Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»
Наши глаза – это окно в мир и от того, в каком они состоянии, во многом зависит наше восприятие реальности.
В условиях возрастающей визуальной нагрузки в школе единственно верный путь улучшения зрения школьников – это научиться расслаблять глаза, поддерживая это состояние, несмотря на стресс, психическое и эмоциональное напряжение. Если расслабление достигается на момент, то и коррекция одномоментная. Когда расслабление становится постоянным, коррекция также постоянна. Поэтому для хорошего зрения необходимо постоянно расслабленное состояние органа зрения.
Одним из таких упражнений является пальминг. Цель этого упражнения: достигнуть совершенно черного поля перед глазами. Темнота и тепло от ладоней помогают расслабиться.
– Сейчас нам нужно отдохнуть, сбросить усталость, напряжение, а самое главное – постараться ни о чем не думать.
– Потрите ладонь о ладонь (согрейте руки). Медленно приподнимите ладони руки, закройте глаза. Пальцы скрестите на середине лба, ладони рук (сложенные чашеобразно) в виде маски прикрывают закрытые глаза, не нажимая на глазные яблоки.
– Чуть приоткройте веки и поправьте положение ладоней так, чтобы внешний свет не проникал в глаза.
– Вновь мягко закройте веки и расслабьте их.
– Для удобства позы локтями оперитесь на парту (выполнение 2 мин).
– Подумайте о хорошем, приятном.
– Сделайте глубокий, спокойный вдох (выдох) и осторожно приоткройте глаза (3р).
– Не смотрите на яркий свет! Оглянитесь по сторонам. Поморгайте.
– Почувствуйте мягкость в глазах, расслабление повышение яркости, четкости окружающих предметов.
– Запомните это ощущение – расслабление.
– Вам это чувство нужно сохранить до конца моего выступления!
Есть еще один способ расслабления глаз – моргание. Дети, страдающие дефектами зрения, должны вырабатывать привычку моргать 1-2 раза каждые 10 секунд, особенно при чтении.
Упражнение «Зеркало»
Закрыть глаза, расслабить веки (20-40 сек).
Возьмите зеркало – посмотрите на правый глаз – моргните, посмотрите на левый глаз – моргните.
Фокусировка.
1. Возьмите в каждую руку по карандашу. Один карандаш держите в 15 см от глаз, а другой вертикально, на расстоянии вытянутой руки.
2. Сфокусируйте взгляд на одном карандаше, моргните и сфокусируйте взгляд на другом карандаше.
3. Считайте с нерегулярным интервалом и моргайте на каждый счет.
Эти упражнения укрепляют мышцы век и улучшают кровообращение.
Первый закон зрения – это движение. Когда глаз перемещается, он видит. Зрение глаза, который смотрит пристально, слабеет. Поэтому в комплекс специальных упражнений входят упражнения, укрепляющие глазодвигательные мышцы, цель которых – разрушить привычку пристального смотрения.
Эти упражнения расслабляют напряженные мышцы и одновременно активизируют, «вливают новые силы» в нервные клетки, создавая легкую игру для зрения. Их необходимо выполнять не менее 2 раз в день по 5 минут.
Для профилактики утомляемости на третьем уроке я провожу комплекс зрительно-пальчиковой гимнастики «Дом».
Цель упражнения: предупредить зрительное (зрительно-психогенное, зрительно-вегетативное) утомление школьников. Особенностью этого упражнения является стимулирование всех анализаторов: зрительных, слуховых, тактильных. В результате дети получают заряд бодрости, увеличивается концентрация внимания, повышается продуктивность урока.
Применение на каждом уроке здоровьесберегающих технологий и правильная организация зрительного режима помогают направленно повысить уровень зрительной выносливости учащихся и оказывают положительное влияние на состояние здоровья младшего школьника. Организация правильного зрительного режима оказывает значительное влияние и на качество обучения.
Вырабатывайте правильные привычки зрения и ваши глазки скажут вам спасибо!
1. Моргайте и двигайтесь: непрерывно и автоматически.
2. Дышите: легко и свободно.
3. Смотрите на ближние и удаленные объекты.
4. Возбуждайте интерес в себе: во время рассматривания объекта путешествуйте по нему.
5. Воспринимайте увиденное без усилий.
6. Часто закрывайте глаза, чтобы дать им отдых.
Автор: Симонова Людмила Юрьевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения № 71», город Нижнекамск, Республика Татарстан. Педагогический стаж 23 года.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Очень полезная статья, некоторые приемы обязательно применю на практике! Успехов Вам, Людмила Юрьевна!
Вы молодец! Очень важно следить за зрением детей, учить их давать зрительный отдых глазам, главное обучать щадящей зрительной гимнастике! Вы предоставили хороший практический материал!
Людмила Юрьевна,желаю успехов в конкурсе!Ваша презентация очень интересна,как и ваша работа!
Интересно! Возьму себе на заметку! Спасибо вам за такую содержательную работу! Она многим будет очень полезна. Дальнейших вам успехов! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!