Значимость обучения детей шести-семи лет оценке и созданию оценочного высказывания обусловлена тем, что оценки необходимы человеку для организации почти любого акта взаимодействия с предметным миром, с другими людьми, с обществом.
В учебно-речевой ситуации оценка особенно важна: она побуждает того, кому адресована, к совершенствованию своих знаний и умений, к развитию самостоятельности и критичности, к самооценке своего труда, т.е. является средством стимуляции и ориентации обучаемого. Значимость оценки в жизни ребенка и обусловливает необходимость овладения им умением создавать оценочные высказывания.
Между тем, пути и средства обучения дошкольников созданию оценочного высказывания в методике в целом не определены (исключение составляет курс «К тайнам нашего языка», разработанный М. С. Соловейчик и Н. С. Кузьменко).
Обучение созданию оценочного высказывания (ОВ) происходит поэтапно:
У старших дошкольников и младших школьников есть языковая база для овладения умением создавать оценочное высказывание: в словаре ребенка этого возраста (6-7 лет) в небольшом количестве присутствует лексика с оценочным значением, дети употребляют сложноподчиненные предложения с причинно-следственными отношениями, имеют элементарное представление о тексте. Вместе с тем педагогу, организуя работу по обучению данному виду текста, необходимо особое внимание обратить на формальные средства связи смысловых частей оценочного высказывания: составные союзы, вводные слова.
При этом основные задачи педагога заключаются в следующем:
В обучении детей шести-семи лет созданию оценочного высказывания определяются два направления:
Определим содержание работы по обучению старших дошкольников и первоклассников созданию оценочного высказывания.
В процессе этой работы дети получают представления:
Эти представления начинают формироваться в практической деятельности.
Приемы обучения созданию оценочного высказывания определяются методами развития речи детей: имитативным, коммуникативным, конструктивным, это:
Данные упражнения носят учебный, тренировочный характер и применяются при обучении созданию оценочного высказывания и старших дошкольников, и первоклассников.
Обучение созданию ОВ считаем необходимым начать с обогащения речи детей этикетными выражениями, поскольку любая типизированная ситуация, в том числе и ситуация оценивания, предполагает употребление устойчивых формул общения. Этикетные формулы играют немаловажную роль в построении ОВ, являясь его зачином, позволяющим сформулировать отношение к объекту оценки, мнение о нем, или клише, помогающем автору ОВ сформулировать совет-рекомендацию.
В качестве таких этикетных формул, обогащающих речь детей и облегчающих им построение ОВ, мы выделили речевые стереотипы, выражающие согласие – несогласие, совет, предложение. Начинать работу с активизации в речи детей именно этих формул целесообразно потому, что они являются наиболее частотными, типизированными, доступными для детей формами выражения отношения субъекта оценки к ее объекту и являются средством установления контакта между адресатом и адресантом.
Как уже отмечалось, дети не умеют вербализовать логические связи между основными компонентами высказывания, соотносимыми с разными аспектами оценки, поэтому на следующем этапе следует обогащать речь детей вводными словами, являющимися средством оформления логических связей высказывания.
Одним из важнейших условий обучения созданию ОВ и средством мотивации оценочной деятельности старших дошкольников и первоклассников является обогащение представлений детей о природе в процессе непосредственного наблюдения за ней. Картины природы, воспринимаемые ребенком во время прогулок и экскурсий, вызывают полифонию чувств и потребность поделиться этими переживаниями со сверстниками и взрослыми, вербализовать их в оценочных суждениях и высказываниях. Следовательно, в качестве одной из форм организации процесса обучения созданию оценочного высказывания можно рекомендовать экскурсию.
Вышесказанное дает нам основание выделить в обучении созданию ОВ старших дошкольников и первоклассников следующие направления работы:
1) обучение созданию аргументативного текста,
2) ознакомление со спецификой оценки в учебной ситуации,
3) обучение созданию собственных ОВ в учебной ситуации.
Работа организуется по трем линиям:
В качестве принципов обучения оценке и ОВ выделяем следующие: направленность обучения
Процесс обучения детей шести-семи лет оценке и созданию оценочного высказывания строится по следующему алгоритму: побуждение к оценочной и речевой деятельности, знакомство с содержанием и структурой оценки и оценочного высказывания, обогащение языковой базы для вербализации оценки, создание детьми оценочных высказываний.
Такая последовательность определена педагогическими условиями, обеспечивающими успешное формирование умения создавать оценочное высказывание: реализацией деятельностного подхода в обучении, комплексным формированием всех составляющих оценочного высказывания в разных видах взросло-детской деятельности.
Автор: В. А.Шуритенкова,
кандидат педагогических наук, доцент
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.