Всем известно, что до момента обучения в школе ребенок овладевает языком, речью имитативным методом (подражая речи взрослых). Уже в дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность в оценивании различных объектов, событий, способов и результатов какой-либо деятельности, в том числе и учебной.
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать, владеют ли педагоги умением создавать оценочное высказывание.
Поскольку оценочное высказывание создается в определенной речевой ситуации, рассмотрим, что понимается под речевой ситуацией. Основными компонентами речевой ситуации являются адресат, адресант, коммуникативная целеустановка, предмет коммуникации, которые могут быть представлены в виде модели:
Ситуации оценивания, безусловно, относится к разряду типичных, т.к. характеризуется рядом определенных признаков, названных выше, и обучающийся оказывается в ней неоднократно то в роли субъекта оценки, то в роли ее объекта. И владение умением создавать оценочное высказывание становится для него необходимым.
Одним из условий успешного построения детьми оценочного высказывания является наличие оценочного фона обучения, т.е. речевого окружения, благоприятного с точки зрения насыщенности эталонами оценки, структурными моделями оценочных высказываний, языковыми средствами выражения оценки. Насыщенный оценочный фон способствует формированию у детей умения создавать оценочное высказывание без специального обучения, побуждая их к воспроизведению слышимого.
Если же оценочный фон отсутствует или выражен слабо, то ребенок лишается возможности прибегать к имитации сказанного, в результате умение создавать оценочное высказывание достигается только специальными усилиями, то есть путем обучения.
В учебной ситуации оценочным фоном является образцовое оценочное высказывание учителя. Оно имеет ряд специфических функций, свойственных любому оценочному высказыванию:
В роли субъекта данного вида оценки выступает педагог. Объект оценки – способы действия с учебным материалом или результат деятельности ребенка на уроке или на занятии в ДОУ. Оценочное высказывание в учебной ситуации предполагает соответствие заданному эталону. В качестве такого эталона мы предлагаем:
Чтобы проверить, существует ли оценочный фон обучения, позволяющий ребенку без специального обучения овладеть умением создавать оценочное высказывание, мы проанализировали 282 оценочных высказываний 32 педагогов (17 из них – воспитатели ДОУ, 15 – учителя начальных классов).
Из 282 оценочных высказываний выделено 216 положительных оценок, 54 – отрицательных, 12 оценок, на наш взгляд, являются неопределенными (Так; Подумай; Ладно, садись; и т.п.). Преобладают абсолютные оценки:
Сравнительные оценки встречаются довольно редко – 9 из 282:
Примерно в равном соотношении в речи педагогов встречаются эмоциональные оценки:
и рациональные оценки:
Большинство оценок по характеру являются общими (правильно / неправильно, хорошо / плохо, красиво / некрасиво).
Анализ оценочных высказываний педагогов с точки зрения структуры показал, что ни одно высказывание из 282 не соответствует общепринятой структуре оценочного высказывания.
1. В оценочных высказываниях педагогов всегда присутствует собственно оценка (очень слабенько, верно объяснил, выполнили задание на 5, ответила верно, интересный рассказ получился), нет ее аргументации, каких-либо замечаний о сильных или слабых сторонах ответа, о результатах и способе действия, или же аргументация неразвернутая.
2. В структуре высказываний нет советов, пожеланий, поэтому оценка не выполняет в этом случае стимулирующей и руководящей функций.
3. Отсутствие в речи педагогов развернутых оценочных высказываний, на наш взгляд, может быть объяснено тем, что воспитатель (учитель) не знает законов, по которым строится оценочное высказывание, или тем, что он экономит учебное время.
Подавляющее большинство оценок педагогов вербализировано, нами выявлены единичные невербальные оценки (например, на поставленный вопрос дети начали отвечать хором, учитель ничего не говорит, на лице выражение удивления).
Следует отметить, что для выражения оценки педагоги используют средства разных языковых уровней:
а) фонетического (интонация) – 5,3%:
б) лексического:
в) морфологического:
г) синтаксического:
Языковой и структурный анализ оценочных высказываний учителей начальной школы и воспитателей ДОУ позволяет говорить о том, что они дают детям представление о критериях оценки, о языковых способах ее выражения, но не являются образцом развернутого оценочного высказывания, а значит, не могут выполнять обучающую функцию. Следовательно, необходимо специальное обучение данному виду монологического высказывания.
Автор:
В. А. Шуритенкова,
кандидат педагогических наук, доцент
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Полезная информация. Хорошо структурирована)) Тоже хочу всопользоваться, если автор согласен))
С уважением, L.
Материал, конечно, интересный, но хотелось бы узнать рекомендации: как правильно оценивать ответы детей?
С моей точки зрения, всё понятно! См раздел "Как строят свои речевые оценки педагоги?" и делать все наоборот! :)
Очень полезная информация. Постораюсь взять на вооружение. Спасибо ихороших вам учеников и удачи в работе. Вам 5.