Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога начальной школы»
Цели:
1. Формировать навык целеполагания урока, умение прогнозировать жанр литературного произведения по фамилии автора, по сюжетным картинкам и по названию произведения; формировать прогнозирование сюжета произведения. Формировать навык выразительного и осознанного чтения, закреплять представления об авторской сказке, умение видеть реплики героев и слова автора, читать произведение по ролям, передавая настроение и эмоции героев. Умение выделять в тексте слова, смысл которых неясен, уметь объяснять их значение, пользуясь различными источниками.
2. Развивать грамотную, эмоциональную речь, память, внимание, наблюдательность, умение анализировать , сравнивать , сопоставлять , делать выводы совершенствовать навыки контроля за собственной речью .
3. Воспитывать любовь и интерес к чтению, умение работать самостоятельно, в паре, воспитывать любовь к окружающему миру, расширять читательский кругозор и словарный запас.
Оборудование:
Учебник О.В. Кубасовой «Любимые страницы» 3 часть;
Рабочая тетрадь к учебнику О.В. Кубасовой;
Выставка книг Н.И. Сладкова.
Мультимедийный проектор
Компьютер
Презентация (слайды)
Ход урока:
Приветствие гостей.
Настраивание на работу.
УЧ. – Итак мы начинаем урок литературного чтения. Желаю всем поработать на уроке на «4» и «5». Желаю Вам удачи! (Формирование положительной установки)
Вводная часть (3 минуты).
УЧ. – Давайте определим цели сегодняшнего урока.
Д. – Познакомиться с новым литературным произведением. Узнать автора этого произведения. Расширить свой словарный запас. Понять основную мысль произведения, его жанр, сделать выводы.
Основная часть.
Вступительная беседа.
УЧ. – Я предлагаю Вам предположить к какому писателю мы сегодня пойдем в гости.
Этот писатель писал о природе для детей. Назовите фамилии писателей, писавших о живой природе для детей.
Д. – Л.Н. Толстой, В.Бианки, М.Пришвин, Б.Емельянов, Н.Сладков, Б.Житков, В.Снегирев и т.д.
УЧ. – Какой из названных авторов писал поучительные сказки о животных?
Д. – Л.Н. Толстой .
УЧ. – Кто из названных авторов, сам иллюстрировал свои книги?
Д. – Михаил Пришвин.
УЧ.- В каком жанре работали эти авторы?
Д.- Эти писатели сочиняли рассказы и сказки.
УЧ.- Что в литературном чтении называют рассказом?
Д.- Рассказ- это вымышленная или правдивая история, записанная автором.
УЧ. - Что относится к жанру сказка?
Д.- Сказка – это вид устных повествований с фантастическим вымыслом.
УЧ.- Какие бывают сказки?
Д.- Авторские и народные.
УЧ. – Молодцы, вы очень много знаете. Ну а теперь попробуйте угадать автора по обложкам книг, представленных на этой выставке.
Д.- Это Н. Сладков.
УЧ.- Правильно, сегодня мы пойдем в гости к Николаю Ивановичу Сладкову.
О Николае Ивановиче Сладкове нам подготовила сообщение Качалова Арина.
(Презентация учителя о Н. Сладкове.)
УЧ. – Вы узнали часть биографии Н.И. Сладкова, познакомились с его портретом, по обложкам книг вы угадали самого автора, а теперь попробуйте узнать жанр литературного произведения, с которым мы познакомимся на сегодняшнем уроке, ведь Сладков писал рассказы и сказки.
УЧ.- Произведение Н.Сладкова называется « Медведь и Солнце».
УЧ.- По названию произведения, можно ли предположить к какому жанру относится это художественное произведение?
УЧ.- ( Идет рассуждение и предположение жанра произведения).
УЧ.- В какой, из представленных книг, может находиться это произведение? Почему?
УЧ.- Куда надо посмотреть , что бы удостовериться , что наше предположение верное?
Д.- Надо посмотреть содержание в конце книги.
УЧ. – Молодцы.
И так, произведения Сладкова насыщены правдивыми, реальными ситуациями, в центре его произведений – животные, явления природы, а точнее – живая и неживая природа.
Я вас, наверное, уже заинтриговала? Пришло время открыть учебник литературного чтения 3 часть, страницу 4 и прочитать произведение Сладкова « Медведь и Солнце».
По названию произведения можно ли судить о его жанре? Сказка это или рассказ?
Д. – Нельзя.
УЧ. – Я предлагаю вам посмотреть иллюстрации к произведению, сможем ли мы сейчас после просмотра предположить, что это за жанр и о чем будет говориться в этом литературном произведении?
Д. – Скорее всего это рассказ, иллюстрации позволяют предположить, что в этом рассказе говориться о весне.
УЧ. – Вас уже заинтриговал этот рассказ, и вы хотите узнать его содержание. По названию можно предположить содержание. О чем оно?
( Дети высказывают свои предположения).
УЧ.- Сейчас мы убедимся в своих догадках.
Чтение по цепочке произведения Н.И. Сладкова «Медведь и Солнце».
Во время чтения проводится словарная работа, заранее подготовленные дети объясняют по толковому словарю слова: слякоть, пустить воду, заскрипел, покосолапил.
Закрепительная беседа.
УЧ. – Понравился ли вам сказка? Чем?
- Почему же Медведь ничего Солнышку не сделал?
- Чему же учит нас сказка?
УЧ.- Законы природы не подвластны ни людям ни зверям, все живое на земле подчиняется этим законам.
- Так какие изменения в природе мы наблюдаем с приходом весны?
( На доске написаны слова «подсказки»: снег, капель, воздух, небо, облака, сокодвижение, прилет…, дети составляют предложения об изменениях в природе с приходом весны)
- В чем заключается основная мысль этого произведения?
Вывод:
УЧ. - Как вы думаете, ребята, смогли мы сегодня достичь целей, которые ставили перед началом урока?
Д. – Да. Цели были достигнуты: познакомились с биографией автора, познакомились с новым рассказом Н. Сладкова «Медведь и Солнце», пополнили свой словарный запас, определили жанр прочитанного, узнали главную мысль произведения.
УЧ. – Вы большие молодцы. Прекрасно работали на уроке. Н. Сладков призывает вас быть добрыми, любить окружающую нас природу, любить свой край и беречь все, что создано природой. Читайте книги русского писателя Николая Ивановича Сладкова.
Биография писателя
Русский писатель НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ СЛАДКОВ все свое творчество посвятил природе. Родился Николай Иванович в 1920 году в г. Москве, но всю жизнь прожил в г. Ленинграде (С-Петербург). С детства он интересовался природой. Уже со второго класса вел дневник, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. В молодости Сладков увлекался фотоохотой, фотографировал животных, рисовал их и помещал эти фотографии и рисунки в свои книги. Николай Иванович много путешествовал, записывал свои наблюдения в записную книжку, а потом писал рассказы, которые получили большую известность. Всего Сладков написал более 60 книг. Всю жизнь Николай Иванович был защитником природы, через его книги мы учимся ценить и любить красоту природы, видеть необыкновенное в природе своими глазами.
Технологическая карта урока
Предмет |
Литературное чтение |
Класс |
3 |
Тип урока |
Открытие нового знания |
Технология построения урока |
|
Тема |
Сладков Н. Медведь и Солнце. |
Цель |
формирование универсальных учебных действий обучающихся, целостного мировоззрения, через использование возможностей литературных произведений .
|
Основные термины, понятия |
Олицетворение. |
Планируемый результат |
|
Предметные умения
Воспринимают на слух художественное произведение. Определяют эмоциональное состояние персонажа и эмоциональный характер текста. Читают в ыразительно, передавая эмоциональный характер и соблюдая логические ударения. Прогнозируют на уровне предложения и текста. Отвечают на вопросы к текстам. Составляют вопросы всех типов и отвечают на вопросы к произведению. Иллюстрируют прочитанное. Определяют жанр произведения. Ориентируются в содержании (оглавлении.) Составляют картинный и вербальный план. Создают связный текст. Характеризуют персонажей. Выявляют главную мысль текста. Соотносят иллюстрации с фрагментами произведения. Озаглавливают эпизоды произведения. Применяют приём словесного рисования. Пересказывают с опорой на картинный план..
|
Универсальные учебные действия
Личностные : формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; прогнозировать последовательность действий; самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;проводить сравнения, анализ, синтез материала; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, использовать модели и схемы для решения литературных задач; обобщать, устанавливать аналогии, владеть общим приемом работы с литературным произведением; Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
|
Организация пространства Фронтальная, индивидуальная, парная ,групповая. |
|
Формы работы |
Ресурсы |
Фронтальная работа -этап мотивации знаний -этап актуализации знаний -этап выявления места и причин затруднения
-этап построения проекта
-рефлекия учебной деятельности на уроке
Работа в парах
Индивидуальная работа - этап выявления места и причин затруднения |
- авторский видеофрагмент. - авторская презентация . -книгопечатная продукция: Литературное чтение. 3 класс. О.В. Кубасова
-заложены в авторскую презентацию
- Составление пересказа по сюжетным картинкам в презентации -работа с учебником по вопросам
|
Дидактические задачи этапов урока
№ п/п |
Этапы урока |
Дидактические задачи (цель этапа) |
1 |
Мотивация к учебной деятельности |
Определить произведения на заданную тему. Объяснить понятие «окружающий мир». Прогнозировать содержание произведения . Контролировать правильность ответов. |
2 |
Актуализация знаний и пробное учебное действие |
Учить формулировать тему и задачи урока. |
3 |
Выявление места и причины затруднения |
Организовать активную работу с биографией писателя и его произведением. Подвести учащихся к выводам о неизбежности явлений природы. |
4 |
Построение проекта выхода из затруднения |
Использовать презентацию на различных этапах урока. |
5 |
Реализация построенного проекта |
Учить объяснять, истолковывать, интерпретировать и доказывать, через знакомство с произведением. |
6 |
Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи) |
Учить разрешать новые проблемы, доказывать, использовать знания в новой ситуации, через парную работу с вопросами. |
7 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Учить работать с вариантами картинного плана. |
8 |
Включение в систему знаний и повторение |
Обсудить, сопоставить ,обобщить и систематизировать полученные знания. Пересказать в группе сказку с использованием картинного плана. Оценивать работу групп. . |
9 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
В ходе дискуссии выявить интерес учащихся к изучаемой теме, уровень ее усвоения, эмоционального отклика на работу, впечатления от проделанной работы. |
Технология изучения
|
Этапы урока |
Формируемые умения |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
||
|
Мотивация к учебной деятельности |
Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
|
Приветственное слово Методом проблемного диалога и просмотром видеофрагмента выявляет противоречие между имеющимися знаниями учащихся и недостатком их для решения задач урока. |
Подготовка к уроку, приветствие присутствующих Определяют произведения на заданную тему. Объясняют понятие «окружающий мир» и «явления природы» Прогнозируют наличие новых сюжетных линий произведения. . Контролируют правильность ответов. |
|
||
|
Актуализация знаний и пробное учебное действие |
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, |
Методом подводящего диалога помогает учащимся сформулировать тему и задачи урока |
Отвечают на вопросы. Выдвигают предположения по формулированию темы и задач урока. Контролируют ответы других учеников. |
|
||
|
Выявление места и причины затруднения |
Предметные: Читать ыразительно, передавая эмоциональный характер читаемого и соблюдая логические ударения. Прогнозировать на уровне предложения и текста. Личностные: ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; прогнозировать последовательность действий; самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
|
Организовывает работу по изучению биографии писателя. Анализирует деятельность учащихся. Посредством побуждающего диалога подводит учащихся к формулированию вывода о «новых открытиях». Организует работу с произведением.
|
Организовывают работу по презентации. Контролируют собственные ответы и ответы других учащихся.Прогнозируют жанр и тему произведения. Читают выразительно произведение. Слушают и активно воспринимают новый текст. Подтверждают предположения .Определяют главную мысль произведения.
|
|
||
Построение проекта выхода из затруднения |
Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; проводить сравнения, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, использовать модели и схемы для решения литературных задач; обобщать, анализировать, устанавливать аналогии. |
Демонстрирует работу со словарём .
|
Знакомятся с новыми словами. Расширяют словарный запас. Обсуждают и анализируют жанр нового произведения . |
||||
Реализация построенного проекта |
Регулятивные: самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
|
Провести предварительное тестирование знаний произведений Сладкова. Дать инструкцию для самостоятельной работы по выполнению заданий к произведению .
|
Задают вопросы и отвечают на них самостоятельно . Воспроизводят информацию. Делают выводы. |
||||
Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи) |
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Познавательные: обобщать, устанавливать аналогии, владеть общим приемом работы с литературным произведением; Регулятивные: самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Предметные: . Составлять вопросы всех типов и отвечать на вопросы к произведению. Определять жанр произведения. Ориентироваться в содержании (оглавлении.)
|
Контролировать самостоятельную работу учащихся и последующую взаимопроверку в парах. |
Понимать и уточнять информацию с помощью вопросов. Анализировать и синтезировать свои знания при помощи вопросов . Определять характер героев, объяснять их поступки Контролировать собственные ответы и ответы других учащихся при работе в паре. |
||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Предметны Иллюстрировать прочитанное. Составлять картинный и вербальный план. Создавать связный текст. Характеризовать персонажей. Выявлять главную мысль текста. Соотносить иллюстрации с фрагментами произведения. Озаглавливать эпизоды произведения. Коммуникативные : договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
е: |
Подвергает сомнениям идею о явлениях природы, разбирает критически возможные варианты и предположения. |
Составляют в парах картинный план. Сравнивают, доказывают и делают выводы о том, какой план соответствует последовательности событий в сказке и может быть размещён в учебнике или тетради по литературному чтению?
|
||||
ключение в систему знаний и повторение |
Предметные: Применять приём словесного рисования. Пересказывать с опорой на картинный план.. Регулятивные: прогнозировать последовательность действий; самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Личностные: формировать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные : делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;
|
.Направляет и гармонизирует парную работу учащихся. Раскрывает критерии оценки(правильность, последовательность изложения, выразительность, артистичность, тон и тембр голоса) |
Обсуждают, сопоставляют ,обобщают и систематизируют полученные знания. Пересказывают в парах с использованием картинного плана. Оценивают свою работу . |
||||
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Личностные: формировать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; проводить сравнения, анализ, синтез материала; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, обобщать, устанавливать аналогии. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме
|
Наблюдает за настроением детей. Слушает рассуждения детей о возможности включения произведений данного автора в категорию «любимых книг» В ходе дискуссии выявляет интерес учащихся к изучаемой теме, уровень ее усвоения, эмоциональный отклик на работу, впечатления от проделанной работы. |
Рассуждают о возможности включения данного произведения в «копилку любимых книг» Оценивают свои возможности и уровень их реализации на уроке. |
||||
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.