Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка учителя-логопеда детского сада»
Цель: преодоление речевых нарушений посредством сочетания движений со словом и музыкой.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные задачи:
2. Коррекционно-развивающие задачи:
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
Оборудование: прялка, мотки пряжи, вышитое полотенце, пяльцы, яблоко.
I. Вводная часть.
Логопед: Ребята, сегодня я расскажу вам русскую народную сказку «Хаврошечка».
II. Основная часть.
Логопед: Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли её эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.
(Дети исполняют логопедическую голосилку).
Логопед: А были у этой хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка.
Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них и пряла, и ткала – и слова доброго никогда не слыхала.
(Девочки изображают рукодельниц и поют «Песню прях»).
«Песенка прях».
1. В руки прялочки возьмем,
Дружно песеню запоем.
Припев: Лен, да лен, ты прядись,
Наша ниточка тянись.
Веретенце не скучай,
Нашу ниточку мотай.
2. Сложим ниточки потом,
Станут нитки полотном.
Припев:
3. Полотно потом возьмем
И узором разошьем!
Логопед: Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать: Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.
А коровушка ей отвечает: Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано (дети вместе с логопедом стоя выполняют упражнение «Корова»).
«Корова»
Ранним – рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
(Дети глубоко вдыхают ртом, медленно выдыхают и мычат, легко постукивая указательными пальцами по ноздрям. То же самое упражнение проводится с постукивание пальцами носогубных складок).
Логопед: Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из второго – все готово и наткано, и побелено, и в трубы покатано.
Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.
Хаврошечка опять придет к коровушке, обнимет ее, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет, принесет хозяйке.
Логопед: Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей: Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?
Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает: Спи, глазок, спи глазок!
(Дети сидя на ковре исполняют колыбельную «Ой, люли-люлюшеньки…»)
Ой, люли-люлюшеньки,
Баюшки-баюшеньки…
Сладко спи по ночам,
Да расти по часам.
Мимическая гимнастика «Спать хочется».
(Дети выполняют мимические упражнения: верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены).
Логопед: Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь — Двуглазку: Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает.
Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошечка баюкает: Спи, глазок, спи, другой!
(Дети исполняют колыбельную «Люли- люли - люленьки…»)
Люли-люли-люленьки!
Где вы, где вы, гуленьки?
Прилетайте на кровать,
Начинайте ворковать.
Мимическая гимнастика «Спать хочется».
(Дети выполняют мимические упражнения: верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены).
Логопед: Двуглазка глаза и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка все спала. Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь — Триглазку, а сироте еще больше работы задала.
Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поет: Спи, глазок, спи, другой!
(Дети исполняют колыбельную «Спит корова, спит бычок…»).
Спит корова, спит бычок,
В огороде спит жучок,
И котенок рядом с кошкой,
Спит за печкою в лукошке!
Мимическая гимнастика «Спать хочется».
(Дети выполняют мимические упражнения: верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены. Дети садятся на стульчики).
Логопед: А о третьем глазке и забыла. Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала. Триглазка вернулась домой и матери все рассказала.
Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу: Режь рябую корову!
Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это спознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит: Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.
А коровушка ей отвечает: А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.
(Дети сидя выполняют артикуляционную гимнастику).
Мы расселись по порядку.
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими язычками.
Имитация жевания – корова жует траву.
«Вкусное варенье» – корова облизывает верхнюю губу языком.
«Часики» – колокольчик на шее у коровы звенит динь-дон.
Логопед: Старик зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла и каждый день в саду поливала.
И выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — заглядывается.
(Дети заводят хоровод «Яблонька»).
Хоровод «Яблонька»
1. Посадили яблоньку.
Мы любили яблоньку.
Ой-да, ой-да-да!
Ой-да, ой-да-да!
2. Согревало солнышко,
Поливало дождичком.
Ой-да, ой-да-да!
Ой-да, ой-да-да!
3. Золотистой осенью,
Веточки тяжелые.
Ой-да, ой-да-да!
Ой-да, ой-да-да!
4. Яблочки румяные,
Вкусные, да сладкие.
Ой-да, ой-да-да!
Ой-да, ой-да-да!
(Дети продолжают стоять в кругу).
Логопед: Много ли времени прошло, мало ли, — Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек — богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек: Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.
(Дети идут по кругу в хороводе).
Русская народная хороводная «Королевич»
1. По за городу гуляет (дети заводят хоровод)
По за городу гуляет
Царевич Королевич,
Царевич Королевич
2. Он царевну выбирает (Царевич идет вне круга)
Он царевну выбирает
Царевич Королевич
Царевич Королевич
3. Растворяйтеся ворота, (остановились, сделали ворота, Царевич
Растворяйтеся ворота, входит в круг)
Царевич Королевич
Царевич Королевич
4. Ты царевне поклонись (Царевич и Царевна кланяются)
Ты царевне поклонись
Царевич Королевич
Царевич Королевич
5. По за городу гуляет (дети идут в парах по кругу)
По за городу гуляет
Царевич Королевич,
Царевич Королевич
(Дети остаются стоять в кругу).
Логопед: Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.
Сестры хотели их сбить — листья глаза засыпают, хотели сорвать — сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались — руки изодрали, а достать не могли.
Подошла Хаврошечка — веточки к ней приклонились и яблочки к ней опустились.
Игра «Яблочко»
(Дети стоят в кругу и передают друг другу яблоко, проговаривая текст).
Катись яблочко по кругу.
Ты найди скорее друга.
А потом не спеши,
Вместе с другом попляши.
Логопед: Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать.
III. Заключительная часть.
Логопед: Ребята! У меня тоже есть яблоки. А еще есть две корзинки, на одной изображен веселый смайлик, а на другой – грустный. Каждый возьмет по яблоку. Если вам понравилась сказка, положите яблоко в корзинку, где изображен веселый смайлик. Если не понравилась, то положите яблоко в корзинку, где изображен грустный смайлик.
(Дети выполняют задание).
Логопед – Наше занятие закончилось. А то, что вы запомнили, можете нарисовать, вернувшись в группу.
Авторы: Лукичёва Яна Николаевна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ № 6 "Светлячок" г. Гаджиево. Мурманская область, стаж работы 4 года. Зерина Светлана Александровна, музыкальный руководитель высшей валификационной категории МБДОУ № 6 "Светлячок" г. Гаджиево. Мурманская область, стаж работы 30 лет
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Костюмы просто завораживают. Все такое яркое, нарядное! Здорово! Ребята и песенки попели, и хороводы поводили, и мимическую гимнастику сделали, и колыбельную спели, и в сказке приняли активное участие! Я думаю, впечатлений на целый год хватит, и не только! Браво! Спасибо!