Регистрация

Пути обучения оценочному высказыванию

  • 22 сентября 2009

Значимость обучения детей шести-семи лет оценке и созданию оценочного высказывания обусловлена тем, что оценки необходимы человеку для организации почти любого акта взаимодействия с предметным миром, с другими людьми, с обществом.

В учебно-речевой ситуации оценка особенно важна: она побуждает того, кому адресована, к совершенствованию своих знаний и умений, к развитию самостоятельности и критичности, к самооценке своего труда, т.е. является средством стимуляции и ориентации обучаемого. Значимость оценки в жизни ребенка и обусловливает необходимость овладения им умением создавать оценочные высказывания.

Между тем, пути и средства обучения дошкольников созданию оценочного высказывания в методике в целом не определены (исключение составляет курс «К тайнам нашего языка», разработанный М. С. Соловейчик и Н. С. Кузьменко).  

Обучение созданию оценочного высказывания (ОВ) происходит поэтапно:

  • создание мотивации для порождения ОВ;
  • обогащение речи детей языковыми средствами выражения оценки и формирование представления о структуре оценки и ОВ;   
  • формирование и совершенствование умений, необходимых для создания ОВ в процессе оценивания чего-, кого-либо. 

У старших дошкольников и младших школьников есть языковая база для овладения умением создавать оценочное высказывание: в словаре ребенка этого возраста (6-7 лет) в небольшом количестве присутствует лексика с оценочным значением, дети употребляют сложноподчиненные предложения с причинно-следственными отношениями, имеют элементарное представление о тексте. Вместе с тем педагогу, организуя работу по обучению данному виду текста, необходимо особое внимание обратить на формальные средства связи смысловых частей оценочного высказывания: составные союзы, вводные слова.

При этом основные задачи педагога заключаются в следующем:

  1. Демонстрировать образцы оценочных высказываний в учебных ситуациях, в общении на прогулках и в совместных играх, на экскурсиях
    и т.п.
  2. Создавать такие ситуации, которые побуждают ребенка  кого-либо, что-либо оценить.

В обучении детей шести-семи лет созданию оценочного высказывания определяются два направления:

  • обогащение речи детей средствами языка, используемыми для выражения оценки;
  • обучение построению ОВ.

Определим содержание работы по обучению старших дошкольников и первоклассников созданию  оценочного высказывания.

В процессе этой работы дети получают представления:

  • о невербальных и вербальных (лексических) средствах выражения оценки;
  • о способах выражения главной мысли ОВ с помощью слова;
  • о рассуждении как особом типе речи и его разновидности – ОВ (его функции в речи, структуре, языковых особенностях);
  • о средствах связи структурных частей ОВ;
  • о видах ОВ (замечание, порицание, одобрение);
  • об этикетных формулах, употребительных в разных видах ОВ;
  • о стилистической дифференциации ОВ в зависимости от ситуации общения (в разговорной и деловой речи).

Эти представления начинают формироваться в практической деятельности.

Приемы обучения созданию оценочного высказывания определяются методами развития речи детей: имитативным, коммуникативным, конструктивным, это:

  1. Создание учебно-речевых ситуаций на занятиях по развитию речи (ДОУ) и на уроках обучения грамоте, требующих оценивания кого-либо (чего-либо).
  2. Специально организованные наблюдения во время экскурсий, прогулок, побуждающие к созданию ОВ.
  3. Толкование значений слов, их эмоционально-экспрессивных окрасок в процессе анализа художественного текста и выборе слова для ОВ.
  4. Составление синонимических рядов и антонимических пар из слов с оценочным значением, включение их в собственные ОВ.
  5. Составление предложений, структурных частей текста, высказываний по типу данного.
  6. Составление словосочетаний и предложений с оценочным значением на заданную тему или заданного типа, включение их в ОВ.
  7. Составление рассказов по картинам, иллюстрациям к художественным произведениям, включающих оценочные суждения или элементы оценки.
  8. Моделирование образцов текстов-рассуждений и ОВ, составление собственных текстов в соответствии с полученной моделью.
  9. Составление собственных текстов-рассуждений на заданную тему и ОВ, соответствующих задачам общения.
  10. Редактирование: исправление ошибок в словоупотреблении, в построении словосочетаний, предложений, текстов.

Данные упражнения  носят учебный, тренировочный характер и применяются при обучении созданию оценочного высказывания и старших дошкольников, и первоклассников.

Обучение созданию ОВ считаем необходимым начать с обогащения речи детей этикетными выражениями, поскольку любая типизированная ситуация, в том числе и ситуация оценивания, предполагает употребление устойчивых формул общения. Этикетные формулы играют немаловажную роль в построении ОВ, являясь его зачином, позволяющим сформулировать отношение к объекту оценки, мнение о нем, или клише, помогающем автору ОВ сформулировать совет-рекомендацию.

В качестве таких этикетных формул, обогащающих речь детей и облегчающих им построение ОВ, мы выделили речевые стереотипы, выражающие согласие – несогласие, совет, предложение. Начинать работу с активизации в речи детей именно этих формул целесообразно потому, что они являются наиболее частотными, типизированными, доступными для детей формами выражения отношения субъекта оценки к ее объекту и являются средством установления контакта между адресатом и адресантом.

Как уже отмечалось, дети не умеют вербализовать логические связи между основными компонентами высказывания, соотносимыми с разными аспектами оценки, поэтому на следующем этапе следует обогащать речь детей вводными словами, являющимися средством оформления логических связей высказывания.

Одним из важнейших условий обучения созданию ОВ и средством мотивации оценочной деятельности старших дошкольников и первоклассников является обогащение представлений детей о природе в процессе непосредственного наблюдения за ней. Картины природы, воспринимаемые ребенком во время прогулок и экскурсий, вызывают полифонию чувств и потребность поделиться этими переживаниями со сверстниками и взрослыми, вербализовать их в оценочных суждениях и высказываниях. Следовательно, в качестве одной из форм организации процесса обучения созданию оценочного высказывания можно рекомендовать экскурсию.

Вышесказанное дает нам основание выделить в обучении созданию ОВ старших дошкольников и первоклассников следующие направления работы:

1) обучение созданию аргументативного текста,

2) ознакомление со спецификой оценки в учебной ситуации,

3) обучение созданию собственных ОВ в учебной ситуации.

Работа организуется по трем линиям:

  • ознакомление с произведениями художественной литературы,
  • словарная работа,
  • обучение созданию ОВ.

В качестве принципов обучения оценке и ОВ выделяем следующие: направленность обучения

  • от эмоциональной оценки к рациональной;
  • от общей оценки к частной;
  • от субъективной оценки к объективной.

Процесс обучения детей шести-семи лет оценке и созданию оценочного высказывания строится по следующему алгоритму: побуждение к оценочной и речевой деятельности, знакомство с содержанием и структурой оценки и оценочного высказывания, обогащение языковой базы для вербализации оценки, создание детьми оценочных высказываний.

Такая последовательность определена педагогическими условиями, обеспечивающими успешное формирование умения создавать оценочное высказывание: реализацией деятельностного подхода в обучении, комплексным формированием всех составляющих оценочного высказывания в разных видах взросло-детской деятельности.

Автор: В. А.Шуритенкова,
кандидат педагогических наук, доцент

2.5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 5)
  • 22 сентября 2009
  • 5285
  • 2

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена 22.09.2009 в 22:08

Не хватает конкретных примеров!

Вера Алексеевна 24.09.2009 в 11:08

Конкретные примеры приведу в следующей статье. Читайте!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!