Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка учителя-логопеда детского сада»
Конспект открытого фронтального логопедического занятия в подготовительной группе ОНР по теме: «Приставочные глаголы»
Цель:
Продолжить учить детей точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
- учить выделять приставочную часть слов-действий; используя для этого схемы;
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение логически последовательно выстраивать своё высказывание;
- учить выделять приставочные глаголы из текста;
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование: нарисованные фигурки Царевича, Прекрасной Царевны, игрушка Дракона, фея на ниточке, изображение замка с решетчатым окном, мольберт, доска, схемы для составления приставочных глаголов, сюжетные картинки для составления предложений, схематические картинки для рассказа, магнитофон, кассета.
Ход занятия
Учитель-логопед: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте, уважаемые гости.
Учитель-логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по заколдованному лесу вместе с Царевичем. (Учитель-логопед показывает картинку с изображением Царевича). Давайте, поздороваемся с ним.
Дети: Здравствуй, Царевич.
Учитель-логопед: Злой Кощей Бессмертный захватил Царевну и нам предстоит спасти её.
Учитель-логопед: Ну, что-ж, ребята, возьмитесь за руки, и мы отправимся в сказочное путешествие (Воспитатель включает музыку).
Вместе с детьми подходит к столу.
2.
Учитель-логопед: Ребята, нас кто-то встречает здесь. Кто же это? (демонстрирует фигурку феи, прикреплённую к длинной крепкой нитке).
Дети: Это фея.
Фея: Правильно, ребята. Я – фея. Расскажите, мне, что я умею делать?
Дети: Вы умеете колдовать, танцевать, бегать, летать и т. д.
Фея: Правильно, ребята. Мне очень нравиться летать. Смотрите внимательно, что я буду делать.
Учитель-логопед демонстрирует, как: фея взлетела со стола, подлетела к домику, облетела вокруг домика, перелетела с крыши домика на цветы, слетела с цветов, залетела в дом.
Учитель-логопед: Марта, что сделала фея?
Марта: Фея взлетела со стола….
и т. д.
При выполнении действий учителя-логопеда дети проговаривают соответствующие слова – действия, чётко выделяя их приставочную часть.
Фея: Молодцы, ребята, вы правильно ответили. А мне пора в путь, но я вам оставлю подсказки, которые вам помогут в вашем нелёгком пути.
Учитель-логопед открывает на доске схему образования приставочных глаголов, где одна общая полоска обозначает общую часть слов-действий (в данном случае летела)
а другие полоски – изменяющиеся приставки.
Учитель-логопед: (указывая на схему) Ребята, начало у всех слов-действий разное, но само слово-действие неизменяемое. Например, приставка об-, а слово летела (логопед демонстрирует свои действия). Если присоединить эти две части получится слово облетела. Оно обозначает движение вокруг чего-либо.
А теперь, попробуй, Настя. Образуй слово из двух частей. Настя образует слово перелетела, комментируя свои действия.
Настя: Я присоединила приставку пере- и слово летела. У меня получилось слово: перелетела.
Учитель-логопед: Андрей, а что обозначает слово перелетела?
Андрей: Оно обозначает движение с одного предмета на другой.
Аналогично выполняется работа со словами: облетела, перелетела, подлетела, вылетела, отлетела, слетела.
Учитель-логопед: Ну, а сейчас, ребята, мы отправимся в путешествие вместе с Царевичем дальше. Встаньте в кружочек, давайте вспомним нашу песенку и тихонечко её споём, чтобы никого не испугать в волшебном лесу.
Дети идут по кругу и исполняют песню (На мелодию «Ой, берёзка, берёзка»)
Наш Царевич в лес пошёл, (Шаги по кругу).
Всю полянку он обошёл (Встать и покружиться на месте).
К старой ёлке подошёл (Движения в круг, вытягивая руки вперёд).
И Царевну там нашёл (Отойти назад и взяться за руки).
После двукратного выполнения упражнения.
Учитель-логопед: «Ребята, а назовите мне похожие слова-действия из этой песенки»
Дети называют похожие слова-действия из стихотворения.
Учитель-логопед: Ребята, не расстраивайтесь, добрая фея оставила нам подсказки.
По ходу рассказывания выставляются картинки-символы, являющиеся опорными сигналами при анализе текста и его пересказе.
Дракон: Слушайте сказку внимательно.
«Как-то раз вышел из своего дома Робин Гуд и пошёл со своими друзьями помогать людям и животным.
Появляется опорная картинка «дом».
По дороге Робин с друзьями перешёл через реку по мосту (появляется картинка «река»), взошёл на холм (появляется картинка «холм») и вышел на широкую поляну (появляется картина «поляна»).
Как красиво вокруг! Робин с друзьями обошли поляну и заметили бельчонка, (выставляется картинка с изображением бельчонка) который сломал лапу. Друзья перевязали лапу. Только Робин с друзьями отошли от бельчонка, как вдруг увидели горящий дом (появляется картинка с изображением горящего дома) бедной женщины. Подошли Робин и друзья к дому и быстро потушили его».
Дракон: Ну, а сейчас, ребята, назовите мне похожие слова – действия из рассказа.
Учитель-логопед: Ребята, перед вами символ слова шёл, назовите похожие слова-действия с помощью приставок.
Дети с помощью символов приставок и слова шёл называют похожие слова-действия.
Дракон: Ух, молодцы, ребята, придётся пропустить вас к замку.
Учитель-логопед: Ну, что ж, ребята мы нашли Прекрасную Царевну, но как спасти ёе, ведь она же в замке?
Появляется фея: Я помогу вам! На ваших партах лежат картинки, по которым вам нужно составить волшебные предложения. А потом составьте схему вашего слова действия с помощью карточек, которые лежат на ваших партах.
Словарь: перепрыгнул, вылетел, отъехала, входит, перелетела, спрыгнул, отплыл, переплыл, взлетел, подъехал, уполз, скатился.
Учитель-логопед: Какое слово-действие в твоём предложении, Настя?
Настя: В моём предложении слово-действие – перепрыгнул. Оно образовано с помощью приставки пере- и слова – действия прыгнул.
Остальные дети составляют предложения и схемы по этой же схеме.
Учитель-логопед освобождает Царевну из замка.
Учитель-логопед: Ну, что ж Царевич нашёл свою Прекрасную Царевну. Царевна за своё освобождение и за хорошую работу всем ребятам дарит вкусные призы.
Самыми внимательными сегодня были………..
Самыми умными сегодня были………..
Самыми любознательными сегодня были………………..
ПЕРЕ -
ВЫ -
ОТ – (ОТО-)
С – (СО -)
ВЗ – (ВЗО-)
ПОД – (ПОДО-)
ОБ – (ОБО-)
ЗА -
ПО -
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!