Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский мастер-класс «Использование мультимедийных технологий в начальной школе»
Начальная школа является новым этапом в жизни ребёнка. С поступлением в школу ведущая деятельность ребёнка направлена на усвоение системы научно-познавательных знаний. На данном этапе центральной линией развития выступает интеллектуализация и формирование произвольности психических процессов. [2, с.3]
Современное образование подразумевает не только усвоение знаний, умений и навыков, но и всестороннее развитие личностных характеристик ребёнка, его познавательных и творческих способностей, развитие речи, обогащение словарного запаса, расширение кругозора.
Образование в начальной школе является фундаментом успешного обучения ребёнка в дальнейшем. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают успешное включение ребёнка в образовательный процесс и формирование ведущей образовательной компетенции – умения учиться. [2, с.5]
В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) заложена организация учебной деятельности на основе системно-деятельностного подхода. Где системно-деятельностный подход является основным механизмом достижения результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. [1, с.9]
Системно-деятельностный подход предполагает «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности» [1, с.5]
Для успешной реализации поставленных задач от учителя требуется активное включение в образовательный процесс современных образовательных технологий.
Общеизвестно, что эффективность процесса обучения зависит от уровня познавательной активности учащихся, их заинтересованности в освоении учебного предмета.
Важным условием развития любознательности, инициативности является создание такой образовательной среды, которая стимулирует активные формы познания. [2, с.6]
Учитывая возрастные особенности ребёнка начальной ступени образования наиболее эффективными средствами активизации и интенсификации учебной деятельности являются игровые технологии. В частности – дидактические игры.
Дидактическая игра – вид деятельности, которая позволяет ребёнку целенаправленно и в непринуждённой форме овладеть конкретным учебным материалом. [3]
Главными признаками любой дидактической игры являются наличие чётко поставленной цели обучения, соответствующие результаты и учебно-познавательная направленность. Дидактическая игра имеет и другие отличительные от других видов деятельности признаки: игровая ситуация, правила игры, порядок игровых действий, система оценивания. [3]
Включение дидактических игр в процесс обучения помогает решить ряд задач:
Дидактическая игра может найти своё применение на уроках нового материала, закрепления, обобщения и закрепления изученного материала. Так же дидактическая игра может использоваться на любом этапе урока во время индивидуальной, групповой и фронтальной видах работы.
Дидактическая игра является особым средством обучения и воспитания, так как дидактическая задача скрыта от учащихся, а всё внимание направлено на выполнение условий игры.
Включение дидактической игры или элементов игр в урок не должно является для учителя самоцелью, а быть эффективным средством организации процесса обучения.
Мною разработана серия дидактических игр-тренажёров по основным разделам учебных предметов «Русский язык» и «Математика» начального общего образования. Игры-тренажёры имеют сказочные сюжеты, соответствующие возрастным особенностям учащихся младшего школьного возраста (правописание слов с непроверяемыми безударными гласными, правописание слов с парными согласными, правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, математические диктанты, устный счёт, табличные случаи умножения и деления и др.)
Мультимедийные дидактические игры выполнены в среде MS PowerPoint. При создании игр используются инструментальные средства: гиперссылки, триггеры, звуковые эффекты, макросы: DragAndDrop, Visual Basic for Application.
Дидактические игры используются в практике как для работы на уроках, так и для работы во внеурочное время (кружки, домашняя работа).
Значение мультимедийных дидактических игр в процессе обучения:
Таким образом, включение в учебную и внеурочную деятельность учащихся мультимедийных дидактических игр делает процесс обучения и воспитания интересным, увлекательным, способствует качественной отработке изучаемого материала, формирует активную познавательную деятельность, является средством воспитания умственной активности, учит рассуждать и делать выводы.
Список литературы
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Надежда Викторовна, включение в учебную и внеурочную деятельность дидактических игр, всегда делал процесс интересным, более доступным, особенно для дошкольников. Каждая дидактическая игра несет обучающие задачи. Сейчас когда мы имеем возможность, освоив ИКТ , создавать мультимедийные дидактические игры, это здорово. Те игры - тренажеры, которые вы создали, увлекательные и интересные, это видно в вашей презентации. Конечно, хотелось бы посмотреть как они работают, могли бы поделиться?