Регистрация

Пути обучения оценочному высказыванию

  • 22 сентября 2009

Значимость обучения детей шести-семи лет оценке и созданию оценочного высказывания обусловлена тем, что оценки необходимы человеку для организации почти любого акта взаимодействия с предметным миром, с другими людьми, с обществом.

В учебно-речевой ситуации оценка особенно важна: она побуждает того, кому адресована, к совершенствованию своих знаний и умений, к развитию самостоятельности и критичности, к самооценке своего труда, т.е. является средством стимуляции и ориентации обучаемого. Значимость оценки в жизни ребенка и обусловливает необходимость овладения им умением создавать оценочные высказывания.

Между тем, пути и средства обучения дошкольников созданию оценочного высказывания в методике в целом не определены (исключение составляет курс «К тайнам нашего языка», разработанный М. С. Соловейчик и Н. С. Кузьменко).  

Обучение созданию оценочного высказывания (ОВ) происходит поэтапно:

  • создание мотивации для порождения ОВ;
  • обогащение речи детей языковыми средствами выражения оценки и формирование представления о структуре оценки и ОВ;   
  • формирование и совершенствование умений, необходимых для создания ОВ в процессе оценивания чего-, кого-либо. 

У старших дошкольников и младших школьников есть языковая база для овладения умением создавать оценочное высказывание: в словаре ребенка этого возраста (6-7 лет) в небольшом количестве присутствует лексика с оценочным значением, дети употребляют сложноподчиненные предложения с причинно-следственными отношениями, имеют элементарное представление о тексте. Вместе с тем педагогу, организуя работу по обучению данному виду текста, необходимо особое внимание обратить на формальные средства связи смысловых частей оценочного высказывания: составные союзы, вводные слова.

При этом основные задачи педагога заключаются в следующем:

  1. Демонстрировать образцы оценочных высказываний в учебных ситуациях, в общении на прогулках и в совместных играх, на экскурсиях
    и т.п.
  2. Создавать такие ситуации, которые побуждают ребенка  кого-либо, что-либо оценить.

В обучении детей шести-семи лет созданию оценочного высказывания определяются два направления:

  • обогащение речи детей средствами языка, используемыми для выражения оценки;
  • обучение построению ОВ.

Определим содержание работы по обучению старших дошкольников и первоклассников созданию  оценочного высказывания.

В процессе этой работы дети получают представления:

  • о невербальных и вербальных (лексических) средствах выражения оценки;
  • о способах выражения главной мысли ОВ с помощью слова;
  • о рассуждении как особом типе речи и его разновидности – ОВ (его функции в речи, структуре, языковых особенностях);
  • о средствах связи структурных частей ОВ;
  • о видах ОВ (замечание, порицание, одобрение);
  • об этикетных формулах, употребительных в разных видах ОВ;
  • о стилистической дифференциации ОВ в зависимости от ситуации общения (в разговорной и деловой речи).

Эти представления начинают формироваться в практической деятельности.

Приемы обучения созданию оценочного высказывания определяются методами развития речи детей: имитативным, коммуникативным, конструктивным, это:

  1. Создание учебно-речевых ситуаций на занятиях по развитию речи (ДОУ) и на уроках обучения грамоте, требующих оценивания кого-либо (чего-либо).
  2. Специально организованные наблюдения во время экскурсий, прогулок, побуждающие к созданию ОВ.
  3. Толкование значений слов, их эмоционально-экспрессивных окрасок в процессе анализа художественного текста и выборе слова для ОВ.
  4. Составление синонимических рядов и антонимических пар из слов с оценочным значением, включение их в собственные ОВ.
  5. Составление предложений, структурных частей текста, высказываний по типу данного.
  6. Составление словосочетаний и предложений с оценочным значением на заданную тему или заданного типа, включение их в ОВ.
  7. Составление рассказов по картинам, иллюстрациям к художественным произведениям, включающих оценочные суждения или элементы оценки.
  8. Моделирование образцов текстов-рассуждений и ОВ, составление собственных текстов в соответствии с полученной моделью.
  9. Составление собственных текстов-рассуждений на заданную тему и ОВ, соответствующих задачам общения.
  10. Редактирование: исправление ошибок в словоупотреблении, в построении словосочетаний, предложений, текстов.

Данные упражнения  носят учебный, тренировочный характер и применяются при обучении созданию оценочного высказывания и старших дошкольников, и первоклассников.

Обучение созданию ОВ считаем необходимым начать с обогащения речи детей этикетными выражениями, поскольку любая типизированная ситуация, в том числе и ситуация оценивания, предполагает употребление устойчивых формул общения. Этикетные формулы играют немаловажную роль в построении ОВ, являясь его зачином, позволяющим сформулировать отношение к объекту оценки, мнение о нем, или клише, помогающем автору ОВ сформулировать совет-рекомендацию.

В качестве таких этикетных формул, обогащающих речь детей и облегчающих им построение ОВ, мы выделили речевые стереотипы, выражающие согласие – несогласие, совет, предложение. Начинать работу с активизации в речи детей именно этих формул целесообразно потому, что они являются наиболее частотными, типизированными, доступными для детей формами выражения отношения субъекта оценки к ее объекту и являются средством установления контакта между адресатом и адресантом.

Как уже отмечалось, дети не умеют вербализовать логические связи между основными компонентами высказывания, соотносимыми с разными аспектами оценки, поэтому на следующем этапе следует обогащать речь детей вводными словами, являющимися средством оформления логических связей высказывания.

Одним из важнейших условий обучения созданию ОВ и средством мотивации оценочной деятельности старших дошкольников и первоклассников является обогащение представлений детей о природе в процессе непосредственного наблюдения за ней. Картины природы, воспринимаемые ребенком во время прогулок и экскурсий, вызывают полифонию чувств и потребность поделиться этими переживаниями со сверстниками и взрослыми, вербализовать их в оценочных суждениях и высказываниях. Следовательно, в качестве одной из форм организации процесса обучения созданию оценочного высказывания можно рекомендовать экскурсию.

Вышесказанное дает нам основание выделить в обучении созданию ОВ старших дошкольников и первоклассников следующие направления работы:

1) обучение созданию аргументативного текста,

2) ознакомление со спецификой оценки в учебной ситуации,

3) обучение созданию собственных ОВ в учебной ситуации.

Работа организуется по трем линиям:

  • ознакомление с произведениями художественной литературы,
  • словарная работа,
  • обучение созданию ОВ.

В качестве принципов обучения оценке и ОВ выделяем следующие: направленность обучения

  • от эмоциональной оценки к рациональной;
  • от общей оценки к частной;
  • от субъективной оценки к объективной.

Процесс обучения детей шести-семи лет оценке и созданию оценочного высказывания строится по следующему алгоритму: побуждение к оценочной и речевой деятельности, знакомство с содержанием и структурой оценки и оценочного высказывания, обогащение языковой базы для вербализации оценки, создание детьми оценочных высказываний.

Такая последовательность определена педагогическими условиями, обеспечивающими успешное формирование умения создавать оценочное высказывание: реализацией деятельностного подхода в обучении, комплексным формированием всех составляющих оценочного высказывания в разных видах взросло-детской деятельности.

Автор: В. А.Шуритенкова,
кандидат педагогических наук, доцент

2.5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 5)
  • 22 сентября 2009
  • 5472
  • 2

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


 Елена

Елена 22.09.2009 в 22:08

Не хватает конкретных примеров!

Вера Алексеевна

Вера Алексеевна 24.09.2009 в 11:08

Конкретные примеры приведу в следующей статье. Читайте!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!