Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»
Возраст дошкольников: старшая группа (5-6 лет)
Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения простейших опытов.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, текучая, без запаха, без вкуса, растворяет вещества.
2. Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
3. Обучать детей навыкам проведения простейших опытов.
4. Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
5. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.
6. Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Совершенствовать навык аккуратного рисования.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к воде.
3. Воспитывать умение работать в группе, учитывать мнение партнёра.
Предварительная работа:
Виды детской деятельности, используемые на занятии: (экспериментирование, изобразительная деятельность, игра, беседа).
Место проведения: групповое помещение.
Оборудование и материалы:
Прозрачные пластиковые стаканчики, вода питьевая, салфетки, иллюстрации со свойствами воды, соломинки, магниты, сок, молоко, кисточки, гуашь, альбомные листы.
Воспитатель: Ребята, сегодня я по дороге в детский сад встретила вот эту капельку. О на пришла не одна, а со своими подружками и принесла нам загадки, но ее подружки потерялись, нам надо помочь их найти. А сначала ребята, отгадаем загадки?
Дети отгадывают загадки:
1. Бежит, бежит не выбежит, течёт, течёт, не вытечет. (река)
2. Пушистая вата плывёт куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (облако)
3. Люди ждут меня, зовут, а приду к ним-прочь бегут. (дождик).
Воспитатель: О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети. О воде!
Воспитатель: Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем, узнаем новое, будем рассуждать, играть. Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Ответы детей: (реки, озера, моря, дождь, снег, град, туман, роса, иней, лёд, пар). (картинки)
Воспитатель: В морях и океанах – вода солёная. Воспитатель привлекает детей к речевой работе. Вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т. п, в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода (в отличие от солёной, морской? Пресная. А в водопроводе какая вода? (водопроводная) (картинка крана с водой)
Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям нужна вода? Где мы её используем?
Ответы детей: (пьём, моемся, моем в доме, готовим пищу, стираем).
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сейчас познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого мы пойдем в нашу мини лабораторию и рассмотрим воду.
Подойдите все к столу (но только вспомним правила нахождения в лаборатории, и опыты будем делать по очереди) (воспитатель одевает белый халат). (картинка лаборатория).
Опыт 1.
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Как можно придать вкус воде? (дети насыпают сахар и соль)
Свойство 1: вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха (картинка с водой)
Опыт 2.
Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. На доску вывешиваем свойство воды - текучая. (Картинка как вода льется)
Опыт 3.
Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет. Вода не имеет запаха.
Опыт 4: вода прозрачна и не имеет собственной формы. Переливаем воду в стакан, кружку, принимает форму того предмета, куда ее нальют, во что ее нальют.
Опыт 5: Перед вами 2 емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Д: Нет, одна - чистая, другая- грязная.
В: Какую воду мы используем в обычной жизни? Какую пьем? Какой умываемся?
Д: Чистой.
В: Как вы думаете, в речках течет чистая вода?
Д: Нет.
В: Чем она м. б. загрязнена?
Д: Грязными сточными водами (картинка)
В: А как вы думаете, очистить грязную воду можно?
В: Что для этого используют?
Д: Очистные сооружения, фильтры (картинка) В: Очистные сооружения м. б. очень большими, для каждого города они свои. Там грязная вода отстаивается, очищается специальными средствами и только потом она пригодна к использованию. В домах и квартирах воду могут очищать дополнительно. Для этого используют фильтры. Сейчас и мы с вами попробуем очистить грязную воду. Для этого я возьму марлю, сложенную в несколько раз и пропущу через нее грязную воду. Что у нас получается?
Д: Вода становится чистой.
В: А что стало с марлей?
Д: Грязная стала.
В: Вот почти также работают очистные сооружения и фильтры.
Опыт 6.
Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить пуговицу в стакан с водой, другую – в стакан с молоком. Что заметили?
Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком пуговицу не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачная. Вывешиваем на доску ещё одно свойство.
На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой.
Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).
Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Видно картинку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Поему через стакан с водой картинку видно?
Опыт 7. «Вода может изменить свой цвет» Добавляем краску.
Опыт 8. Вода-растворитель.
Детям предлагаем опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.
Делаем вывод: вода-растворитель (выставляем схему к опыту).
В: Какой стала вода?
Д: Сладкой.
В: Где в жизни мы можем наблюдать это свойство воды?
Д: Когда пьем чай за завтраком.
В: Итак, подведем итог эксперимента. Какими свойствами обладает вода?
Отходим от столов. Садимся.
Воспитатель: Скажите, как нужно беречь воду? (в быту, в природе).
Ответы детей: не засорять водоёмы, не оставлять кран с водой открытым. ( Картинка с мусором в воде).
А теперь давайте немного поиграем
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу» (физ. минутка) (скачать музыку). (шум дождя)
Воспитатель: (ребенок – солнышко)
Я мама - тучка, а вы – Капельки, и вам пора отправляться в путь (звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют.) Полетели Капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх, присевшие Капельки поднимаются, затем, вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.
Воспитатель: Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Ребята , что то наша капелька совсем стала грустной, давайте ей поможем сестренок вернуть.
В: Где встречается капелька воды?
Д: В капельке дождя, речке, океане.
В: Ребята, а вы знаете, что у нас в группе тоже живут сестрички- капельки? Тогда давайте покажем нашим гостям, что они делают, эти сестрички, у нас в группе и какую пользу приносят.
Дети с воспитателем идут по группе, делают остановки:
1)уголок природы:
В: Почему мы остановились здесь, в уголке природе?
Д: Потому что растениям нужна вода для жизни.
В: Как мы даем растениям воду?
Д: Поливаем их, моем листья, опрыскиваем.
В: Что будет, если мы перестанем давать растениям воду?
Д: Они засохнут, завянут.
В: Чтобы этого не случилось, не будем забывать о поливе растений.
Идем дальше.
В: Где еще нужна вода в группе?
2)в туалетной комнате, в умывальнике.
В: Для чего нам там вода?
Д: Чтобы смывать, мыть руки, умываться.
Идем дальше.
3)игровой уголок.
В: А здесь где вода нужна? для чего?
Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду.
В: Куда пойдем дальше?
4)к мойке младшего воспитателя
В: А здесь где вода нужна?
Д: Чтобы мыть посуду, протирать столы, чтобы мы могли попить воды.
В: Ну вот, уважаемые гости, сколько в нашей группе живет сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. (дети садятся).
В: Как вы думаете, откуда у нас в домах и в д/с берется вода?
Д: Из крана.
В: А в кран как попадает?
Д: По трубам вода из большой речки течет или из озера.
В: Как называются эти трубы?
Д: Водопроводные (картинка) .
В: Подумайте, что будет, если мы не будем закрывать краны дома и в д/с?
Д: Мы будем тратить много воды
В: А в некоторых странах, в жарких, в Африке, вода очень ценный продукт, ее очень мало, к ним ее привозят из других стран. (картинка)
В: Что нам нужно делать, чтобы не тратить воду зря?
Д: Если мы помыли руки, лицо, не забывать закрывать кран. Ребята, вы молодцы, вы показали нашим гостям хорошие знания. - Понравилось вам наше занятие. Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное. Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Наше занятие закончено. А сейчас напомните мне, что нового вы сегодня узнали о воде?
Творческая работа.
Воспитатель: Ребята, а теперь мы для наших капелек нарисуем море, чтобы они попали в свой дом. Рисовать мы будем кисточками, ватными палочками.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Юлианна Игоревна, познакомилась с вашей разработкой занятия по экологическому воспитанию. Занятие, целое путешествие, в процессе которого дети знакомятся со свойствами воды в практической деятельности, посещают каждый уголок группы, где есть вода. Все занятие проходит в практике и исследовании, так и должны проходить занятия по новым стандартам, чтобы дети все видели своими глазами и сами делами выводы. Занятие заканчивается творческой работой, это очень удачное завершение всей проделанной работы.
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.