Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме «Обозначение мягкости согласных с помощью буквы я».
Знакомит школьников с буквой «я» и её «работой» – обозначать звук [а] и указывать на мягкость стоящего впереди согласного. Кроме того он решает следующие задачи: развитие фонематического слуха, расширение активного словарного запаса, воспитание бережного отношения к природе, развитие коммуникативных способностей детей.
Тема: Обозначение мягкости согласных с помощью буквы я.
Цель: Познакомить школьников с буквой «я» и её «работой» - обозначать звук [а] и указывать на мягкость стоящего впереди согласного.
1. Организационный момент.
Ну, скорей проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5» !
2. Повторение пройденного материала.
– Ребята, а помните ли вы те буквы русского алфавита, которые мы уже изучили? На какие две группы они делятся?
Игра «Хлоп-топ»: гласный звук – хлопнете в ладоши, если согласный – топнете. (а, л, о, у, м, н, р, э, п, в, к, ы, т, ш, с, и).
– Посмотрите на доску. Прочитайте слова, состоящие из этих букв: Маша, мишка, у, был; Михаил, мишку, звали.
– Составьте предложение из этих слов. Проверим! (У Маши был мишка. Мишку звали Михаил.)
– Знаете ли вы сказки, имена героев которых имеют такие же имена? («Маша и медведь», « Три медведя» и т.д.)
– А знаете ли вы другие сказки?
– Составьте слова из слогов: о, под, си, вик, но. Посмотрите, какой он красивый! Вспомним о том, как нужно собирать грибы? А почему их нужно именно срезать, а не рвать. Как же нужно относиться к природе?
– Знаете ли вы поговорки и пословицы о грибах? (… как грибы после дождя)
– С какой буквы начинается слово гриб? А с какой буквой мы познакомились с вами вчера? (И)
– Перед вами два слова, но без первой буквы. (Мыл, мил). Подскажите в каком слове первый звук должен быть мягким, а в каком – твёрдым? Почему?
__ыл , ___ил.
– Вспомним правило: вижу ы - читаю твёрдо, вижу и – читаю мягко.
3. Знакомство с новой буквой.
– Я загадала ещё два слова. Это мак и мяч. Вот они. Составим их схемы в тетрадях по печатанию.
– Проверьте у меня на доске!
– Под знаками звуков напечатаем соответствующие буквы…..
– Напишем слово мяч: потянем первые два звука вместе [М`А]. Какой звук слышится [А]? Напишем его!!! Прочитайте!!! Что получилось? (МА) Так как же быть? (возможно дети сами скажут, что нужна буква я) А почему Я?
– Потому что [М`] мягкий!!!
– Какое правило можно вывести? (Вижу А читаю твёрдо! Вижу Я читаю мягко!)
– Какая тема будет у нас сегодня на уроке? Но не просто буква Я, а ещё и звук её обозначающий – [А].
– Посмотрите какая буква Я красивая. Сегодня мы поговорим только о строчной букве Я в середине слова, после мягкого согласного. Вспомним слова, в которых встречается звук [А], но обозначается он буквой Я.
Чтение стихов о букве Я.
– Какой звук обозначает буква А? А буква Я?
Хором: «Буква А и буква Я Нам нужны для звука А».
4. Упражнения в чтении.
А) Чтение слогов, слов и предложений по учебнику и по слайдам.
Слайд: Наша няня – Таня. А ваша?
Наша няня – Аня.
Мы – Оля, Толя, Коля, Соня. А вы кто?
А мы – Ася, Уля, Вася, Катя.
– Выделите опасные места. Подчеркните на интерактивной доске.
Б) Инсценирование диалога.
– Кто нарисован в самом низу страницы учебника? (Кошка и мальчик.)
– Что они делают?
– Прочитаем по предложению.
– Чьи это слова: мальчика или кошки?
– Почитаем по ролям.
– Кто уже выучил? Инсценируем. (Выходят на инсценировку 2-3 пары).
5. Подведение итога.
Быстро пролетел урок,
Подведём быстрей итог!
Чем сегодня занимались,
В чём с охотой упражнялись?
Что узнали и познали,
Почему умней вы стали!?
Молодцы!
Список используемой литературы.
Автор: Чиркова Екатерина Ивановна, учитель начальных классов СОШ № 24, г. Салават Республики Башкортостан.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
«Какой звук слышится [А]? Напишем его!!!» Интересно, как дети записывают звуки, в квадратных скобках? Или они их всё-таки как-то обозначают? Я работаю по программе «Школа 2100» по букварю Бунеева. Звуки мы не пишем, а обозначаем цветными кружками: красными, синими и зелёными. Очень удобно!
С уважением, Светлана Александровна Крюкова.
Ставлю 5+. Удачи вам и дальнейших творческих разработок.
Все хорошо. Творческий урок. Очень близко к логопедическому занятию. Спасибо вам 5.