Актуальность проекта:
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. Но в осенне-зимний период у детей угасает интерес к развитию растений, так как нет наглядности, а у детей наглядно-образное мышление. Для решения этой проблемы был создан “огород на окне”, который позволяет вести наблюдения за ростом и развитием растений, проводить экспериментальную работу по выявлению факторов, влияющих на рост и развитие растений, и получение устойчивых трудовых умений и навыков по уходу за культурами огорода.
Участники проекта:
воспитанники средней группы,
родители воспитанников,
педагоги группы.
Вид проекта:
исследовательский, опытнический, групповой, краткосрочный.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Цель проекта:
Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
Обучающие:
Расширять представление о том, как выращиваются огородные растения.
Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (горох, лук, петрушка, укроп, овес);
Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Развивающие:
Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений.
Развивать творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, наглядно – действенное мышление, мелкую и общую моторику, композиционные умения.
Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия).
Воспитывающие:
Воспитывать бережное и доброе отношение к природе.
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Необходимые материалы:
фотографии и иллюстрации растений; этапы прорастания растений; интересные факты; рассказы; сказки; дидактические игры; словесные игры; считалки; загадки; коллажи «Растения нашего края».
Проектная идея:
создать в группе детского сада огород на подоконнике, получить рассаду зелени, редиса, огурцов, помидоров, перца, капусты, моркови, баклажанов выращенных с участием дошкольников, сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
Основные принципы работы:
Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Чувашской Республики.
Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Ожидаемый результат:
Дети
получают интересную и полезную информацию, которая расширит и обогатит их знания;
обогащение словарного запаса детей;
дети научаться бережно относится к природе;
знания детей поднимутся на более высокий уровень (70% выше среднего, и 30% высокий).
Родители
Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Педагоги
Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач.
Предварительная работа:
- Ознакомительная консультация родителей относительно назначения проекта.
- Приобретение семян, контейнеров, земли.
- Сбор коллекции семян.
- Выставка книг с русскими народными сказками, стихами, рассказами о растениях, овощах и фруктах, организованная с помощью родителей.
- Подбор методической, справочной, художественной литературы по тематике проекта.
- Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток.
- Раскрашивание картинок «Овощи», «Фрукты».
- Чтение художественной литературы (русской народной сказки «Репка», стихотворения С.В. Михалкова «Овощи», сказки С. Маршака «Чиполлино» и т.д.).
Образовательная деятельность |
Вид деятельности
|
Содержание деятельности |
Социально – коммуникативное развитие
|
Игровой, познавательный, коммуникационный
|
Настольно – дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – фрукты», лото, домино. - Сюжетно – ролевая игра «Магазин» - Труд: «Раз, два, три, четыре, пять – огород пошли сажать», полив и прополка растений. |
Познавательное развитие
|
Познавательный, познавательно – исследовательский, продуктивный.
|
- Рассматривание семян, иллюстраций - Опыт «На свету и в темноте» - Наблюдение: проращивание семян, строение растений, рост и развитие растений, вода и росток, солнце и росток. |
Речевое развитие
|
Коммуникационный
|
- Чтение художественной литературы: стихи А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок», сказки К.Чуковского «Огород», О. Емельянова «Что растёт на огороде», Дж. Родари «Чиполлино» - Загадки, поговорки об овощах и фруктах. - Составление рассказа «Как я помогаю на огороде» - Проговаривание чисто говорок: «В огороде репка», «Овощи», «Огурцы», |
Художественное – эстетическое развитие
|
Творческий
|
- Раскрашивание картинок - Рисование «Загадки с грядки» - Лепка «Вылепи, какие хочешь овощи для игры в магазин». - Аппликация: «Овощи на тарелке» - Драматизация сказки «Репка» - Разучивание песен: «Колхозный огород», «Есть у нас Огород». - Игры – хороводы: «Весёлый огород», «Капуста», «Огородник и воробей», «Огородник» |
Физическое развитие
|
Двигательный
|
- П/игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее», «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты». - Физкультминутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи в саду сажаем» |
По реализации проекта "Что за чудо-огород на окошке растет!" были получены следующие результаты:
- Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
- У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
- В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
- Дети увидели многообразие посевного материала.
- Ребята стали бережнее относиться к растительному миру.
- В группе был создан огород на окне.
Заключительная часть проекта:
- Сбор урожая.
- Выставка детских рисунков и поделок из пластилина.
- Презентация фотоальбома «Чудо-огород».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.