Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»
Конспект НОД
Образовательная область «Речевое развитие»
Тема: «Выполняем задания морских пиратов» (лексико – грамматические упражнения) в подготовительной группе МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи
1.Непрерывная образовательная деятельность
Воспитатель: Антонова Е.Ф.
2.Возрастная группа: подготовительная
3. Образовательная область: «Речевое развитие»
4. Тема: «Выполняем задания морских пиратов».
5.Тип деятельности: тематическое, творческое.
6.Используемые методы и технологии обучения: проблемные вопросы, дифференцированный подход, личностно – ориентированные технологии, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология синквейн.
7.Форма организации обучения: фронтальная, подгрупповая индивидуальная.
8. Форма обучения на занятии: игра – путешествие.
9.Интеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».
10.Цель: активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
11.Задачи:
Образовательные:
- активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи;
- упражнять в подборе антонимов и обобщающих слов, в образовании множественного числа имён существительных и сложных слов.
Развивающие:
- развивать внимание, мелкую моторику рук;
- развивать связную речь, навыки речевого общения.
Воспитательные:
- воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к друг другу;
- создавать положительный эмоциональный настрой в группе.
12. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная, речевая, художественное творчество.
13.Методы: наглядные (просмотр презентации), словесные (вопросы проблемного характера, беседа, обсуждение, словесные игры, составление синквейна), практические (художественное творчество).
14. Средство обучения для воспитателя: мультимедийное оборудование, мольберт, 5 сундуков, мяч, силуэт дерева и птицы, презентация, букварь, медали шоколадные.
15. Средство обучения для детей: шаблоны птичек, карандаши простые, шаблоны птичек.
16. Предшествующая работа: разучивание физминутки, дидактические игры на формирование грамматического строя речи.
17. Предполагаемый результат:
- активизирован словарь детей, сформировано слуховое восприятие речи;
- сформировано умение подбирать антонимы и обобщающие слова, образовывать множественное число имён существительных и сложных слов.
- развито внимание, мелкая моторика рук;
- развита связная речь, навыки речевого общения.
- воспитано у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к друг другу;
- создан положительный эмоциональный настрой в группе.
ХОД:
В групповую комнату, где играют дети, входит помощник воспитателя, показывает бутылку, внутри которой находится лист бумаги, свёрнутый в трубочку, и спрашивает: «Екатерина Алексеевна, это ваша бутылка? Я нашла её под дверью».
В: Нет, не моя. Ребята, вы не знаете, откуда взялась эта бутылка, чья она?
Д: Ответы детей.
В: Давайте посмотрим, что в ней.
Воспитатель достаёт записку из бутылки и читает.
«Мы зарыли клад. Вы найдёте сокровища, если выполните задания, которые мы для вас придумали. Морские пираты».
В: Ребята, вы готовы отправиться на поиски сокровищ?
Д: Да.
В: Тогда встанем в круг и возьмёмся за руки.
Все образуют круг.
В: Повторяйте за мной.
Вот мы встали дружно в круг,
Чтоб отправиться нам в путь.
Будем говорить красиво,
Громко и неторопливо.
Что вокруг увидим,
Будем мы запоминать.
Записку написали морские пираты. Где они обычно прячут сокровища?
Д: На острове.
В: Значит, мы отправимся на поиски сокровищ на чём?
Д: На корабле.
В: Представьте, что мы на причале и нас ждёт прекрасный корабль. Поднимемся по трапу на палубу.
Дети под музыку размыкают круг и идут за воспитателем, пересекая комнату по диагонали. Садятся на стульчики.
В: Вот мы и на корабле. Поплыли!
Звучит аудиозапись шума моря.
В: Вижу остров! Он называется Поиграй- ка.
Обращает внимание детей на четыре сундука.
В: Посмотрите, на берегу стоят сундуки. Как вы думаете, что там?
Д: Предположения детей.
В: Давайте сойдём на берег и откроем сначала первый сундук.
Открывают первый сундук.
В: В сундуке не сокровища, как вы предполагали, а задание от пиратов.
Игра «Скажи наоборот».
В: Я буду по очереди бросать вам мяч и называть слова. Тот, кто поймает мяч, назовёт слово, противоположное по значению моему слову, и вернёт мне мяч. Начали!
Ночь - (день), грязь - (чистота), свет- (темнота), холод - (жара), мир - (война), ложь - (правда), добро - (зло), друг - (враг), храбрый - (трусливый), белый - (чёрный), зима - (лето), высокий - (низкий), тихо - (громко), грустный - (весёлый), медленный - (быстрый), крупный - (мелкий), назад - (вперёд), верх - (низ).
В: Молодцы, вы справились с заданием. Открываем второй сундук.
Дети открывают второй сундук, на крышке написана цифра 5.
В: В сундуке ещё одно задание.
Упражнение «Я знаю пять названий...»
На экране появляется слайд с подсказкой - схематичным изображением объекта, название которого является обобщающим словом, например «дерево».
Ребёнок с опорой на картинку называет пять объектов, которые можно объединить этим обобщающим словом. Например: «Я знаю пять названий деревьев: берёза - один, дуб - два, рябина - три, ель - четыре, сосна - пять».
Дети выполняют упражнение с опорой на картинки со схематичным изображением фрукта, овоща, птицы, зверя, насекомого, предмета посуды, предмета мебели.
В: Молодцы, вы справились с заданием. Открываем третий сундук.
Дети открывают третий сундук. На крышке нарисованы три треугольника и перечеркнутый квадрат.
В: Ещё одно задание от пиратов.
Упражнение «Четвёртый лишний».
В: Я назову подряд четыре слова, а вы выберите лишнее и объясните свой выбор.
В: Комар, муха, цапля, стрекоза.
Д: Комар, муха, стрекоза - насекомые, а цапля - птица. Поэтому она лишняя.
В: Воробей, ласточка, заяц, кукушка.
Д: Воробей, ласточка, кукушка - птицы, а заяц - зверь. Поэтому он лишний.
В: Лиса, волк, медведь, корова.
Д: Лиса, волк, медведь - дикие животные, а корова - домашнее животное. Поэтому она лишняя.
В: Молодцы, вы справились и с этим заданием. Открываем последний сундук.
Дети открывают четвертый сундук, на крышке, которого нарисованы один круг и группа таких же кругов.
В: Здесь тоже задание от пиратов.
Игра «Один - много».
В: Я буду называть один предмет, а вы будите по очереди передавать мяч и называть много этих предметов. Начали!
Одна кукла - (много кукол), один стакан - (много стаканов), одна кружка - (много кружек), один шар - (много шаров), один круг - (много кругов), один стул - (много стульев), один стол - (много столов), одна рука - (много рук), одна девочка - (много девочек), один мальчик - много мальчиков), один носок - (много носков), одна машинка - (много машинок).
В: Вы выполнили все задания, которые ждали нас на острове Поиграй- ка. Так держать! Поплыли дальше - навстречу новым испытаниям.
Звучит аудиозапись шума моря.
В: Чтобы не скучно было в пути, поиграем.
Упражнение «Закончи предложение».
В: Я начну предложение, а вы хором закончите.
Осенью птицы улетают, а весной... (прилетают).
С дерева кошка слезает, а на дерево... (залезает).
Лось через канаву перепрыгивает, а через реку... (переплывает).
Змея под камень заползает, а из-под камня... (выползает).
Воробьи дорогу перелетают, а змеи... (переползают).
Пчела летит, а гусеница... (ползёт).
Молодцы!
Звучит аудиозапись шума моря.
В: Посмотрите в свои бинокли.
Дети приставляют кулаки к глазам.
В: Вдали показался остров.
Обращает внимание детей на экран. Появляется слайд с изображением острова.
В: Прибавим ходу!
Физкультминутка.
Дети выполняют движения по показу.
На кораблике своём
Дружно по морю плывём.
(«Крутят штурвал».)
Здесь волна и там волна,
(Смотрят в «бинокль».)
Не нужна нам тишина.
(Топают.)
Много добрых ребят
Всем помочь хотят.
(Хлопают в ладоши.)
На кораблике своём
Дружно по морю плывём.
(«Крутят штурвал».)
В: Подплыли мы к острову и высадились на берег.
Подводит детей к столам. Дети занимают свои места.
В: Здесь нас ждёт записка. Может быть, она от морских пиратов?
Воспитатель берёт записку и читает.
«На этом острове живёт птица. Она здесь одна, и ей очень скучно. Помогите птице - сделайте так, чтобы она не грустила. Морские пираты».
В: Ребята, что нужно сделать, чтобы птица не грустила?
Д: Надо найти для неё друзей.
В: Я придумала! Вы нарисуете много птичек, и мы поселим их на этом острове. У вас есть шаблоны. Что надо сделать, чтобы нарисовать птичек?
Д: Карандашом провести линию через все точки, а потом заштриховать получившуюся фигуру.
В: Верно. Приступайте к работе.
Дети рисуют под морскую музыку. По окончании работы воспитатель выставляет на мольберт силуэтное изображение дерева с птицей.
В: А вот и печальная птица одиноко сидит на дереве. Несите сюда своих птичек, посадите их на ветки.
Дети поочерёдно подходят к мольберту. Воспитатель прикрепляет изображения птиц к силуэту дерева.
В: Птица благодарит вас за помощь. Она теперь не одинока. Чтобы птички поскорее подружились, предлагаю научить их играть в игру «Я хочу дружить».
Игра «Я хочу дружить»
В: Встаньте в круг. Я займу место в центре круга и буду водящим. Я скажу: «Хочу дружить с...» и опишу одного из вас. Тот, кто догадается, что я описала именно его, быстро подбежит ко мне и пожмёт мне руку. Он становится водящим.
Игра проводится несколько раз.
В: Вы выполнили задание, которое оставили на этом острове пираты. Поплывём дальше.
Звучит аудиозапись шума моря.
В: Я опять вижу остров. Кажется, это остров Всезнайка.
Обращает внимание детей на экран. Появляется слайд с изображением острова.
В: Подплыли мы к острову и высадились на берег. Здесь нас опять ждёт записка от морских пиратов с заданием: составьте сложные слова.
Упражнение «Сложные слова».
В: Как вы думаете, что такое «сложные слова»?
Д: Предположения детей.
В: Я буду называть два слова, а вы составите из них одно слово.
Зелёные глаза - (зеленоглазый), седые волосы - (седовласый), звёзды падают - (звездопад), листья падают - (листопад), вода падает - (водопад), лес рубит - (лесоруб), лёд колет - (ледокол), книги любит - (книголюб), сам летит - (самолёт), сам варит - (самовар), везде ходит - (вездеход).
В: Ой, смотрите!
Обращает внимание детей на экран. Появляется слайд с изображением сундука, плывущего по морю.
В: Что это плывёт к острову?
Д: Сундук.
В: Сейчас я его выловлю, и мы посмотрим, что там внутри.
Выдвигает из-за стола сундук, открывает его и вынимает букварь и записку.
В: Это же букварь и ещё одна записка от морских пиратов. (Читает.)
«Вы выполнили все наши задания. Скоро вы отправитесь в школу, значит, вам будет нужен букварь, чтобы научиться читать. Букварь и есть самое ценное для вас сокровище. Берегите его! А ещё мы дарим вам медали».
Воспитатель раздаёт шоколадные медали.
В: Молодцы, пираты! Придумали задания, чтобы вы применили все свои знания для поиска сокровищ. Какое задание показалось вам самым сложным? Какое - самым лёгким? Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?
Дети отвечают на вопросы.
В: Я предлагаю составить синквейн слова «Путешествие».
Дети составляют синквейн.
Воспитатель благодарит детей.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.