Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад №52 «Самолётик»
Составила: Шурыгина Л.Н., воспитатель Нижневартовск 2017
Тема: Национальные праздники ханты и манси: Вороний день.
Старший дошкольный возраст.
Программное содержание:
Образовательные: Познакомить детей с обычаями и традициями народов Севера - ханты и манси. В процессе коллективной работы совершенствовать коммуникативные навыки.
Развивающие: Развивать память, мышление, формирование навыков учебной деятельности.
Воспитывающие: Воспитывать уважение к национальным традициям малой родины.
Словарная работа : хейро, коренные , жители, ханты, манси, Торум
Оборудование: интерактивная доска, проектор, аудиозапись на цифровом носителе мелодий ханты и манси, национальная одежда.
Демонстрационный материал: чум, очаг, куклы в национальной одежде, иллюстрации к сказкам.
Раздаточный материал: ленточки, шапка маска солнышко для игры «Хейро», разрезные картинки с изображением речных рыб.
Предшествующая работа воспитателя: презентация «Вороний день», конспект НОД, подборка иллюстраций по занятию в периодической печати, чтение рассказа «Молодая ворона» хрестоматия, заучивание пословиц и поговорок; создание альбома «Хантыйские орнаменты», агитационного плаката «Птицу беречь — природу сберечь!».
Предварительная работа с детьми (со всей группой, с подгруппой): чтение сказки народов ханты и манси, заучивание загадок про ворон, просмотр мультфильма Гора самоцветов « Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра», изобразительная деятельность «Весна-красна в лес пришла», лепка «Ворона в гнезде», конструирование (оригами) – Ворон, разучивание физминутки, изготовление гнезд, экскурсия в музей детского сада «Народы ханты и манси», лепка бубликов из соленого теста.
Предварительная работа с детьми(индивидуально) разучивание ролевых диалогов в драматизации (София,Аделина).
Индивидуальная работа: (Глеб Ч; Ирина С.) учить выразительно читать стихотворение, передавая характер и настроение героев.
Структура:
Вводная часть 3 минуты:
Основная часть 20 минут:
Заключительная часть 2 минуты:
Методические приемы:
Метод повышения эмоциональной активности: игра драматизация
Объяснительно-иллюстративный (объяснение, рассказ, демонстрация слайдов).
Словесный (чтение стихов, диалог, речевая игра, пояснение).
Игровой (подвижная игра, эстафета, физминутка ).
Организация детей: зал оформлен национальными атрибутами: чум, очаг , куклы в национальной одежде; на центральной стене висят детские рисунки с изображением Вороны. Под песню «Вороний праздник» проходят дети и садятся на приготовленные для них места, стулья стоят полукругом возле чума.
В зале стоит чум. Возле чума горит огонь костра. Возле него сидит (воспитатель в национальной одежде, очках)бабушка, и шьет. К ней обращается дети.
Дети: Бабушка, откуда появился костер?
Бабушка: От искорки. Без огня в чуме жизни нет. Когда есть огонь в чуме, в нем всегда тепло и уютно. Огонь – жизнь для чума, поэтому его нужно беречь и охранять.
Дети: Бабушка, а снег откуда?
Бабушка: «белая снежинка – маленькая льдинка». Белые, пушистые хлопья покрывают всю землю, а у нас на севере снега выпадает большое количество, после которого талая вода наполняет реки.
Дети: А правда, что снег тает весной и прилетают птицы?
Бабушка: Правда, а в день прилёта ворон, устраивали весенний праздник!
Дети: Ой, бабушка расскажи, как ворона, прилетая на север, приносит весну!
Бабушка: Слушайте, как об этом говорится в старинной легенде.
«Давно это было. Как – то весной прилетела ворона в северный край. Летала, кружила, смотрела кругом: холодно, хмуро, никого нет. Собралась тогда ворона с силой и каркнула во всё горло. Полетел её звонкий крик над просторами севера. От этого крика и ожила земля, проснулся человек. С этого дня повели свой род ханты, манси, ненцы.
Воспитатель снимает платок и превращается из бабушки в женщину Хантыйку.
Воспитатель: Ребята, как называется округ, в котором мы живем?
Дети: Мы живем в Ханты-Мансийском автономном округе.
Воспитатель: Как называют коренных жителей нашего округа?
Дети: Ханты, манси.
Воспитатель: Чем богат наш край?
Дети: Реки и озера богаты рыбой, а в тундре много ягод, грибов, пушнины и кедровых орешков.
Воспитатель: Какие птицы, живут в нашем северном крае? (детям загадываются загадки). Я загадаю вам загадки про птиц, а вы угадайте.
1. Забияка и воришка
Носит серое пальтишко,
На лету хватает крошки
И боится только кошки. (воробей)
2. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат. (цапля)
3. Какая птица считается символом мудрости? (сова)
4. Какая птица из гадкого утенка превратилась в благородную птицу? (лебедь)
5. Грудка ярче, чем заря, у кого? (у снегиря)
6. Кар-кар-кар,
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клена
Своим пением…(ворона)
Воспитатель: А знаете, ли вы, в какое время года Ханты и Манси, празднуют Новый год?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Нет не верно, попробуйте отгадать загадку, которую загадает вам Паша, и узнаете правильный ответ.
Дети: (Паша)Метель затихла, ветры смолкли,
У елей чуть блестят иголки.
А Дед Мороз садится в сани,
Ему пора прощаться с нами.
Ему на смену, величаво
Идёт красавица одна.
О ней вы знаете немало,
Зовут красавицу
Дети: Весна
Воспитатель: Как нам с вами известно, привычный для нас Новый год ханты и манси не отмечают. Для них начало года – это весна, время, когда природа пробуждается от криков первой птицы – вороны. (Слайд1)
Дети: «Вороний праздник»
На березу села стая, Не свистит, не напевает.
Знает каждый, млад и стар, Не поётся слово «кар»!
Нынче праздник, древний праздник. В гости еду, еду я. Каждый чтит Вороний праздник. Люди как одна семья! Носят серенький жилет, А у крыльев – чёрный цвет. Кружат сразу двадцать пар. Все кричат: «Кар! Кар!Кар!. Кар-р!- кричит ворона. – Кар-р! Ставь, соседка, самовар-р! Не жалей заварки! Принимай подарки!
У коренных народов Севера ворона считается птицей, несущей на хвосте весну и жизнь.
Ворона – первая птица, которая прилетает на Север. Она начинает вить гнезда и громко каркать, зовя весну и пробуждая природу. Более того, ворона считается покровительницей матерей и младенцев. О воронах складывались легенды. Давайте послушаем одну из них.
Слайд 2 Аудиозапись легенды
Ворона жила с людьми в чуме как домашняя птица. Но наступили тяжелые времена, людям самим нечего было есть. Они выгнали ворону, и та полетела искать пропитание. Птица покружила и увидела падаль. Наклевалась вдоволь и полетела обратно к людям. Но оперение вороны поменялось и стало черным. Люди прогнали птицу, потому что, как бы ты не бедствовал, а до низости опускаться нельзя.Погнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона – первая вестница весны на Севере.
Воспитатель: По традиции в Вороний день ханты и манси на священных местах готовят пищу на костре, молятся духам, кланяются березе. Береза – это символ женщины (как мы уже упоминали ранее, ворона считается покровительницей женщин). На деревья повязывали разноцветные лоскутки, монеты, кукол и бублики, которые символизировали солнце. После праздника все на прощание обязательно кланяются священному дереву, трижды поворачиваясь вокруг собственной оси по ходу Солнца.
Воспитатель: Мы с вами собрали на прогулке опавшие ветки березы, и предлагаю их украсить. Ленточка на дереве – это подарок богу Торуму. По поверьям, бог обязательно исполнит одно желание. Обычно ханты и манси священным деревом считают березу – символ небесной чистоты. Давайте и мы загадаем желания и украсим нашу березку яркими ленточками. Дети: повязывают ленточки и бублики.
Воспитатель:А теперь мы с вами превратимся в ворон и немного поиграем.
Физминутка «Вороны»
Вороны
Вот под березкою зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Воспитатель:А теперь превращайтесь в детей.
Воспитатель: Подражая криками птиц, участники праздника приглашали всех к общему застолью. На стол обязательно подавались уха .Подавали уху из трёх речных рыб.
Я предлагаю вам разделиться на пары и собрать разрезные картинки и узнать, что же это за рыбы.
Игра «Разрезные картинки»
Дети: Это окунь, омуль и щука.
Эстафета: Рыбалка.
Воспитатель: Какой же народный праздник обходится без народных игр. Предлагаю поиграть в игру «Хейро», что означает солнышко.
У хантов этот замечательный весенний праздник Ворна хатл (Вороний день), когда детям дарят подарки, друг другу желают здоровья, счастья и благополучия, приносят жертву богам, родовым и семейным духам с просьбой оградить родных и близких от бед и несчастий
Традиция праздновать Ворна хатл появилась в древние времена. Давным-давно, как гласит хантыйская легенда, пришла зима с трескучими морозами, солнце скрылось за облаками, нескончаемые снегопады и метели довели людей до отчаяния: темно, холодно, голодно. Запасы продуктов закончились, мороз стал ещё крепче и люди, звери, деревья застыли, замёрзли. Казалось, что всё живое превратилось в ледяные фигурки. И вот однажды в эти суровые снежные края, то ли по ошибке, то ли из любопытства залетела ворона. Летит она час, два, а кругом тишина. Ни звука, ни шороха не слышно. Мёртвая тишина. Испугалась ворона и от отчаяния громко закричала: «Каррррр!». Её крик был таким пронзительным и громким, что сосульки на деревьях разлетелись, люди проснулись, звери зашевелились, и даже солнце выглянуло и засияло так ярко, что появились ручейки, проталины, и на земле всё ожило. Вот с тех самых пор у народа ханты появился праздник почитания вороны, священной птицы, которая своим криком разбудила матушку природу и спасла всё живое.
В благодарность за своё спасение люди с наступлением тепла устраивают в честь неё праздник, поют песни, приносят жертву и дарят подарки. Конечно, Ворна хатл сейчас не такой как в древние времена, когда весну встречали с прилётом вороны и с появлением первых проталин и ручейков.
Тогда праздник начинался в апреле в южных районах, а заканчивался в мае на севере. Сейчас ханты празднуют Вороний день 7 апреля. Приготовления к проведению торжества начинаются заранее.
Подарки детям – обязательный атрибут праздника. Поэтому к седьмому апреля ребятишкам шьют наряды, готовят сладости и игрушки. Утром хозяйки чума будят сыновей и дочерей с песнями и прибаутками: «Вставай, моё солнышко ненаглядное! Кто рано встаёт, тот везде успеет. Поспеши, радость моя, ворона прилетела, подарки, наверное, принесла, ведь ты у меня в этом году был послушным, примерным ребёнком. Выгляни на улицу, посмотри, нет ли там и для тебя чего-нибудь».
А на улице, что за чудо, на ветках деревьев висят узелки. У каждого рода своя песня к этому празднику, но все они прославляют ворону: «Мать ворона прилетела, связку сушек принесла. Выходите, дети, поскорее, разбирайте угощенье!». Вот так с детского радостного смеха начинается этот день, а для родителей нет ничего лучше, чем счастливое лицо ребёнка.
Физкультминутка «Вот под елочкой»
Подвижная игра «Хейро»
Правила игры: выбрать ведущего солнца; играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят «хейро» т.е солнце. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.
Воспитатель: После пиршества устраивали игры и танцы. Молодые люди могли показать свою удаль и силу в национальных видах спорта: бег с палкой, тройной национальный прыжок, борьба.
Эстафета: Гонки на оленьих упряжках.
Дети делятся на 2 команды по 5 человек. 1 участник-капитан берет обруч и поочередно перевозит детей на упряжке на другую сторону зала. Побеждает тот кто быстрее перевезет свою команду.
Эстафета: Перетягивание палки.
Двое участников, садятся друг напротив друга. Двумя руками захватываю палку, ноги одного упираются в ноги другого. По команде начинают перетягивать палку на себя. Побеждает тот кто перетянет противника на свою сторону.
Воспитатель: Вот так весело и задорно отмечают праздники коренные жители Севера. Вы сегодня многое узнали о праздники «Вороний день». Давайте с вами поиграем.
Словесная игра «Я начну, а ты закончи»
На Новый год принято всем дарить подарки, примите и от вороны сюрпризы – медаль с изображением вороны.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.