Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.
Участники проекта:
- дети;
- воспитатели;
- специалисты;
- родители;
- сотрудники городской детской библиотеки;
- учащиеся школы;
- ветераны.
Вид проекта:
Цель проекта: создание системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края (создание патриотического уголка в группе, подбор дидактических игр, тематических альбомов, иллюстраций с символикой России, нашего города и городов России).
2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям.
3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города, бережное отношение к природным богатствам и людям, населяющим страну.
4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.
5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
7. Воспитание гордости и безусловной любви к своей Родине.
8. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.
Формы и методы проекта.
Проект осуществляется в несколько этапов:
На организационно - подготовительном этапе обозначаются: проблема и тема будущего проекта, ставится цель, определяются основные задачи. Делается подборка художественной литературы, музыкальное сопровождение, материальное оснащение; разрабатываются необходимые материалы: конспекты НОД, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта, изготавливаются атрибуты к сюжетно-ролевым играм, составляется план его реализации.
С родителями воспитанников, сотрудниками библиотеки, школы (учащимися, учителями), ветеранами проводится организационная и подготовительная работа.
Основной этап: предусматривает непосредственную реализацию проекта: проведение запланированных мероприятий.
На этом этапе со всеми участниками проекта необходимо проводить тематические встречи.
Заключительный этап: Подведение итогов проводится в виде тематического праздника.
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организуется по принципу «от простого к сложному» и состоит из следующих тематических блоков:
1. «Моя семья - мой дом»:
- составление совместно с родителями «Генеалогического древа»,
- составление «Веселый гороскоп» детей группы, составление рассказов о своей семье
- фотовыставка «Любимые бабушки и дедушки».
- рисование с детьми «Моя семья» и т.д.
- Мероприятия «День семьи, любви и верности».
2. «Детский сад»:
- беседа на тему: «Наш любимый детский сад»
- чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад»
- экскурсия по детскому саду
- рисование: «Детский сад будущего»
- прослушивание аудиозаписей: Т.Волгина, А. Филиппенко «Детский сад», Е. Асеева «Детский сад»
- конструирование «Город в песочнице»
- сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
- сотворчество детей с родителями: книжка-малышка «Мой любимый детский сад».
3. "Моя Родина - Россия", "Мой родной город" (достопримечательности):
- экскурсии: к Мемориальному комплексу, музей
- посещение музыкальной школы № 5 им. Ф.М. Лукина
- составление стенгазеты
- Мероприятия «День города Чебоксары»
- праздник «День защиты детей».
- мероприятия «День России»
- Благотворительный концерт для ребят Социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Чебоксары
4. «Природа родного края» (растения и животные; заповедники и заказники)
5. «Народные умельцы»:
- рассматривание тематических альбомов
- изготовление поделок из глины, аппликаций «Народные узоры»
- подбор детской художественной литературы о народных умельцах и мастерах,
- организация выставки «Народная игрушка»
- драматизация русских народных сказок (использование различных видов театра).
6. "Наша Армия", «Защитники Отечества»:
- рисование рисунков «Мой папа, самый, самый»
- изготовление стенгазет «Ветеран в моей семье»
- изготовление открыток «День Победы»
- составление альбома «Защитники Отечества»
- подготовка и участие в мероприятии «Парад дошколят»
- конкурс чтецов «Помни войну!»
- Акция «Цветок ветерану»
- занятие «Богатыри земли Русской», анкетирование, изготовление подарков для пап и дедушек).
- Заключительным этапом совместное с родителями мероприятие «Мы помним, гордимся, чтим…»
7. "Космос":
- организация тематических альбомов или папок «Наша Земля», «Первый космонавт»
- подбор детской художественной литературы о космосе, о космонавтах (Ю.Гагарин)
- изготовление поделок, рисование на тему «Наша голубая планета», «Инопланетяне»
- физкультурный досуг совместно с родителями «Сильные и смелые»
- сюжетно-ролевой игры «Мы – космонавты».
Ожидаемые результаты.
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
- освоение детьми доступных знаний об истории и природе родного края, города;
- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
- сформированность системы понятий духовных семейных ценностей, самовыражение творческих способностей детей;
- обогащение знаний детей о музейной культуре;
- сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;
Прогнозируемый результат на уровне родителей:
- повышение педагогической грамотности и компетентности в вопросах нравственно-патриотического воспитания;
- активизация интереса родителей к себе как к педагогам-воспитателям;
- обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями;
- развитие исследовательских, проектировочных, коммуникативных, организаторских, рефлексивных способностей;
- формирование желание сотрудничества с детским садом;
- укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
- творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат на уровне ДОУ:
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
- обогащение развивающей среды по гражданско-нравственному воспитанию дошкольников;
- создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.
Заключение
Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей;
- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Результат работы позволяет сделать ВЫВОД, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
Таким образом, проблема нравственно-патриотического воспитания может быть успешно реализована, только во взаимодействии семьи, педагогического коллектива и социума. Мы надеемся, что нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю, будут сопровождать наших воспитанников всю жизнь.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.