Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс методических разработок «Внеурочная деятельность в начальной школе»
Ход классного часа.
1.Организационный момент.
--Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!
Сегодня к нам пришли гости. Посмотри на них, улыбнитесь. Этот кл час мы проведем вместе. Пусть оно принесет вам радость и много новых интересных впечатлений! Присаживайтесь.
2. Введение. Постановка целей, формирование темы занятия.
-Послушайте стих и подумайте, о чем мы будем говорить.
Каждый мальчик может стать солдатом,
По небу летать, по морю плыть,
Охранять границу с автоматом,
Чтоб свою отчизну защитить.
Но сначала на футбольном поле
Защитит ворота он собой.
И за друга во дворе и школе
Примет он неравный, трудный бой.
Не пустить чужих собак к котенку-
Потруднее, чем играть в войну…
Если ты не защитил сестренку,
Как ты защитишь свою страну?
- Как вы думаете,о чем мы будем сегодня говорить?(о защитниках)
- А кого мы называем защитниками?(ответы детей)
--А защита чего является долгом и обязанностью каждого молодого человека?
--Мы будем говорить о защитниках Отечества, а для этого нам надо отправиться в путешествие. Да не простое, а фантастическое, на много веков назад. А времена те были, ох, какие неспокойные. Нам нужно узнать в какой век мы попадём и с кем познакомимся.
---Прочитайте эпиграф к классному часу. Как вы понимаете смысл данных слов? - )Россия ни с кем воевать не собирается. Но ни у кого не должно быть сомнений в наших силах и решительности. Любому захватчику мы дадим достойный отпор.)
--Знаете ли вы кому принадлежат данные слова?
--Послушайте стихотворение и подумайте, о ком и о чём пойдет речь на классном часе?
Он молодым был и пригожим,
Всем сердцем Русь свою любил,
Молва носилась: «Богом рожен»,
Великим, мудрым князем был!
Он полководцем стал искусным,
В толк брал военные дела.
Ему дано было родиться,
И Русь православную поднять.
--Какие версии у вас возникли, кто это Видели ли вы эту икону, где?
--Да, ребята, это святой Александр Невский. Его причислили к лику святых.
Постановка цели и задач.
--Назовите тему классного часа.
--Какую задачу поставим?
--Как вы думаете, на чем путешествуют во времени герои фильмов. Правильно, на машине времени. Вот посмотрите какая она. Ну, кто отправится с нами покорять временные пространства? Поднимите руки.
--Какие качества пригодятся нам в дороге?
--Давайте вспомним как надо вести себя в гостях.
--Приготовились! Сели поудобнее, взяли друг друга за руки. Держим своих товарищей крепко, чтобы во время полета никто не потерялся.
--Стоп. Приехали. Давайте посмотрим, куда мы попали? Кто это на белом коне?
Учащиеся рассказывают проект об А Невском.
--А что значит быть великодушным? В словаре обладающий высокими душевными качествами, готовый бескорыстно жертвовать своими интересами для других.
--Молодцы! Продолжим наше путешествие. Сели поудобнее, взяли друг друга за руки. Поехали!
- Ой! Куда это мы попали? Ребята, а что здесь происходит? О каких событиях рассказывает эта картина?
--На столах у вас лежит текст. Прочитайте в паре. Что ново для вас карандашом выделяем.
-- О какой битве узнали?
-- Назовите причины победы?
-- В трудную минуту мы обращаемся за помощью к Богу, к Пресвятой Богородице. А.Невский был горячо верующий человек и хотел видеть Русь православной, это помогло одержать победу и защитить русскую землю и русский народ.
-- Отправляемся дальше. Мы оказались на станции «Ледовое побоище». Нам предстоит узнать об этом историческом сражении.
Просмотр анимации «Ледовое побоище»
-- Ребята, отправляемся дальше. Сели поудобнее, взяли друг друга за руки. Поехали! Посм на слайд где это мы? Мы оказались на станции Золотая Орда. Нелегко жилось на Руси и под гнетом Золотой Орды. Приходилось платить большую дань хану. Может кто-нибудь из вас знает, как Александр спас Русь от Орды.
-- Ребята, нам надо проявить свою смекалку и находчивость и пройти испытания. И мы узнаем как он победил Золотую Орду. Я предлагаю разделиться на группы.
Групповая работа
Учитель: Вспомним правила работы в группе.
Ученики: Работать дружно. Работать по плану. Слушать всех. Прийти к единому решению. Все члены группы отвечают за результат. Выбрать выступающего.
1 группа. «Собери крылатую фразу»
Учитель: В конвертах лежат фразы и пословицы, разрезанные на 2 части. Составьте данные фразы и пословицы, объясните их значение.
1. Нас немного - но не в силах бог, а в его правде.
2.Кто Родине верен, тот в бою примерен.
3. Бой красен мужеством, а товарищ дружеством.
4.Храбрый пеняет на себя, а трусливый на товарища.
5. Русскую заповедь знай, в бою не зевай.
2 группа: «Синквейн»
Учитель: 2 группа составляет синквейн на тему «Александр Невский».
3 группа: «Составь портрет»
Учитель: В конверте даны слова, характеризующие человека. Вы должны выбрать те, какие качества Александра Ярославовича как: человека, политического деятеля и военачальника?
Ученики выполняют задания в группах. Выступление представителей групп.
-- Какое слово получилось? Хан пригласил Александра к себе. На этот зов можно было ответить гордым отказом. Посмотрите на слайд, Александр стоит на коленях перед ханом. Почему? Разве может князь, полководец встать на колени.
Ему удалось примириться с ханом, договориться о размерах новой дани, выхлопотать освобождение от повинности выставлять для татар военные отряды, куда не просто было набрать людей.
-- Ребята в любом споре, непонимании всегда можно договориться мирно и не причинить боль другому. Все очень хорошо поработали. И за наши успехи и нашу работу каждая группа получает по ордену Александра Невского.
-- В 1725 году императрица Екатерина 1 учредила орден в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, который был одной из высших наград до 1917 года. А позднее, во время Великой Отечественной войны в 1942 году был учрежден советский орден Александра Невского. Этим орденом награждались офицеры Красной армии за проявленную отвагу,за мужество, проявленное в защите Родины. Этот орден просуществовал до 1991 года. Но 7 сентября 2010 года указом президента России В.В.Путиным орден Александра Невского стал общегражданской наградой «За заслуги перед Отечеством»
Работа по картине.
--: Посмотрите на картину А. Корина триптих «Александр Невский». Это триптих, состоящий из трех картин. В центре триптиха - портрет Александра Невского. Левая часть триптиха называется «Северная баллада», правая часть – «Старинный сказ».
-- В левой части изображены две фигуры – женщина и воин-богатырь, которые стоят на защите своей земли. В правой части тоже люди.Жест вытянутой вперед руки мужчины как бы останавливает врага. Женская фигура со сложенными на груди руками, воин в латах, деревья слева от фигур и за ними, и даже пес, как бы говорят: «Враг не пройдет». Правая часть триптиха - образы сказителей, они в своих рассказах сохранят истории из прошлого русской земли и донесут их до нас.
--Что объединяет все части триптиха?(В случае нападения на нашу землю все жители готовы дать отпор захватчикам, они любят свою родную землю, верят в Бога.)
--Потрудился Александр для Русской земли. Всю жизнь он горячо любил свою родину, защищал её от врагов. Когда он умер в 1263 году, Митрополит Кирилл с горечью произнес: «Зашло солнце земли Русской». Позже его причислили к лику святых. Почему? (Он защитник Родины. Он вёл праведную жизнь. В нём лучшие черты русского человека. Он служит примером для нас.)
-- Благодарные потомки увековечили память Александра Невского в различных уголках нашей страны. Сейчас мы с вами по ним отправимся.
-- Сели поудобнее .Вернемся в настоящее на машине времени и посетим эти уголки.. (Учитель на слайдах показывает памятные места и рассказывает о них)
Итоги
--Ребята, сегодня мы поговорили о великой исторической личности, русском святом. Давайте вместе вспомним самое важное из его жизни. Какое впечатление сложилось у вас об Александре Невском.
--Почему Бог помогал ему?
--Ребята, из жизни великого князя больше всего вас удивило?
--Что дал вам сегодняшний классный час? (Надо любить свою Родину, защищать её, молиться за родных, уважать наших предков. )
--Так кто же он, настоящий защитник Отечества? (ответы детей)
--Тот, кто помогает слабым, уважает старших, ценит дружбу, кто
способен делать важное и нужное тогда, когда об этом не просят, когда
этого не видят и за это не награждают.
Рефлексия
--Итак, ребята, наше путешествие закончилось. Я надеюсь, что наше общение поможет вам понять, что во все времена главным для человека было – любить Родину, творить ради неё, беречь её,уважать наших предков.
--Александр Невский всю свою жизнь положил, чтобы не допустить войны, кровопролития в нашей стране, чтобы все народы жили в мире и согласии. Я предлагаю вам сделать голубя. Пусть он будет посланником мира на Земле.
Напишите на его крыльях ваши пожелания всем людям Земли. Может они услышат вас и предотвратят свои угрозы и жестокость, грубость и насилие, вражду и ненависть. И вокруг будет мир. Да будет мир на всей земле! Всё в наших руках!
Быть патриотом…
Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.