Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога начальной школы»
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
Мышлением называется процесс отражения в сознании человека общих свойств предметов и явлений, а также связей и отношений между ними. При мышлении человек познает не только внешние особенности предметов и явлений, но и внутренние, скрытые для непосредственного познания с помощью органов чувств. Мышлению свойственны такие процессы, как:
Важной особенностью процесса мышления является его связь с речью.
Мышление детей с нарушением зрения достигает высокого уровня. В своем развитии оно опирается на сохранность человеческого мозга и быстрое овладение речью. Однако у детей с дефектами зрения, и особенно у слепых, из-за сужения чувственного опыта имеется иное соотношение между конкретным и абстрактным мышлением, поскольку ограничены возможности сравнения признаков воспринимаемых предметов, затруднен их практический анализ и синтез. Малоизвестные предметы часто сопоставляются и обобщаются по случайным признакам, что проявляется в вербализме знаний. При правильно организованном обучении мыслительная деятельность слепых и слабовидящих детей совершенствуется при постоянном взаимодействии сенсорных (чувственных) и логических компонентов.Мышление обогащается за счет чувственных образов и способствует дальнейшему формированию логических мыслительных операций.
Сужение сферы чувственного познания у слепых детей отражается на формировании понятий и оперировании ими.
Для незрячих характерной особенностью является расхождение между двумя сторонами отражения действительности: чувственной и логической. В процессе обучения и развития понятий у учащихся эти расхождения сглаживаются и нивелируются.
Формирование мышления у слабовидящих и слепых имеет ряд особенностей. Отмечаются трудности установления смысловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднения при классификации предметов. У детей первых классов операции анализа, сравнения, обобщения сформированы в разной степени, свидетельствующей в большинстве случаев об отставании в развитии мышления. Для слепых и слабовидящих младших школьников характерно недостаточное развитие наглядно-образного и наглядно-действенного уровней мыслительной деятельности, что определяет своеобразие конкретно-понятийного мышления и трудности в решении математических задач. Причины этого нарушения зрительного восприятия и ограниченный наглядно-действенный опыт. У некоторых слабовидящих и слепых нарушения предметных обобщений оказывают влияние на формирование речи, развитие высших корковых функций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ассоциативные системы мозга / Под ред. А. С. Батуева. - Л., 1985.
2. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, воспитание и обучение детей с нарушениями зрения. - М.: ВЛА- ДОС, 2000. - 240 с.
3. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие. - СПб.: Образование, 1995. - 109 с.
4. Основы сенсорной физиологии, под ред. Р. Шмидта, пер. с англ. - М., 1984.
5. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. - М.,1998.
6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду: Учебнометодическое пособие / Под ред. Л. И. Плаксиной - М.: Экзамен, 2003. - 173 с.
7. Солнцева Л. И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология). - М.: Классикс Стиль, 2006. - 256 с.
8. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. - СПб.,1995.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.