсорное развитие. Определили задачи сенсорного воспитания. Не смотря на описки в тексте, донесли смысл и важность сенсорного развития дошкольников. Примеры из практики значительно бы украсили Ваш материал. Интересно какие методы и приемы особенно влияют на сенсорное образование детей. Список литературы дает представление на основе каких книг вы создали свою статью. На мой взгляд, получилась хорошая вводная статья о сенсорном развитии дошкольников. Успехов Вам!