Оценка является обязательным компонентом любой деятельности, ее регулятором, показателем результативности. На уровне речевой ситуации, т.е. реальной действительности, оценка выражается в слове. Этим и особенностями речевого развития детей шести-семи лет объясняется необходимость обогащения словаря дошкольника и младшего школьника оценочной лексикой.
Следует отметить, что дети шести-семи лет употребляют в речи оценочную лексику (отличный, грязь, счастливый, позор,крутой фильм, упрямый шнурок, красочный рассказ). Дети этого возраста употребляют оценочную лексику всех грамматических классов: существительные (чулочки, огурчишко, цыплище), прилагательные (чистенькая, грязный, хороший), глаголы (ругаться, люблю), наречия (хорошо, тихонечко, больновато).
Дети шести-семи лет употребляют в речи:
Мы видим, что старшие дошкольники и младшие школьники употребляют в речи оценочную лексику всех грамматических классов и всех групп оценочных слов, это позволяет сделать вывод о том, что ребенку данного возраста свойственно оценивать предметы и явления действительности, выражать свое отношение к ним.
Однако следует отметить, что дети с трудом осваивают способы связи структурно-смысловых частей рассуждения оценочного высказывания. Поэтому педагогу, организуя работу по обучению оценочному высказыванию, необходимо особое внимание обратить на формальные средства связи смысловых частей данного вида аргументативного текста: составные союзы, вводные слова.
В оценочном высказывании можно выделить средства, которые способствуют логическому представлению аргументов оценки, экспрессивной ее подаче, созданию необходимой тональности высказывания, то есть обеспечивают доступность информации и комфортность ее восприятия. К этим средствам можно отнести вводные слова и сочетания разных семантических групп.
Названные логические структуры мы считаем необходимым включением в перечень речевых стереотипов, рекомендуемых для усвоения детьми в процессе их обучения созданию оценочного высказывания.
В завершающей фазе высказывания, содержащего оценку какого-то лица, его действий или речевого произведения, наличествуют рекомендации, советы, побуждающие адресата к какому-либо действию, поэтому в их составе присутствуют побудительные конструкции. Чаще всего в основе таких конструкций находятся глаголы в форме повелительного наклонения 2 лица (Чтобы аппликация получилась аккуратной, в следующий раз бери меньше клея для смазывания деталей), с помощью которых автор организует познавательную, предметную деятельность адресата.
Семантикой побуждения также обладают предложения, в которых присутствуют модальные слова со значением возможности, необходимости, долженствования в сочетании с инфинитивом (Чтобы получился рассказ, Наташе необходимо придумать его конец; Чтобы правильно выделить звук, нужно тянуть его в целом слове).
Косвенное побуждение может выражаться формами сослагательного наклонения (Саша мог бы смешать желтую и красную краски, чтобы нарисовать оранжевые листочки; Алёна могла бы подобрать свои примеры, тогда ее было бы интересно слушать). Отметим, что все побудительные конструкции позволяют реализовать одну из функций оценки – функцию управления.
В оценочном высказывании, несмотря на то, что оценивание осуществляется в соответствии с определенным эталоном, говорящий выражает свое отношение к объекту оценки. Средством выражения категории субъективности в ОВ являются предложения с местоименными формами 1 лица единственного числа, которые могут быть представлены в нескольких разновидностях:
а) Безличные предложения с косвенным дополнением, выраженным личным местоимением 1 л. ед.ч. в форме Д.п.:
Мне кажется, что Илья прав, когда называет опавшие листья пестрым ковром;
Мне кажется, что Марина неверно выделила второй звук в слове «береза»;
б) Двусоставные предложения с местоимением – подлежащим Я и согласуемым с ним глаголом-сказуемым в форме изъявительного или условного наклонения или составным именным сказуемым с нулевой связкой:
Я думаю, что рассказ у Оли получился, потому что…;
Я хотела бы возразить Никите…;
Я не согласен с Федей, что осень – скучное время года.
Перечисленные выше средства используются автором ОВ для выражения собственной точки зрения на объект оценки, на этом основании мы включили их в перечень речевых стереотипов, предназначенных для обогащения словаря ребенка в процессе обучения созданию ОВ. Они доступны ребенку в силу своей типизированности.
Следующий этап работы – обогащение словаря детей лексическими единицами, служащими для выражения разных видов оценки: нравственной, эстетической, оценки способа и результата познавательной деятельности. Анализ программ ДОУ и хрестоматий по литературному чтению позволил выявить круг лексики с оценочным значением, которая может быть предложена для обогащения словаря старших дошкольников и младших школьников. Лексические средства выражения оценки были разграничены нами с учетом объектов оценки и параметров оценки.
Объектом эстетической оценки являются человек и природа, а параметрами оценки – внешние признаки человека и зрительно воспринимаемые признаки объектов природы:
аккуратный |
блеклый |
выразительный (взгляд) |
грязнуля |
замарашка |
красивый |
красочный |
невзрачный |
неряха |
неряшливый |
неуклюжий |
опрятный |
растрепанный |
стройный |
чистюля |
Нравственная оценка для детей данного возраста связана с человеком. Процесс социализации ребенка определяет тот факт, что для детей шести-семи лет становится значимым человек с его личностными качествами, человеческие отношения и человек через призму этих отношений. Даже при восприятии художественной литературы, где в роли героев выступают животные, ребенок обращает внимание на отношения, характерные для мира людей. Нами выделены следующие лексические единицы, позволяющие выразить нравственную оценку черт характера, качеств человека:
беззащитный бескорыстный бессердечный бесстрашный доброжелательный дружелюбный изворотливый искренний |
ленивый лентяй любознательный мудрый мягкий невежа невежда |
незлобивый неунывающий неуравновешенный нерешительный отзывчивый плутовка покладистый |
решительный справедливый трудолюбивый трусливый уравновешенный уступчивый хитрый |
Особую группу языковых единиц, употребляемых для оценки человека, составляют лексемы, определяющие эмоциональное состояние, настроение:
восторг |
восторженный |
восхищение |
гневный |
довольный |
досада |
жалость |
зависть |
негодование |
превосходный |
радость |
расстроенный |
сожаление |
сострадание |
тоска |
унылый |
Особый статус данной группе слов придает и то, что они могут быть средством репрезентации эмоционального состояния субъекта оценки.
Автор: В.А.
Шуритенкова,
кандидат педагогических наук, доцент
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.