Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога начальной школы»
Проектирование компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка.
Глобальная цель образования состоит в том, что бы научить человека лучше понимать жизнь, ориентироваться в современном обществе, сделать его способным найти свое место в нем в соответствии с индивидуальными способностями, интересами и возможностями. Следовательно, наша с вами состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью.
Конечно, быстрее и легче показать, объяснить, чем позволить ученикам самим открывать знания и способы действий. Самостоятельно ставить цели, анализировать, сопоставлять, оценивать, а главное - не бояться ошибаться в поисках нового пути. Именно этому необходимо учить в школе.
Если при обучении учащихся систематически и целенаправленно использовать компетентностно-ориентированные задания, то повысится интерес и, как следствие, качество подготовки к предмету.Под компетентностно-ориентированным заданием понимаем задание, которое требует использования знаний в условиях неопределённости, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий (В. А. Болотов)
Целью компетентностно-ориентированных заданий является формирование ключевых компетенций, направленных на умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.
Компетентностно-ориентированные задания характеризуются следующими отличительными признаками:
– контекст, жизненность тематики заданий;
– деятельностный компонент, направленный на формирование и проверку той или иной компетенции
– значимость полученного результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося (ученик должен понимать, для чего и зачем он выполняет это задание);
– условие задания сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания, на которые нет явного указания в тексте , то есть требуется найти недостающие знания;
– информация и данные в задании могут быть представлены в различной форме (рисунок, схема, таблица и т. д.), что потребует распознавания объектов;
Главное, что каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определённым требованиям.
Прежде чем приступить к проектированию КОЗ учителю необходимо:
Напомню, мы можем способствовать формированию:
Учебно - познавательной компетенции - способности учащегося приобретать новые знания для решения учебных задач на основе использования методов познания конкретных предметов.
Информационной компетенция - умению самостоятельно искать, анализировать и обирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять, передавать и критически осмысливать её.
Коммуникативную компетенцию (устную, письменную или продуктивную)
владение устной (монолог, диалог, умение задавать вопросы, защищать свою точку зрения, дискуссия, доклады, презентации, защита проектов, публичное выступление и др.);
- письменной (чтение, создание различного рода текстов, владение стилевыми приемами оформления текста, умение работы с текстом и др.);
- продуктивной коммуникации (умение работать в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).
Самоорганизационную компетенцию умение ставить цели, планировать, и полноценно использовать личностные ресурсы. Компетенция проявляется в умении проанализировать реальную ситуацию, проблемы, в постановке цели и планировании шагов по ее достижению. Важным аспектом является оценка продукта своей деятельности и соотнесение его с целью.
2.Прописать планируемый результат с позиции компетенций, какие именно универсальные учебные действия будут формироваться
3.Продумать на каком содержании предложить задания
4.Выбрать или сформулировать компетентностно-ориентированное задание, нацеленное на формирование и оценивание той или иной компетенции,
5.Выбрать на каком этапе урока целесообразно включить данное задание,
6.Продумать формы работы учащихся на уроке способствующие формированию той или иной компетенции. Это может быть групповая работа, работа в паре или индивидуальная работа, опять же все зависит от того какую компетенцию вы будете развивать на данном уроке и какие УУД планируете формировать.
Вот самый простой пример КОЗ , он не требует особенной подготовки, очень продуктивно использую на уроках развития речи с целью развития письменной коммуникативной компетенции.
Стимул: Ребята, у меня пропал кот Барсик. Я хочу написать объявление и расклеить по городу, одна, ну ни как не справлюсь без вас. Помогите мне.
Задачная формулировка: Составь текст объявления. В объявлении напиши название породы кота, цвет, две дополнительные приметы. В тексте не должно быть ошибок.
Слова для справок: шотландская вислоухая
Источник: –фото кота и слова для справок: шотландская вислоухая
Инструмент проверки (модельный ответ):
В объявлении написано название породы кота – 1 балл.
В объявлении указан цвет кота – 1 балл.
В объявлении указаны 2 дополнительные приметы кота– 2 балла, указана 1 примета – 1 балл
В тексте нет ошибок – 1 балл
Согласитесь, всё довольно просто, для развития данной компетенции мы можем использовать и письмо Деду Морозу и приглашение на День рождение и конкурс стихов к литературному празднику, также можем составлять кроссворды, ребусы и т.д
Естественно, львиная доля компетентностно-ориентированных заданий направлена всё-таки на развитие учебно-познавательной компетенции, и с эти не поспоришь, здесь конечно требуется больше времени на составление и подготовку.
И вместе с этим мы стараемся развивать продуктивную компетенцию, это особенно важно начать именно в начальной школе
А сейчас на примере урока, рассмотрим каждый компонент. Тема урока «Правила правописания разделительных ъ и ь знаков» - 3 класс
Ориентировано на развитие учебно-познавательной компетенции на этапе первичного закрепления материала.
Форма работы -работа в парах с целью развития продуктивной компетенции
Ориентировано на развитие учебно-познавательной компетенции на этапе первичного закрепления материала.
Форма работы - работа в парах с целью развития продуктивной компетенции.
Планируемый результат:
Личностные результаты: личностные :
- самооценка на основе соотнесения результата с пониманием задания, с критериями оценки, со способами выполнения задания;
Метапредметные результаты: Регулятивные УУД
- умение сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью выявления отличий полученного результата от эталона;
Познавательные УУД:умение понимать задание; заполнять таблицу;
Коммуникативные УУД
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
Предметные результаты:
- совершенствовать навык правописания слов с разделительными ъ и ь знаками.
Стимул. В Стране «Невыученных уроков» Виктора Перестукина и Кузю ждёт очередное испытание от Грамматики – нужно правильно вставить разделительный знак. Помогите ребятам.
Задачная формулировка
Зав..южить, ул…и, раз..яснил, п..ю, разоб..ёт, здоров..е, л..ю, лист..я, об..ехали
Виктор и Кузя поспорили и не могут решить, какой именно разделительный знак им нужно вставить, помогите им. Выберите правильный алгоритм?
Алгоритмы, бланки для заполнения заданий и оценочные листы в Приложении.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.