Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»
Проблема развития речи сейчас очень актуальна. С раннего возраста на общее развитие ребенка влияет множество факторов. Остановимся на самых, на мой взгляд, важных.
Во-первых, это семья, которая на современном этапе больше озабочена материальным состоянием, и не уделяет внимания духовному развитию, развитию общей культуры ребенка.
Во-вторых, это среда, в которой ребенок вращается. Послушайте, о чем говорят дети на переменке в школьном коридоре. Какие слова они употребляют? Литературной речи мы здесь, конечно, не слышим.
В-третьих, средства массовой информации: телевидение; видео- и радиовещание, которые часто также отрицательно влияют на развитие речи детей. Наконец, ребята повально увлечены компьютерами, даже точнее компьютерными играми, причем не самого лучшего качества. На каком языке там разговаривают участники игр? Конечно же, хорошей речи дети тут также не могут услышать.
Все это и многое другое приводит к тому, что живое общение, чтение книг, интерес к искусству сводятся к минимуму, а в результате оборачиваются духовным обнищанием общества. Ощущается это, в первую очередь, в низком уровне владения литературной речью, что мы наблюдаем, конечно, и у младших школьников.
Поэтому возникает необходимость серьёзно заняться развитием речи и культуры общения детей с раннего возраста. Ведь где еще дети могут услышать литературную речь? В семье? По телевидению? Увы, к сожалению, здесь мы не всегда слышим образцы правильной речи. Поэтому единственным местом, где ребёнок может услышать литературную речь, является школа. Именно начальная школа должна стать базой, основой для решения проблемы развития устной и письменной речи учащихся.
Не следует забывать и о том, что, сдавая экзамены за курс основной и средней школы, учащиеся должны уметь анализировать связный текст. Справиться успешно с такой работой смогут только те выпускники, кто, начиная с 1-го класса, под руководством учителя учится работать со связным художественным текстом.
Над этой проблемой я работаю давно, используя традиционные формы и методы, а также применяя свои собственные, оригинальные, созданные мною в процессе работы.
Цель проекта: разработка системы методических рекомендаций по совершенствованию и развитию устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и чтения.
Ведущая идея данной проблемы – это развитие речи младших школьников на основе связных художественных текстов известных детских писателей Е. Чарушина, Н.Сладкова, И.Соколова-Микитова, В.Бианки, М.Пришвина, К.Паустовского и других. Такие тексты должны стать для детей образцом правильной грамотной литературной речи. Они позволят им прикоснуться к высокохудожественному слову, проявить своё творчество и самим попробовать стать писателями.
Удивительные по своему содержанию и структуре эти тексты должны вызвать у детей целую гамму чувств: восхищение, удивление, сострадание, жалость и т.д., эмоционально настроить ребенка и подтолкнуть его к высказыванию своих мыслей и написанию небольших рассказов и эссе на определенные темы.
Очень часто программа по русскому языку и чтению в начальных классах предусматривает лишь написание изложений (в лучшем случае творческих) по данным художественным текстам. Поэтому я считаю, что мой подход к решению данной проблемы несколько отличается от традиционного. В этом я вижу достоинство и новизну своей работы.
Новизной данного проекта считаю также то, что все художественные тексты, которые я отобрала для работы над данной проблемой, объединены многогранной темой «Мир природы». Натолкнули меня на эту мысль экологические и нравственные проблемы. В процессе работы с этими текстами ребята получают возможность не только усваивать языковой материал, но и параллельно, в неразрывном единстве воспринимать экологическую и нравственную ориентацию.
Такие тексты дают возможность глубже сосредоточиться на таких понятиях, как доброта, сострадание, красота, любовь, сердечность; позволят детям проявить своё творчество, им самим захочется стать писателями, они помогут им научиться анализировать текст, так как в этих рассказах есть различные средства языка.
Думаю, что разработанная мною методика, художественные тексты и наглядность к ним заинтересуют начинающих, а также многоопытных коллег, а уроки – конспекты, сборник скороговорок и чистоговорок, пособие «В помощь начинающему читателю» позволят любому учителю работать над развитием речи результативно и успешно.
Автор: Мурзагалиева Зулиха Мухамеджановна, учитель начальных классов высшей квалификации ГБОУ СОШ «ОЦ», с. Кротовка К-Черкасского р-на Самарской области. Стаж 32 года, победитель Всероссийского Конкурса «Педагогические инновации - 2006» (I м), V и VII открытых Международных Славянских чтений (I м).
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Зулиха Мухамеджановна, ознакомившись с представленным материалом, можно сделать вывод, что вы творчески, целенаправленно подходите к своей работе. Большое Вам спасибо за интересный конспект. Удачи!
Елена Васильевна! Огромное спасибо за добрые слова и высокую оценку моей работы! В этом конкурсе я участвую первый раз, для меня это очень важно.
Наталия Васильевна! Большое спасибо за комментарий и высокую оценку моей работы!!!
Очень хочется познакомиться с Вашей "Памяткой".Скажите, каким образом Вы отследили результативность и динамику по предложенным критериям?
Здравствуйте, Любовь Владимировна! Огромное спасибо Вам за то, что не остались равнодушной к моей работе! Наверное, Вы хотели спросить про "Пособие для начинающего читателя"? По нему я обычно занимаюсь с ребятами, которым очень трудно даётся умение читать (плохо запоминают буквы, не могут соединить слоги, трудно даётся письмо под диктовку и т. д.) Такое пособие, а также тесты для отслеживания результативности по моей теме я могу прислать Вам на электронную почту.
Елена Васильевна, здравствуйте! Извините, что не сразу ответила - пропустила Ваш ответ. я бы очень была вам признательна, если бы Вы поделились! мой адрес - saveleva.lyuba@mail.ru Спасибо Вам огромное!
Уважаемая Зулиха Мухамеджановна! Поддерживаю Вашу идею развития устной и письменной речи младших школьников на основе художественных текстов. Скажите, пожалуйста, данный проект реализуется на уроках? А как же усвоение программы? Или Вами разработана авторская программа и ведётся курс по развитию речи?
С УВАЖЕНИЕМ, СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА КРЮКОВА.
Светлана Александровна! Большое спасибо Вам за комментарии к моей работе и поддержку моей педагогической идеи! Мною разработана программа и ежегодно ведётся факультатив по развитию речи младших школьников.
Светлана Александровна, подскажите, пожалуйста, верно ли я добавила информацию об оплате оргвзноса или нет? Или не сюда разместила информацию? С уважением З. М. Мурзагалиева.
Зулиха Мухамеджановна! Информацию об оплате оргвзноса точно не надо писать в комментариях к своей работе. У меня проблемы с аутентификацией пользователя, не могу зайти в свой профиль. Кажется, там надо посмотреть. На странице конкурса вот по этой ссылке http://www.o-detstve.ru/competition/7799.html (внизу в комментариях) задайте вопрос куратору и редактору портала «О детстве» Светлане Игоревне Рябцевой.
С УВАЖЕНИЕМ, СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА КРЮКОВА.
Очень понравилась ваша работа.Так же работаю над этой темой используя художественные тексты.. Большое вам спасибо.
Зулиха Мухамеджановна, у Вас очень интересная творческая работа! Очень понравился урок про ёлочку, замечательная работа над речью, оригинальный текст Н. Сладкова. Если все Ваши тексты так же оригинальны по структуре и содержанию, Вы делаете большое дело. Удачи Вам!!!
Здравствуйте! Мне понравилась Ваша работа! Написано грамотно и интересно, очень интересный урок по развитию речи! Удачи Вам!
Зулиха Мухамеджановна, очень интересная публикация. Буду ждать от Вас еще больше новых статей для применения их на уроках.
Зулиха Мухамеджановна вы отличный учитель и достойны быть лучшей! Мне очень понравилась Ваша работа! Удачи вам!
Спасибо! С большим удовольствием просмотрела Вашу презинтацию! Очень нужная работа для развития речи в начальной школе. Обязательно воспользуюсь!
Зулиха Мухамеджановна, с победой примите поздравления!
Я думаю, что еще один голос будет вам наградой, замечательная работа.
Зулиха Мухамеджановна, простите ради бога, я Вас всё Еленой Васильевной называю!ИЗВИНИТЕ!!!
Любовь Владимировна! Огромное спасибо за поддержку и за искренние поздравления!!! Посылка на Вашу почту в виде приложений к моему проекту обязательно будет! К сожалению, очень трудно было послать на конкурс свою работу, многие приложения остались дома, ладно хоть остальное дошло. Очень радует тот факт, что Конкурсу и его организаторам интересны и важны действительно авторские работы, со своей идеей и со своим подходом к проблеме. Согласитесь, ведь собственная идея есть не у каждой работы, хотя действительно интересных много!
От души поздравляю с выходом в финал! Безусловно, это уже ПОБЕДА!!!
Наталия Васильевна! Огромное спасибо за искренние поздравления и поддержку моей работы!!! Для меня это очень важно! Очень рада своей победе! Конкурсом уже заинтересовались мои коллеги!
Огромное спасибо всем, кто голосовал за мою работу на конкурсе и оставил свои комментарии!!! Спасибо за поддержку!
Здравствуйте, Зулиха Мухамеджановна! А вы давно смотрели свою электронную почту? Мне в конце-концов на электронную почту пришёл диплом (2 марта).
Здравствуйте, Ирина Викторовна! Огромное спасибо, что откликнулись и написали мне! Нет, мне на эл. почту диплом не пришёл... Пожалуйста, подскажите, а Вы его всё-таки заказали? Даже с неумещающимся названием? Или куда-то ещё обращались? Пожалуйста, подскажите!!! А то я не знаю, куда ещё обращаться!!! Обратная связь и info не отвечают! Очень жду от Вас ответа!!!
Здравствуйте, Светлана Игоревна! Огромное спасибо Вам, организаторам и программистам портала за скорое разрешение моей проблемы с электронным дипломом!!! Получила его по электронной почте. Извините, пожалуйста, что не смогла Вам вовремя ответить, очень плохо работает интернет. Фото с дипломом я скоро вышлю.