Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»
Содержание:
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Характеристика особенностей развития ребёнка 5
1.3. Цели и задачи Программы 5
1.4. Принципы и подходы к формированию Программы 6
1.5. Планируемые результаты освоения Программы 6
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Основные направления коррекционно-развивающей работы 7
2.2.Содержание образовательной деятельности по музыкально-двигательному развитию.
2.3. Взаимодействие с семьёй ребёнка 8
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Условия реализации Программы 9
3.2. Форма и режим занятий 10
Список литературы 11
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одна из основных целей – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.
Детям с ОВЗ очень трудно бывает адаптироваться к новой, непривычной обстановке. Так или иначе, - это новая среда, вокруг новые дети, новые педагоги. В то же время для обучения и развития им необходима специальным образом организованная обучающая среда. Эта среда должна постепенно изменяться в соответствии с познавательными и личностными потребностями ребенка и, следовательно, ребенок не всегда чувствует себя в ней абсолютно комфортно.
Перед педагогами стоит сложная задача: нужно, с одной стороны, создать для ребенка с ограниченными возможностями здоровья развивающую среду, а с другой - помочь ему научиться адекватно вести себя в ней, несмотря на постоянное изменение ситуации. Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка. Танцы создают эмоциональное равновесие: собирают, успокаивают детей, облегчают переход от одного занятия к другому.
Музыкально – двигательные упражнения оказывает коррекционное воздействие на речь детей. Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами. Этот вид деятельности развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Справедливо заметил Л.Генералов: «Движение - это тоже речь, выражающая сущность ребёнка».
Занятия танцами полезны и для детей с эмоционально-волевыми нарушениями, и для детей, у которых на первый план выступают познавательные проблемы.
Для решения эмоционально-волевых проблем важно, что по ходу танца ребенок естественно оказывается в ситуации взаимодействия с другими детьми, не приобретая при этом негативного опыта общения. Даже дети, которые никогда не позволяют прикасаться к себе, во время танца держат друг друга за руки. Танцуя, все смотрят друг на друга и выполняют определенные движения. Постепенно дети учатся согласовывать свои действия с действиями других людей, и тогда танец становится более организованным и ритмичным.
Дети с нарушениями общения, в отличие от остальных, обычно пропускают в своем развитии очень важный этап обучения через подражание. В результате занятий танцами такие дети начинают подражать действиям других людей, что создает новые возможности для их обучения.
У детей с познавательными проблемами на фоне положительного эмоционального подкрепления формируется моторная и зрительно-моторная координация, развиваются пространственные представления, двигательная память, серийная организация действий.
Для всех детей с ограниченными возможностями здоровья важно, что на занятиях танцами они учатся лучше осознавать свое тело и управлять им.
В данной программе танец рассматривается как средство преодоления трудностей, связанных с ограничениями здоровья.
Новизна программы.
Многогранность занятий позволяет в процессе развития роста творческих способностей у детей с ОВЗ использовать полученные в обычной жизни опыт и знания.
1.3. Цель и задача Программы
Цель - социальная адаптация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-двигательной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
-Определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и двигательная память, наличие ограничений, и т.д.
- Способствовать формированию комфортной обстановки через музыкальные танцевальные игры.
-Включить детей в творческую деятельность через:
- сюжетный танец;
- эстрадный танец;
- элементарный бальный танец.
- Способствовать повышению самооценки у неуверенных в себе детей (ключевая роль в танце, вербальное поощрение и т.д.).
-Закрепить приобретенные умения посредством выступления на различных мероприятиях.
-Формировать устойчивую мотивацию к самовыражению, как на сцене, так и в жизни путем стимулирования творческой активности.
-Способствовать приобретению положительного социального опыта в процессе танцевальных занятий и творческой деятельности детей.
- Способствовать развитию индивидуальности и креативности.
- Формировать пластику, культуру движения, их выразительность. Формировать умение ориентироваться в пространстве.
- Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
- Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе. • Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и зрослыми. • --- --Создавать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
-Развивать творческие способности детей с ОВЗ в ходе работы над танцами.
-Развивать у детей с ОВЗ умение творческого взаимодействия со сверстниками и взрослыми (включая их в активную совместную деятельность по подготовке к мероприятиям).
- Развивать у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности через танцевальные игры.
Оздоровительные:
- укреплять здоровье детей.
1.4. Принципы и подходы к формированию программы:
Актуальность программы и ее новизна определяются ее направленностью на создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников.
Ее отличительными особенностями является: - активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм на занятиях по развитию движений и ритмических навыков у детей с неярко выраженными нарушениями развития, в том числе, с ОВЗ.
Физическое развитие – одна из важных задач, решению которой способствуют музыкально – двигательные занятия. У детей формируется правильная осанка, совершенствуются движения, их координация. Двигательная активность необходима для развития здорового организма: усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечно - сосудистой систем, развивается сила мышц, подвижность суставов, а также умение преодолевать трудности, закалять волю. Доказано, что движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности. Поэтому обучение детей танцевальным упражнениям под музыку, несложным композициям, развитие двигательных способностей детей является одним из основных направлений работы на занятиях, особенно - детей с нарушениями в развитии.
В танцах приобретается практический опыт культуры общения - развитие познавательной активности, коммуникативных способностей и даже формирование умений вербального общения. Танцы способствуют овладению навыками пространственной ориентировки, приобретению свободы в движениях, развитию координации и быстроты. Они развивают и укрепляют нравственные качества личности детей. Дети с нарушениями общения, в отличие от остальных, обычно пропускают в своем развитии очень важный этап обучения через подражание. В результате занятий танцами такие дети начинают подражать действиям других людей, что создает новые возможности для их обучения. У детей с познавательными проблемами на фоне положительного эмоционального подкрепления формируется моторная и зрительно-моторная координация, развиваются пространственные представления, двигательная память, серийная организация действий. Для всех детей важно, что они учатся лучше осознавать свое тело и управлять им.
Учитывая возрастные особенности и интересы детей, танцевальные занятия проводятся в игровой форме, большое внимание уделяется музыкальным играм, импровизации. В музыкальных играх, создавая тот или иной образ, дети слышат в музыке и передают в движении разнообразные чувства.
Практическая направленность программы: На занятиях по танцам происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, физического, познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития. Реализация данной программы позволит улучшить физическое развитие детей, повысить устойчивость к утомлению и повышению работоспособности.
II. Содержательный раздел
2.1. Основные направления коррекционно-развивающей работы.
Принципы и подходы к формированию программы
Программа разработана в соответствии с принципами общей и специальной педагогики и психологии, и принципах дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:
- принципа гуманизма – веры в возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
- принципа системности – рассмотрение ребёнка как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта;
- принципа реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- принципа адекватности и деятельностного подхода – опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- принципа индивидуально - дифференцированного подхода – выбор содержания, форм и способов коррекционно - развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка;
- принцип взаимодействия - организация взаимодействия педагогов, специалистов, родителей. Реализация данной программы предполагает использование элементов следующих педагогических технологий: игровых, информационно-коммуникационных технологий, здоровьесберегающих, личностно - ориентированного подхода.
1.5. Планируемые результаты освоения программы:
Планируемые результаты освоения программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.
- Развитие и формирование: - слухового внимания и слуховой памяти;
- пространственных представлений;
-зрительной ориентировки на собеседника;
- координации движений;
- умение передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы осуществляется 2 раза в год с использованием диагностики результатов, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений, сбалансированность методов.
2.2. Содержание образовательной деятельности по музыкально-двигательному развитию:
-Развитие мелкой моторики, координации движений - проведение физминуток, логоритмики упражнения на переключение внимания, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, выполнение движений по образцу, формирование речевых навыков.
Направления деятельности:
1.Образовательная область «Физическое развитие»
- создание условий для овладения основными движениями через упражнения, подвижные игры; развитие физических качеств (координация) через музыкально-ритмические движения;
- развитие мелкой моторики через пальчиковые игры;
- укрепление здоровья через музыкально-двигательную деятельность, дыхательные упражнения.
2.Образовательная область «Познавательное развитие»
- формирование сенсорных преставлений в слушании музыки и дидактических играх;
-формирование представлений об окружающем мире через беседы, через сюжетные игры.
3.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
-приобщение к взаимодействию со сверстниками в парных танцах и подвижных играх.
4.Образовательная область «Развитие речи»
-развитие речи через подпевание, подражание, речевые игры.
5.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- формирование эмоциональности восприятия музыки через слушание;
- формирование навыков основных, танцевальных и образных движений в упражнениях, плясках, музыкальных играх;
- формирование общей музыкальной культуры (эмоции, интересы, исполнительские умения и навыки) через беседы.
2.3. Взаимодействие с семьёй ребёнка.
Формы работы с родителями:
- консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкально-двигательных способностей.
- социологические исследования по определению социального статуса и микроклимата в семье.
- выявление уровня требований родителей к дошкольному образованию и воспитанию
- повышение компетентности родителей в вопросах музыкально-двигательных навыков (индивидуальные беседы, анкетирование, консультации)
- вовлечение в образовательный процесс (знакомство с семьей, информирование, открытые занятия, участие в них, создание развивающей предметно пространственной среды);
- совместная культурно - досуговая деятельность.
Степень эффективности сотрудничества с семьёй обусловлена положительной установкой на совместную работу, организацию и оценку результатов образовательного процесса.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Условия реализации Программы
Программа рассчитана на детей 4-7 лет, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья (дети с ЗПР, легкие формы умственной отсталости, неярко выраженные нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения развития речи).
Содержание Программы реализуется с учетом имеющихся специальных условий для получения образования указанным воспитанником.
Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. Учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников. Перечень необходимого оборудования, материально-технического обеспечения, наглядно-дидактических, раздаточных игр и пособий представлен в Паспорте кабинета. Нормативно-правовые основания программы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления 4 образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 17-26-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
3.2 Форма и режим занятий.
Продолжительность программы. Срок реализации программы – 1 год.
Форма обучения: групповая. Режим занятий 2 занятия в неделю (вторая половина дня), общее количество в год – 72 часа. Продолжительность занятия зависит от психосоматического состояния ребёнка.
Для детей 4-5 лет 15-20 минут, 6-7 лет 20-25 минут.
Проведение педагогической диагностики развития ребенка необходимо для:
• выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей ребенка, состояния его эмоциональной сферы;
• проектирования индивидуальной работы;
• оценки эффекта педагогического воздействия.
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
В процессе наблюдения педагог оценивает движения детей, условно ориентируясь на лучшие показатели, выявленные для данного возраста.
Вовлечение в танцы детей с нарушениями интеллектуального и речевого развития.
Для детей с глубокими нарушениями умственного и речевого развития очень значимой является эмоциональная окраска танца, возможность совместных общих сильных переживаний. Они начинают активно общаться с партнерами, произносят звуки и слоги, которые от них редко можно услышать, переживают радостное волнение, часто помогают и поправляют друг друга в отдельных движениях.
Большое место занимают музыкально - двигательные упражнения. Дети с речевыми нарушениями часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки), не говоря уже об их разновидностях (устремленная или пружинная ходьба, широкий или высокий бег, поскоки и т.д.). Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.
В музыкальном воспитании детей с речевыми проблемами используются следующие упражнения:
- на освоение основных движений (ходьба, бег, прыжки и т.д.);
- на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов;
- на развитие ориентировки в пространстве;
- в танцевальных и плясовых движениях.
Помимо этого, используется ряд других упражнений, а именно:
- активизирующих внимание;
- развивающих мелкую моторику;
- формирующих музыкально-ритмическое чувство и т.д.
Физическое развитие – одна из важных задач, решению которой способствуют музыкально – двигательные занятия. У детей формируется правильная осанка, совершенствуются движения, их координация. Двигательная активность необходима для развития здорового организма: усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечно - сосудистой систем, развивается сила мышц, подвижность суставов, а также умение преодолевать трудности, закалять волю. Доказано, что движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности, двигательные способностей детей.
Использование сюжетных, национальных, характерных танцев зависит от состава группы и двигательных умений детей. Эти танцы обычно исполняются небольшой группой детей или даже индивидуально, а значит, легче решить, кому из детей удобнее их исполнять.
На музыкально-двигательных занятиях большое внимание уделяется развитию воображения и творчества детей. Этому способствуют художественные формы деятельности, постоянное побуждение детей к творчеству, импровизации, и инициативе.
Танцы - идеальная тренировка для детей с нарушением осанки. Все они отлично укрепляют мышцы. Без сильной и "правильной" спины занятия просто невозможны; ни один преподаватель не позволит ребенку сутулиться, а значит, ему придется "держать спину". Еще танцы развивают творческие способности ребенка и дают свободу, которой нет в спорте.
Танцевальный репертуар:
Сюжетные танцы:
«Сели куры на забор»
«Мухоморы»
«Капель»
Танцы с предметом:
«Веселый дождик» (зонтики)
«Волшебный цветок» (декоративные цветы, лейка)
«Восточный» (ткань)
«Моя семья» (мягкие игрушки)
«Огонь» (ленты атласные)
Народные танцы:
«Русский - лирический»
«Валенки»
«Яблонька»
«Кадриль»
«Цыганочка»
Детские танцы:
«Раз, два, три!»
«Автомобиль»
«Буратино»
«Лягушачий джаз»
Бальные танцы
«Вальс»
«Ча-ча-ча»
«Самба»
«Рок-н-ролл»
Комплекс танцевально – игровых упражнений:
Упражнение №1 - Игра «Зеркальный танец»
Цель: Разогреть тело, разбудить эмоции, снять мышечные зажимы и настроить на работу.
Музыка: любая ритмичная, темп средний.
Дети садятся на пол или на стулья, расположенные полукругом. Педагог сидит в центре зала и показывает разные движения для всех частей тела, давая установку: «танцует правая нога», «танцует левая нога», «смотрим по сторонам» (упражнение для головы), «удивляемся» (упражнение для плеч), «ловим комара» (хлопок под коленом), «притаптываем землю» (притопы) и т.д. По команде «танцует всё» - в работу включаются все части тела (повторяется 3-4 раза).
Игра проводиться в начале занятия и является частью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.
Упражнение №2 - Игра «Цепочка»
Цель: Исследовать возможность вхождения в контакт и взаимодействие в группе.
Музыка: ритмичная, темп умеренно-быстрый
Дети становятся в колонну и двигаются змейкой. Их руки находятся в постоянном сцеплении, которое по команде ведущего принимает разные формы: руки на плечи, на пояс, накрест, за руки, под руки и т. д.
При этом ведущий меняет предлагаемые обстоятельства: «двигаемся по узкой тропинке на носочках», «идем по болоту - ступаем осторожно», «перешагиваем лужи» и др.
Упражнение №3 - Игра «Матросы»
Цель: Развить координацию, снять напряжение, отработка движений.
Музыка: мелодия «Яблочко», темп умеренно-быстрый.
Игра построена на основных движения танца «Яблочко». Все строятся в две шеренги.
1 этап: Педагог дает команду и показывает, что нужно делать, участники повторяют:
«маршируем» (марш на месте с высокоподнятым коленом);
«смотрим вдаль» (наклоны в стороны, кисти рук изображают бинокль);
«тянем канат» (на «раз, два» - выпад на правую ногу в сторону, руки изображают захват каната, на «три, четыре» – переносим тяжесть тела на левую ногу и тянем к себе канат);
«лезем на мачту» (подскоки на месте, руки имитируют подъем по веревочной лестнице);
«смирно!» (подъем на полупальцы: вверх, вниз, правая рука к виску).
2 этап: Педагог вразброс дает команды, дети самостоятельно выполняют.
Упражнение № 4 - Игра «Танец аборигенов»
Цель: стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, повысить самооценку, развить танцевально-экспрессивные возможности.
Музыка: Афро-джаз. Темп быстрый.
Все становятся в круг.
1 этап. Педагог показывает базовые движения африканских танцев, дети пытаются повторить.
2 этап. Каждый ребенок, по очереди солирует в кругу с воображаемым копьем или бубном. Группа продолжает двигаться на месте. Каждый солист получает в подарок аплодисменты.
Упражнение №5 - Игра «Паруса»
Цель: Снизить эмоциональное возбуждение, восстановить дыхание, помочь ориентации в пространстве и развить умение чувствовать себя частью единого целого.
Музыка: спокойная инструментальная. Темп медленный.
Это упражнение на напряжение и расслабление.
Дети строятся в форме клина, изображая парусный корабль.
1 этап. По команде учителя: «поднять паруса», все поднимают руки в стороны, слегка отводя их назад, и замирают, стоя на полупальцах.
2 этап. По команде учителя: «спустить паруса» - опускают руки, приседая вниз.
3 этап. По команде: «попутный ветер» - группа двигается вперед, сохраняя форму клина корабля.
4 этап. По команде: «полный штиль» - все останавливаются.
Повторить 3-4 раза.
Упражнение №6 - Игра «Переправа»
Цель: Осознать свои танцевальные возможности, развить умение импровизировать, стимулировать творческое самовыражение.
Музыка: разные стили по ритму и темпу («барыня», «вальс», «реп», «латина», « полька», «джаз», и т.д.).
Дети располагаются на одной стороне зала.
Задача: переправится на другую сторону по одному человеку.
Каждый ребенок должен постараться придумать свой способ перемещения, используя свои танцевальные знания (различные шаги, прыжки, бег и т.д.)
После того как, все дети оказались на другой стороне зала, упражнение повторяется еще раз под другую музыку.
Упражнение №7 - Игра «Невесомость»
Цель: помочь ориентации в пространстве, исследовать возможность самопонимания и самосознания в предлагаемых обстоятельствах, развить групповое взаимопонимание и взаимодействие.
Музыка: спокойная «космическая», темп медленный.
1 вариант: Дети хаотично располагаются по залу и медленно перемещаются, изображая состояние невесомости.
2 вариант: Дети располагаются по кругу и изображают игру в волейбол в невесомости, посылая друг другу импульсы взглядом и медленными жестами во время «передачи мяча».
Педагог становится равноправным участником игры. И собственным примером.
Упражнение № 8 - Игра «Костер»
Цель: Стимулировать общение в парах, развить способность взаимопонимания и вхождения в контакт с партнером по танцу, расширить танцевально - экспрессивный репертуар.
Музыка: энергичная, темпераментная музыка разных стилей и жанров. Темп: быстрый или умеренно - быстрый.
Группа образует круг. Все садятся на пол, поджимая колени «по-турецки». Двое детей, у каждого из которых, в руках находиться красный платок, выходят в центр и импровизируя в дуэтном танце, вступая по желанию во взаимодействие, изображают пламя костра.
По сигналу учителя «языки пламени» (платки) передаются следующим участникам, и теперь они поддерживают костер, стараясь проявить фантазию и исполнить свой «танец огня», не похожий на предыдущий. Игра продолжается до тех пор, пока все не побывают в кругу.
Упражнение № 9 - Игра «Трансформер»
Цель: побудить участников к взаимодействию и взаимопониманию, развить чувство ориентации в пространстве.
Музыка: в качестве музыкального сопровождения игры используется ритм.
Педагог дает команды: построится в колонну, шеренгу, диагональ; сделать круг широкий, круг плотный, два круга, три круга; сделать круг в круге; встать по парам; встать по тройкам и т.д..
Таким образом, группа трансформируется, принимая различные фигуры и положения. При этом можно усложнить задание и перестраиваться маршем, подскоками, прыжками, кошачьим шагом и другими движениями. Выполняя задания за установленный промежуток времени (счет до пяти или до десяти).
Упражнение № 10 - Игра «Лебединое озеро»
Цель: Осознать свои танцевальные особенности и возможность самовыражения, развить умение импровизировать.
Музыка: различные вальсы, темп средний или умеренно-быстрый.
Дети располагаются по всему залу, принимая статичное положение (стоят , сложив «крылья» или приседают на корточки).
Педагог (в роли феи или волшебницы) поочередно дотрагивается волшебной палочкой до детей, каждый из которых исполняет сольный танец лебедя. При повторном касании «лебедь» замирает.
Список литературы:
1. Примерная основная образовательная программа «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е.Вераксы. – М., 2014г
2. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 5-6 лет.- М.: ТЦ «Сфера», 2005.
3. Овчинникова Т.С, Симкина А.А. «Музыка, движение и воспитание» СПб.: КАРО, 2011
4. Овчинникова Т.С «Музыка для здоровья» Издательство «Союз художников» Санкт-Петербург, 2003
5. Н. Г. Кононова «Коррекция нарушений у детей с детским церебральным параличом средствами музыки»
6. Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова «Логоритмическая ритмика» СПб.: КАРО, 2005
7. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева ПРОГРАММА дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание» Москва, «Просвещение», 2003г.
8. Клезович О. В. «Музыкальные игры и упражнения для РАЗВИТИЯ и КОРРЕКЦИИ речи» Мн.: Аверсэв, 2005
9 . Пустовойтова, М.Б. Ритмика для детей. Учебно – методическое пособие/М.Б. Пустовойтова. - М., 2008.
10. Авилова С.А., Калинина Т.В. Игровые и рифмованные формы физических упражнений - Волгоград, 2008. .
11. Играем с начала. Гимнастика, ритмика, танец. - М.,2007
12. Затямина, Т.А., Стрепетова, Л.В. Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие / Т.А. Затямина, Л.В. Стрепетова Л.В. – 2-е изд., исправ., доп. – М. 2013.
13. Бабенкова, Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат / Е.А. Бабенкова, О.М. Федоровская. - М. 2009.
14. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика / А.И. Буренина. – СПб .,2000. 8. Бочкарева, Н.И. Ритмика и хореография /Н.И. Бочкарева.– Кемерово, 2000.
15. Венгер, Н.Ю.Путь к развитию творчества / Н.Ю. Венгер.– М. 2000.
16.Горшкова, Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце / Е.В. Горшкова. – М. 1991.
17.Зенн Л. В. Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики // http://www.kindergenii.ru
18.Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. М. 2000.
19.Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения (учебное пособие) – М.,2008.
20.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии – СПб., 2008.
21.Куцакова, Л В. Воспитание ребенка дошкольника / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. – М. 2003.
22.Пуртова Т.В., Беликова А.Н., О.В. Кветная. Учите детей танцевать. – М. 2003.
23.Ушакова Е.Е.Основные положения методики творческих игр на уроках ритмики http://www.openclass.ru
24.Пуртова Т.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная – М. 2003.
25. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 5-6 лет.- М.: ТЦ «Сфера», 2005.
26. Овчинникова Т.С, Симкина А.А. «Музыка, движение и воспитание» СПб.: КАРО, 2011 4. Овчинникова Т.С «Музыка для здоровья» Издательство «Союз художников» Санкт-Петербург, 2003
27. Клезович О. В. «Музыкальные игры и упражнения для РАЗВИТИЯ и КОРРЕКЦИИ речи» Мн.: Аверсэв, 2005
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.