«В простоте слова – самая великая мудрость.
Пословицы и песни всегда кратки,
а ума и чувства вложено в них на целые книги».
А.М.Горький
Вся наша жизнь состоит из различных жизненных проектов. Задача учителя научить ребенка успешно реализовывать их. Поэтому уже второй год в нашей гимназии № 2 г. Екатеринбурга введен новый предмет «Основы исследовательской деятельности». На этом уроке ученики учатся планировать свою деятельность, ставить цели, задачи, выбирать методы для их достижения, выдвигать гипотезы. Хочу поделиться опытом работы над проектом «Пословицы в современном мире».
В ноябре 2008 года мой 2 «В» класс участвовал в конкурсе эрудитов «ЭМУ» (Эрудит-Марафон Учащихся). Задания конкурса требовали отлично разбираться во многих предметах – биологии, архитектуре, литературе, логике, но в основном в русском языке.
Одно из заданий было таким «Доскажи словечко – допиши пословицу!»:
Каково же было удивление, когда подвели итоги конкурса – с этим заданием справились полностью лишь несколько человек из 73 учащихся вторых классов нашей гимназии. Остальные ребята либо вообще не дали ответа, либо дали неверные ответы. Никто из учащихся не использует накопленную предками мудрость в своей повседневной жизни и речи.
Многими ли народными пословицами и поговорками пользуемся мы в нашей разговорной речи? Сколько пословиц – этих сгустков народной мудрости – знает наизусть каждый из нас?
Мы решили, что ситуацию надо менять. Пословицы дошли к нам с давних времён. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения, кладовая несметных сокровищ человеческой мудрости. В лучших своих пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил уму-разуму. В них всегда можно было найти полезный совет, как поступить в том или ином случае, ведь они охватывают все стороны жизни народа, отражают народные представления о природе, о Родине, о труде, о семье, о нравственности, об уме и глупости, о добре и зле и т. д.
Как говорится в русской народной пословице, «Большая река начинается с малого ручейка». И мы решили стать таким ручейком, донести до многих красоту, пользу и функциональность народных пословиц в современной жизни. Ведь если прислушаться сегодня к нашему языку, то мы почувствуем его шаблонность, «сленговость», невыразительность и неинформативность – не «вкусность» для слуха. В сегодняшние времена глобализации и высоких скоростей, больших потоков информации и малого количества времени для принятия решений нам необходимо начать свой путь к успеху с изучения нашего родного языка, уже накопленной народной мудрости, основная часть которой точно, кратко и метко выражена именно в пословицах. Мы создали свой групповой практико-ориентированный проект. В проекте участвовал весь класс (27 человек).
Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами, уточнить смысл и значение каждой из них, научиться применять их в речи. Как результат – самостоятельно создать книгу-сборник ««Любимые пословицы» учеников 2 «В» класса гимназии №2», в которой собрать тематические пословицы русского народа и пословицы, придуманные учениками, дать им толкование, нарисовать иллюстрации.
Задачи проекта:
Для достижения цели следует приложить немало усилий: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».
1. Тематические уроки с учителем.
На этих уроках ребята обменивались, найденной информацией о пословицах. Попытались сформулировать свое определение пословицы, выделили её основные признаки и функции.
Пословица – это законченное общепринятое изречение, которое позволяет кратко и точно оценить поступок в определенной ситуации.
Наблюдая за пословицами, мы создали для себя такую их классификацию:
2. Определить основные тематические группы пословиц для глубокого изучения учениками.
Тематика пословиц буквально безгранична. Они реагируют на все явления действительности, отражают жизнь и мировоззрение народа во всем многообразии, они передают бытовые, социальные, философские, религиозные, морально-этические, эстетические народные взгляды. Читая литературу о пословицах, мы выбрали четыре основных темы для изучения:
3. Каждый ученик совместно с родителями изучал пословицы русского народа по выбранной тематике.
4. Каждому ученику нужно было выбрать одну-две пословицы и оформить страницу будущей книги (пословица, толкование, иллюстрация). Это получился индивидуальный мини-проект.
5. Попробовать придумать свою пословицу и оформить ее, как страницу будущей книги (пословица, толкование, иллюстрация). Изучая пословицы, мы узнали их правила построения. Сначала пробовали сочинять на уроке, а потом самостоятельно. Ребята так увлеклись, что вовлекли в сочинительство и своих родителей.
6. Оформить книгу пословиц, согласно правилам. Мы провели уроки внеклассного чтения по структуре книги. Вместе придумывали заглавие, название издательства, аннотацию. При этом мы решили создать книгу из двух основных частей:
7. Провести подготовку урока-презентации по выполненной работе.
8. Выступить перед учениками других классов начальной школы гимназии №2 с тематическим уроком-презентацией.
9. Подготовиться к участию в конкурсе «Хочу стать академиком».
10. Принять участие в конкурсе и победить!
После всех этих этапов мы получили прекрасные результаты в соответствии с пословицей «Что посеешь, то и пожнешь».
Учителя и родители отметили возросший интерес детей к пословицам, поговоркам и вообще к тому, как они говорят. Дети стали задавать вопросы, с удовольствием придумывали свои пословицы и поговорки. На уроках при построении текстов, ребята начали использовать пословицы. Родители также рассказали нам, что дома при просмотре фильмов дети выделяли в речи героев фразы, которые могли бы стать пословицами и поговорками.
Мы провели повторное тестирование и оценили результаты Умного раунда городского конкурса эрудитов «ЭМУ». В этом раунде ученик мог выбрать задания. Каждое задание оценивалось в определенное количество баллов. Задание «Бабушкины пословицы» стоило 5 баллов, т.е. входило в категорию самых сложных. Состояло из пяти задач. Результаты показали:
Ребята научились понимать богатство, глубину и мудрость языка. Открыли для себя новые грани удивительного мира устного народного творчества. И сами стали частью этого мира! Ведь теперь в литературе появилась еще одна прекрасная книга пословиц, авторами которой стали дети. Книга содержит 50 пословиц, из которых 22 авторские пословицы и 53 иллюстрации.
Это говорит о том, что наш проект и проектные мероприятия уже дают практические результаты и обогащают жизнь не только учащихся нашего класса, но и их друзей, других учеников школы. И мы этим гордимся! А ещё мы стали победителями городского конкурса «Хочу стать академиком».
Самое главное в работе над проектом – это его значимость, для того, кто его делает. Тогда всё обязательно получится!
Автор:
Голенцева Ольга Витальевна,
учитель начальных классов высшей
категории
гимназии № 2 г.
Екатеринбурга
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Замечательный пример творческой работы педагога. Интересно было бы познакомиться с материалами подготовленных учениками книг. Жаль, что нет примеров оформления страниц.
Замечательный образец коллективной исключительно творческой работы молодых гимназистов и их родителей под управлением творческой Личности - опытного педагога.
Уважаемая Голенцева Ольга Витальевна - Вам величайшая благодарность!
С уважением, Владислав.
Отличная работа - пример проектной деятельности. Взяла себе на заметку.
Замечательный проект! Ведь, действительно, пословицы постепенно уходят из языка, и если люди старшего поколения продолжают их использовать, дети часто не понимают их смысла и практически не употребляют в речи. Ваш проект ,безусловно, обогатил речь детей и доставил им массу удовольствия! Дальнейших Вам успехов, Ольга Витальевна))))
Отличная работа Ольга Аитальевна. Спасибо. За работу вам 5. Хороших вам учеников и творческих работ. Каких результатов вы ждете от конкурса? Удачи вам.