Регистрация

Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Я

  • 26 января 2012

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»

Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме «Обозначение мягкости согласных с помощью буквы я».

Знакомит школьников с буквой «я» и её «работой» – обозначать звук [а] и указывать на мягкость стоящего впереди согласного. Кроме того он решает следующие задачи: развитие фонематического слуха, расширение активного словарного запаса, воспитание бережного отношения к природе, развитие коммуникативных способностей детей.

Тема: Обозначение мягкости согласных с помощью буквы я.

Цель: Познакомить школьников с буквой «я» и её «работой» - обозначать звук [а] и указывать на мягкость стоящего впереди согласного. 

Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Я

1. Организационный момент.

Ну, скорей проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5» !

2. Повторение пройденного материала.

– Ребята, а помните ли вы те буквы русского алфавита, которые мы уже изучили? На какие две группы они делятся?

Игра «Хлоп-топ»: гласный звук – хлопнете в ладоши, если согласный – топнете. (а, л, о, у, м, н, р, э, п, в, к, ы, т, ш, с, и).

– Посмотрите на доску. Прочитайте слова, состоящие из этих букв: Маша, мишка, у, был; Михаил, мишку, звали.

– Составьте предложение из этих слов. Проверим! (У Маши был мишка. Мишку звали Михаил.)

– Знаете ли вы сказки, имена героев которых имеют такие же имена? («Маша и медведь», « Три медведя» и т.д.)

– А знаете ли вы другие сказки?

– Составьте слова из слогов: о, под, си, вик, но. Посмотрите, какой он красивый! Вспомним о том, как нужно собирать грибы? А почему их нужно именно срезать, а не рвать. Как же нужно относиться к природе?

– Знаете ли вы поговорки и пословицы о грибах? (… как грибы после дождя)

– С какой буквы начинается слово гриб? А с какой буквой мы познакомились с вами вчера? (И)

– Перед вами два слова, но без первой буквы. (Мыл, мил). Подскажите в каком слове первый звук должен быть мягким, а в каком – твёрдым? Почему?

__ыл , ___ил.

– Вспомним правило: вижу ы - читаю твёрдо, вижу и – читаю мягко.

3. Знакомство с новой буквой.

– Я загадала ещё два слова. Это мак и мяч. Вот они. Составим их схемы в тетрадях по печатанию.

– Проверьте у меня на доске!

– Под знаками звуков напечатаем соответствующие буквы…..

– Напишем слово мяч: потянем первые два звука вместе [М`А]. Какой звук слышится [А]? Напишем его!!! Прочитайте!!! Что получилось? (МА) Так как же быть? (возможно дети сами скажут, что нужна буква я) А почему Я?

– Потому что [М`] мягкий!!!

– Какое правило можно вывести? (Вижу А читаю твёрдо! Вижу Я читаю мягко!)

– Какая тема будет у нас сегодня на уроке? Но не просто буква Я, а ещё и звук её обозначающий – [А].

– Посмотрите какая буква Я красивая. Сегодня мы поговорим только о строчной букве Я в середине слова, после мягкого согласного. Вспомним слова, в которых встречается звук [А], но обозначается он буквой Я.

Чтение стихов о букве Я.

– Какой звук обозначает буква А? А буква Я?

Хором: «Буква А и буква Я Нам нужны для звука А».

4. Упражнения в чтении.

А) Чтение слогов, слов и предложений по учебнику и по слайдам.

Слайд: Наша няня – Таня. А ваша?

Наша няня – Аня.

Мы – Оля, Толя, Коля, Соня. А вы кто?

А мы – Ася, Уля, Вася, Катя.

– Выделите опасные места. Подчеркните на интерактивной доске.

Б) Инсценирование диалога.

– Кто нарисован в самом низу страницы учебника? (Кошка и мальчик.)

– Что они делают?

– Прочитаем по предложению.

– Чьи это слова: мальчика или кошки?

– Почитаем по ролям.

– Кто уже выучил? Инсценируем. (Выходят на инсценировку 2-3 пары).

5. Подведение итога.

Быстро пролетел урок,
Подведём быстрей итог!
Чем сегодня занимались,
В чём с охотой упражнялись?
Что узнали и познали,
Почему умней вы стали!?
Молодцы!

Список используемой литературы.

  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение.-М.:Просвещение, 2008г.
  2. Шибаев А.Язык родной, дружи со мной.-Л.,2007г.
  3. И.Д. Агеева Весёлые диктанты. Стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам.-М. :Творческий центр, 2009г.
  4. Г.А. Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.-М.: "Гумманитарный издательский центр ВЛАДОС", 2008г.
  5. В.И. Коваленко Здоровьесберегающие технологии 1-4.-М: "Вако", 2007г.

Автор: Чиркова Екатерина Ивановна, учитель начальных классов СОШ № 24, г. Салават Республики Башкортостан.

4 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 8)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


27.01.2012 в 18:14

«Какой звук слышится [А]? Напишем его!!!» Интересно, как дети записывают звуки, в квадратных скобках? Или они их всё-таки как-то обозначают? Я работаю по программе «Школа 2100» по букварю Бунеева. Звуки мы не пишем, а обозначаем цветными кружками: красными, синими и зелёными. Очень удобно!
С уважением, Светлана Александровна Крюкова.

Сивухина Елена Васильевна

Сивухина Елена Васильевна 30.01.2012 в 20:25

Ставлю 5+. Удачи вам и дальнейших творческих разработок.

Ирина Почекаева

Ирина Почекаева 01.02.2015 в 17:41

Все хорошо. Творческий урок. Очень близко к логопедическому занятию. Спасибо вам 5.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!