Регистрация

Конструкт интегрированной НОД «Гостья из деревни Барабаново»

  • 21 апреля 2018

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»


КОНСТРУКТ интегрированного занятия по художественно-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Гостья из деревни Барабаново».         

Аннотация

Тяга к прекрасному присуща людям с самого рождения. Даже самые маленькие дети легко отмечают красоту вокруг себя: будь то красивый цветок, услышанная где-то песня. По мере своего взросления дети стремятся не просто разглядеть красоту вокруг себя, но и принять участие в ее создании – вылепить что-нибудь из пластилина, спеть песенку, нарисовать приглянувшуюся игрушку, а, может быть, написать первое стихотворение.

Все то, что окружает дошкольников, в будущем будет порождать определенные мысли и чувства внутри них. Упорядочить этот процесс позволяет художественно-эстетическое воспитание, осуществляемое как в дошкольных образовательных учреждениях, так и самими родителями.

Федеральный Государственный Стандарт Дошкольного Образования направлен на решение следующих задач: «…объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств»[4].

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [4].

Интерес к искусству, в частности к живописи (так же как, впрочем, и к чтению), у детей не возникает сам собой. Вызвать этот интерес не так уж сложно, но отбить его тоже очень легко. Поэтому делать первые шаги следует с большой осторожностью.

Мир живописи, как утверждают практики, – так уж повелось – внушает робость. Порой бывает нелегко облечь в слова самые очевидные вопросы. В любом случае главным отправным моментом должен стать интерес, который вы когда-то испытали сами: его и нужно попробовать внушить ребенку.  Неважно, за что ценят картину искушенные зрители: для вас ценно то, что привлекает в ней ваших детей. Вы приоткрываете перед ними отдельную, собственную дверь в мир прекрасного [2].

Воспитание средствами художественной литературы также важная часть общей системы эстетического воспитания. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Дети старшего дошкольного возраста способны …глубоко осмыслить содержание литературного произведения и понять некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание [6].

Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной (авторской) культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме [1] .

Использование русских народных песен знакомит детей с обычаями и традициями, с прошлым нашей страны; расширяет кругозор;  обогащает духовный мир ребенка; развивает голосовые данные и певческие умения; способствует развитию речи ребенка. Из песен мы узнаем о жизни народа: его труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и надеждах, мыслях и чувствах.

Народное декоративно-прикладное искусство − одно из средств эстетического воспитания − помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве [7].

Объединив виды искусства в одной образовательной деятельности, в интегрированные занятия, убеждаемся, что «…они  дают воспитаннику достаточно ши­рокое и яркое представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании мно­гообразного мира материальной и художественной культуры. Ос­новной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрирован­ные занятия также предполагают обязательное развитие творчес­кой активности воспитанников. Это позволяет использовать со­держание всех разделов программы, привлекать сведения из раз­личных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни» [5].

Тема: «Гостья из деревни Барабаново»

Ведущий вид деятельности: игра, беседа, продуктивная деятельность.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие».

Цель перспективная: развитие художественно-эстетического восприятия, эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире, произведениях искусства и собственных творческих работах.

Цель актуальная:  активизировать проявление эстетического отношения к окружающему миру (искусству, природе, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям).

Образовательные задачи:

Обучающая: изучение особенностей жанрово-видового разнообразия искусства,  приобщение детей к освоению языка изобразительного искусства и художественной деятельности и формирование опыта восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства.

Развивающая: развитие

  • эстетических интересов, эстетические предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность,
  • представлений о жанрах живописи; восприятия разных образов по содержанию, настроению, средств выразительности;
  • умения украшать предметы с помощью орнаментов и узоров, используя ритм, симметрию в композиционном построении;
  • певческих умений; стимулирование  освоение умений игрового музицирования.
  • проявлений инициативы в художественно-игровой деятельности, высказывание собственных эстетических суждений и оценок.

Воспитательная: воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения, уважение к взрослым, пожилым людям.

Техника выполнения творческой работы: гуашь + цветная бумага.

Оборудование к занятию: медиапроектор, работы детей в технике Урало-Сибирской росписи, книги Д.С. Мамина-Сибиряка, П.П.Бажова, иллюстрации к народным праздникам, дидактическая игра, старинные фотографии.

Материалы и средства: акварельные краски, цветная бумага для рисования, гуашь, дидактическая игра.

Зрительный ряд: В.А.Кузнецов «Крестьянская девочка», М.В. Нестеров «За Волгой», « Старый и малый», «Экзамен в сельской школе», И.К.Слюсарев «На закате».

Литературный ряд: П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце».

Д.С. Мамин-Сибиряк «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке».

Музыкальный ряд: народные обрядовые песни : «Колядка», «Масленица», «Сею-вею, посеваю», «Уральская кадриль».

Игровая ситуация или игровой прием: бабушка из деревни Барабаново ищет свои старинные фотографии, при помощи детей находит и вспоминает свое детство…

Словарная работа: Урало-Сибирская роспись, разбел, приписки, подмалевок, разживка.

Предварительная работа с воспитанниками: экскурсия в краеведческий музей, беседа с представителями поколения бабушек и дедушек о их детстве, чтение литературы по теме, оформление выставки предметов народного быта, изучение особенностей  Урало-сибирской росписи, проектная деятельность «Наша семья», « Шумовой оркестр».

Взаимодействие с родителями: участие в оформлении альбомов «Наша семья», привлечение к занятию представителей пожилого поколения.

Организация образовательного пространства: например:

1 – выставочное пространство,

 2 – мини-музей,

3 – пространство для творчества, 

4 – пространство для игры и рефлексии.

Предполагаемый результат

Дети узнают особенности бытовой живописи, сформируют  опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства,   научатся  украшать предметы с помощью орнаментов и узоров, используя ритм, симметрию в композиционном построении; разовьют певческие умения;  научатся подыгрывать в такт самодельными музыкальными инструментами, проявят  инициативу в художественно-игровой деятельности, обретут опыт высказывания собственных эстетических суждений и оценок.

Методическое обоснование занятия:

  • педагогические приемы: «помоги бабушке», « кто увидит», « оживи картину»,  « расскажите вместе».
  • формы организации: коллективно, индивидуально, в парах, в командах.
  • образовательная технология: игровая, проблемный диалог.

Конструкт НОД «Гостья из деревни Барабаново»

Этапы и время занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

1. Организационно – мотивационный этап.

 Задачи: собрать внимание детей и мотивировать их на предстоящую деятельность.

                

 

 

 

Организовывает детей, обращая внимание на лежащие на столе старинные фотографии:

– Ребята, а чьи это фотографии? Кто-то оставил?  Как вернуть их хозяину?

 Активизирует внимание, целенаправленное восприятие:

– Давайте  рассмотрим, кто изображен на фотографиях?

–Какое время отражено: современное, старина или древность…

Обращает внимание на бабушку, которая входит в группу и что-то ищет…

Бабушка (воспитатель или   родственница кого-то из детей):

– Спасибо, что нашли мои фотографии. А я ведь тоже была когда-то такой же маленькой, как вы… Так ведь, теперь и не вспомню, как же мы жили, чем занимались…

Воспитатель формулирует проблему, задает вопросы:

– Бабушка плохо помнит свое далекое детство. Можем ли мы помочь бабушке вспомнить ее детство и образ жизни? Что мы можем использовать? Какие современные средства?

Дети обращают внимание на фотографии, предлагают свои варианты поиска хозяина забытых вещей.

 

 

 

Анализируют, рассматривая изображения, сравнивают  с современными условиями быта, одеждой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доказывают, что можно показать ей картинки, предметы быта ее детства и молодости, одежду, спеть песню.

 

2. Основной этап.

2.1. Рассматривание картин уральских художников.

Задачи: восприятия разных образов по содержанию, настроению, средств выразительности.

Развитие умения высказывать  собственные эстетические суждения и оценки.

Воспитание  литературно-художественный вкуса, способности понимать настроение произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Рассматривание предметов бытовой утвари.

Задача: закрепление названия и применения бытовой утвари.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка: смена вида деятельности, развитие певческих умений; стимулирование  игрового музицирования.

 

 

2.3. Выполнение украшения силуэта разделочной доски элементами Урало-сибирской росписи.

Задача: Развитие эстетических интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2.4 Дидактическая игра

Задача: проявление инициативы в художественно-игровой деятельности,

Воспитание  литературно-художественный вкуса, уважения к взрослым, пожилым людям. 

Воспитатель:

– Правильно, ребята, можно помочь бабушке «вернуться» в ее детство с помощью разных видов искусства: живопись. Художественная литература, музыка.

Сейчас существуют современные технические средства, которые облегчат нам задачу, и мы как будто  переместимся  во времени. Предлагаю посмотреть на экран.

Слайд 2.

Уральские художники изображали людей в старинных костюмах. Рассмотрим картины:  В.А.Кузнецов «Крестьянская девочка»,

М.В. Нестеров «За Волгой».

 Сможете рассказать, во что одевались люди на Урале?

Бабушка «вспоминает», что так выглядела она и ее родители.

Слайд 3.

Воспитатель:

– А на этом слайде можно рассмотреть старинную одежду крестьян: лапти, картуз.

Бабушка «узнает», что так выглядел ее дедушка, младший брат.

Бабушка вспоминает, как они с ребятами ходили по дворам, одежу почему-то, выворачивали на изнанку, пели песни…

Воспитатель мотивирует рассказать, какой праздник не может вспомнить бабушка, затем спеть колядки, прослушав аудиозапись, выполняет вместе с детьми.

Слайд 4.

Бабушка вспоминает, что они учились с братом в школе, он похож на мальчика, который отвечает урок. Предлагает посмотреть, как устроен класс, особенности одежды детей.

– Из богатых или бедных семей дети, как вы думаете?

Воспитатель просит аргументировать или просит доказать

Воспитатель:

– Как вы думаете, хорошо учился этот мальчик, или с неохотой? Почему? Каким его изобразил художник?

Предлагаю всем попробовать встать в такую позу и почувствовать его настроение…

Слайд 5.

Бабушка обращает внимание на дом, похожий на тот, в котором она жила с родителями:

– Я только не помню, в доме-то что было, была ли мебель, посуда…

Воспитатель мотивирует перейти к групповому музею предметов уральского быта, инициирует разбиться на пары и показать бабушке посуду, предлагает на выбор предметы кухонной утвари, чтобы рассказать, для чего был нужен тот или иной предмет.

Бабушка вспоминает, что в чугунной сковороде они пекли блины:

–Только, ребятки, не помню, на какой праздник? Что-то пели мы еще…

 

Воспитатель:

–Думаю, дети помогут бабушке вспомнить…

–Молодцы. Ребята, многое я вспомнила из своего детства.

Ой, а что это у вас разделочные досочки без украшений? Вроде бы  в моем детстве, помнится мне, красивые они были, расписные…

Воспитатель обращает внимание детей (при затруднении) на образцы детских работ на выставке Урало-сибирской росписи, мотивирует детей на выполнение продуктивной деятельности за столами.

Дети, чем отличается уральская роспись от других? (особенность уральской росписи – разбел, когда рисуют одновременно двумя красками).

–Вспомним, как надо набрать краску на пальчик (на указательный палец набираем две краски – на кончик пальца берем белую, а на подушечку цветную (красную, синюю, зеленую) и рисуем ягодку или лепесток у цветка).

- Сейчас вы превратитесь в уральских умельцев и попробуете сами расписать эти предметы быта. Для каждого мастера приготовлено рабочее место.

Воспитатель рассказывает об этапах выполнения росписи, обращает внимание на технологически карты, при затруднении показывает этапы выполнения работы, выполняет вместе с детьми.

–Постарайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, яркими, аккуратными. И помните, что у настоящего мастера на рабочем месте

всегда чистота и порядок.

 

Бабушка:

– Какие чудесные у вас получились предметы быта! Вы настоящие мастера. Не зря говорят: «Каков мастер – такова и работа». «Дело мастера боится».

А я ведь вам, ребята, игру хочу подарить. Тоже про уральских талантливых людей – писателей. А вы догадались, о каких писателях я говорю? Книги-то их читали?

Это игра-лото « Собери правильно», но ее легко можно сделать и подвижной. Вы идете вокруг стола, на котором разложены карточки с иллюстрациями к произведениям этих писателей, перевернутые вниз. Звучит уральская народная песня. Как только я остановлю песню, вам нужно быстро взять карточку и подбежать к портрету соответствующего писателя. Сделать круг, взявшись за руки с другими детьми. Чья команда быстрее соберется, те ребята и выиграли. Удачи вам в игре!

– А теперь еще для вас задание: кто узнает, из какого произведения отрывок, тот и пляшет, когда песня зазвучит! (бабушка читает отрывки из произведений писателей)

Садятся на стульчики напротив экрана, рассматривают картины, участвуют в обсуждении, обосновывают, выделяют главное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают картины, участвуют в обсуждении, обосновывают, выделяют главное, детали.

 

 

 

 

 

Дети участвуют в обсуждении, поют обрядовую песню «Колядки», используя самодельные музыкальные инструменты, приплясывают.

 Садятся на места.

 

Дети принимают позу мальчика, высказывают свое мнение, анализируют, предполагают, придумывают, дополняют.

 

Рассматривают картину с домом, участвуют в обсуждении, обосновывают, выделяют главное, детали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети показывают посуду, предметы утварь, выделяют функции, главное, детали.

Дети участвуют в обсуждении, поют обрядовую песню «Масленица», используя самодельные музыкальные инструменты, приплясывают.

 

Дети показывают образцы расписанных силуэтов на выставке, выражают желание расписать силуэты досочек из цветной бумаги коричневого, бардового цвета. Садятся за столы.

 

 

 

 

 

 

 

Дети украшают свои досочки с помощью гуаши способом обмакивания пальчика в белую гуашь для нанесения «подмалевка», и, затем, набрав цветную гуашь на кончик этого же пальца для эффекта «разживки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети называют уральских писателей

П.П.Бажова, Д.С. Мамина-Сибиряка, находят в группе уголок книги с выставкой книг этих писателей. 

 

 

 

 

 

Дети выражают желание поиграть в игру « Собери правильно», участвуют в игре, игровом задании.

3. Рефлексия

 

Воспитатель:

– Спасибо, бабушка, за интересную игру!  Как тебе у нас, понравилось в гостях? А вам, ребята, понравилось принимать гостью из деревни Барабаново?

Ну, а кто трудился от души – веселись теперь, пляши. (Включает «Уральскую кадриль»)

Дети высказывают свои мысли об участии в совместной деятельности, танцуют с бабушкой.

Открытый конец

В  свободную минутку  ребята  смогут разрисовать Урало-сибирской росписью и другие силуэты уральского быта и подарить их своим бабушкам, послушать их интересные истории о своем далеком детстве.

 

Список литературы:

  1. Зацепина М.Б. , Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду : методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей : для работы с детьми 5-7 лет / М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. – Москва : Мозаика–Синтез, 2008
  2. Барб-Галль  Ф. Как говорить с детьми об искусстве./ Первая книга об искусстве для детей, адресованная взрослым/  Ф. Барб-Галль.–  АРКА, СПб. 2007
  3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
  4. Приказ  от 6 октября 2009 г. № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.» Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. № 15785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) http://минобрнауки.рф/documents/922
  5. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методи­ческое пособие. / С.Д. Сажина.— М.: ГЦ Сфера, 2008. — 128 с. — (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). (7)
  6. Ушакова О.С. "Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи" / О.С. Ушакова, М.: "ТЦ Сфера"–2011
  7. Халезова Н.Б. . "Народная пластика и декоративная лепка в детском саду" Пособие для воспитателя./  Н.Б. Халезова. — М.: Просвещение, 1984 г. http://www.detskiysad.ru/izo/plastika16.html

Автор: Петрова Ирина Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории детского сада № 33 г. Каменск-Уральского Cвердловской области. Педагогический стаж работы 25 лет.

Сайт:  http://udiwitelnoeradom.blogspot.ru/p/blog-page.html

Презентация к занятию

5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 10)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Лесунова Светлана Владимировна 10.02.2019 в 11:27

Здравствуйте, Ирина Владимировна! Очень понравился Ваш конструкт! Здорово, что Вы делитесь с нами, коллегами, опытом приобщения детей к Уральским традициям. И, поскольку мы с Вами землячки, с удовольствием буду использовать Ваши наработки в своей педагогической деятельности. Спасибо!!!

Елена Елена Елена 16.09.2020 в 06:41

Хороший конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!