Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога начальной школы»
От чего зависит психологическое благополучие?
И от многих других факторов
Если нет психологического благополучия, то это приводит к депрессии и эмоциональной пассивности.
Представители многих профессий, чья деятельность связана с интенсивным общением, в том числе педагоги, нередко отмечают у себя симптомы эмоционального утомления и опустошения.
В психологии это явление известно как «эмоциональное выгорание», «синдром сгорания».
На протяжении многих лет занимается этим вопросом Виктор Васильевич Бойко. Эмоциональное выгорание – «это механизм психологической защиты в форме частичного исключения эмоций, снижения энергетического тонуса в ответ на воздействующие травмирующие факторы».
«Эмоциональное выгорание» отрицательно сказывается на исполнении педагогом профессиональной деятельности, на его отношениях с детьми, родителями и коллегами, это является сигналом психологического неблагополучия самого педагога.
Давайте разберемся, какие факторы влияют на возникновение синдрома сгорания, на большую эмоциональную растрату.
Во-первых, это внешние факторы:
Конечно, ответственность за безопасность и жизнь детей, вызывает нервное напряжение.
2. Большое кол-во детей в классах. Трудные дети и их родители.
3. Частые аттестации и проверки. Открытые показы уроков. Методические объединения.
4. Иногда неблагоприятный психологический климат в коллективе.
Есть еще и внутренние факторы:
Это личностные качества.
1. К ним относятся пол и возраст. Замечено, что у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин. А 20-летние имеют выраженные переживания синдрома, чем люди более зрелого возраста.
2. Семейное положение. Те, кто замужем и имеют детей, больше переживают, чем одинокие люди и без детей.
3. Естественно, скорее выгорает тот, кто способен больше переживать, сочувствовать, сострадать.
В.В.Бойко выделяет три фазы формирования выгорания:
1. напряжение;
2. резистенция (формирование сопротивления и защиты нарастающему стрессу);
3. истощения.
Каждая фаза содержит определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания.
При формировании первой фазы появляется тревога и депрессия, разочарование избранной профессией, конкретной должностью.
Во второй фазе происходит ограничение контактов с другими людьми, нежелание общаться. Учитель делит детей на «плохих» и «хороших». Здесь же учитель «экономит» на эмоциях, руководствуется принципом «хочу или не хочу», облегчает или сокращает обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.
Третья фаза сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Учитель почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности.
К сожалению, за психологическую безопасность в нашей стране никто не несет ответственности, хотя в развитых странах эту функцию выполняют большие страховые компании. Поэтому нам самим приходится себя защищать, находясь в жестких производственных рамках перегруженности, мы часто находимся на грани эмоционального срыва, стрессов, напряжения.
Необходима своевременная комплексная система профилактических мер, а начать надо с самодиагностики. Я предлагаю экспресс - методику, которая поможет оценить степень истощенности ваших жизненных сил. Это тест Аппелса.
Если вы обнаружили в себе некоторые симптомы напряжения стресса, необходимо попытаться улучшить свое эмоциональное и физическое самочувствие.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.