Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Золотая хохлома»
Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей.
Задачи: Продолжать знакомить детей с народным искусством, росписью на изделиях хохломы и ее историей; учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи; закреплять навыки рисовании элементов узора; развивать художественный вкус, наблюдательность, способность замечать характерные особенности хохломской росписи и передавать их средствами рисунка; воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев. Материал: иллюстрации из альбома «Золотая Хохлома»; выставка изделий хохломы; силуэты разделочных досточек из чёрной бумаги, гуашь, кисти, салфетки (на каждого ребенка)
Ход занятия:
(На доске размещены иллюстрации хохломской росписи, на столе хохломская посуда).
Воспитатель: Посмотрите, посмотрите,
Сколько яркости вокруг.
Разве это не красиво?
Аж захватывает дух!
Ребята, посмотрите на эту выставку! Полюбуйтесь какая здесь посуда расписная!
(дети рассматривают выставку). А теперь послушайте, что вам расскажу. Когда-то давным-давно жил в лесу за Волгой мужичок-умелец. Там он в лесу себе избу поставил, и стол себе сделал и лавку, да деревянную посуду на стол вырезал. Варил он себе пшённую кашу, сам ел и птиц лесных кормил. Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он и её из своей посуды кашей угостил. И вот в благодарность, за то, что мужичок ее накормил, птица эта дотронулась золотым крылом к деревянной чашке с кашей, и чашка стала золотой. Ну конечно же, это сказка такая. А на самом деле, золотая роспись посуды началась у древних мастеров-живописцев. Посуду такую сложно было делать. Сначала они вырезали из дерева ложки, чашки, тарелки. Затем их покрывали глиной, а чтобы дерево не впитывало краску, покрывали еще и льняным маслом, натирали алюминиевым порошком, и расписывали посуду красивым растительным орнаментом, который брали из природы (это цветы, ягоды, листочки, травка). Затем снова покрывали маслом и, наконец, обжигали в печи. И вот после такого обжига посуда превращалась в «золотую». В те давние времена не было магазинов. Ребята, как вы думаете, где же люди продавали и покупали такую посуду?
Дети: На ярмарке.
Воспитатель: Правильно, ребята, на ярмарках. Готовые изделия мастера везли на продажу в крупное торговое село Хохлома, которое находилось в Нижегородской губернии, отчего роспись и получила свое название. А давайте и мы сегодня с вами отправимся на ярмарку, но в качестве не покупателей, а мастеров.
И я предлагаю нам с вами расписать разделочные досточки узорами хохломской росписи. Ребята, пройдите к доске. Мы сейчас с вами рассмотрим и вспомним основные элементы хохломской росписи. Как вы думаете, почему говорят - золотая хохлома? (встречается золотой цвет). А какие еще основные цвета используют хохломские художники? (Красный, черный, золотой). Правильно, ребята, вот мы вспомнили и повторили основные цвета и элементы хохломской росписи. Теперь предлагаю вам вернуться в нашу мастерскую художников и расписать наши досточки знакомыми узорами. Каждая досточка будет неповторимой, авторской работой. Давайте я вам покажу как рисовать узоры, которые вы сможете повторить на своих досках. (Показ и объяснение рисования элементов и узоров: завитки, веточка, брусничка, лепесточек). Теперь закройте глаза и представьте себе узор, который вы хотели бы нарисовать. А теперь давайте с вами вместе разомнем ладони и пальцы. Приготовим руки для работы и скажем волшебные слова. (Произносим вместе с детьми хором):
Руки, пальцы, помогите,
Рисовать скорей начните! (Дети рисуют под русскую народную мелодию)
Воспитатель: Дети, у вас получились замечательные досточки с элементами хохломской росписи. Какие вы все молодцы! Так хорошо поработали! А теперь предлагаю нам устроить ярмарку ваших работ. (Все работы выкладываются на стол, дети рассматривают их.) Выберите тот поднос, который вам больше всего понравился и расскажите, почему вы выбрали именно эту работу, чем она вас привлекла.
А волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума.
Ведь чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома!
Вам понравилось наше сегодняшнее занятие? Чему мы научились?
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.