Регистрация

Умеют ли педагоги создавать оценочные высказывания?

  • 21 сентября 2009

Всем известно, что до момента обучения в школе ребенок овладевает языком, речью имитативным  методом (подражая речи взрослых). Уже в дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность в оценивании различных объектов, событий, способов и результатов какой-либо деятельности, в том числе и учебной.

Являются ли оценочные высказывания педагогов образцом для детей?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать, владеют ли педагоги умением создавать оценочное высказывание.

Поскольку оценочное высказывание создается в определенной речевой ситуации, рассмотрим, что понимается под речевой ситуацией. Основными компонентами речевой ситуации являются адресат, адресант, коммуникативная целеустановка, предмет коммуникации, которые могут быть представлены в виде модели:

Ситуации оценивания, безусловно, относится к разряду типичных, т.к. характеризуется рядом определенных признаков, названных выше, и обучающийся оказывается в ней неоднократно то в роли субъекта оценки, то в роли ее объекта. И владение умением создавать оценочное высказывание становится для него необходимым.

Одним из условий успешного построения детьми оценочного высказывания является наличие оценочного фона обучения, т.е. речевого окружения, благоприятного с точки зрения насыщенности эталонами оценки, структурными моделями оценочных высказываний, языковыми средствами выражения оценки. Насыщенный оценочный фон способствует формированию у детей умения создавать оценочное высказывание без специального обучения, побуждая их к воспроизведению слышимого.

Если же оценочный фон отсутствует или выражен слабо, то ребенок лишается возможности прибегать к имитации сказанного, в результате умение создавать оценочное высказывание достигается только специальными усилиями, то есть путем обучения.

В учебной ситуации оценочным фоном является образцовое оценочное высказывание учителя. Оно имеет ряд специфических функций, свойственных любому оценочному высказыванию:

  • функция выражения (обозначение своего отношения к объекту оценки);
  • функция замещения (указание на соответствие или несоответствие эталону оценки);
  • стимулирующая функция (формирование положительного отношения к учебному труду, мотивов учения);
  • руководящая функция (влияние на темп умственной работы, изменение приемов работы, изменение в структуре апперцепции, преобразование интеллектуальных механизмов).

В роли субъекта данного вида оценки выступает педагог. Объект оценки – способы действия с учебным материалом или результат деятельности ребенка на уроке или на занятии в ДОУ. Оценочное высказывание в учебной ситуации предполагает соответствие заданному эталону.  В качестве такого эталона мы предлагаем:

  • правильность выполнения задания ребенком по содержанию (способам действия);
  • полнота и последовательность выполнения задания;
  • точность формулировок, данных детьми (или исполнения действий);
  • сознательность усвоения знаний обучающимися (приведение своих примеров, перенос знаний на решение частных задач в новых условиях).

Чтобы проверить, существует ли оценочный фон обучения, позволяющий ребенку без специального обучения овладеть умением создавать оценочное высказывание, мы проанализировали 282 оценочных высказываний 32 педагогов (17 из них – воспитатели ДОУ, 15 – учителя начальных классов).

Каковы оценочные высказывания педагогов?

Из 282 оценочных высказываний выделено 216 положительных оценок, 54 – отрицательных, 12 оценок, на наш взгляд, являются неопределенными (Так; Подумай; Ладно, садись; и т.п.). Преобладают абсолютные оценки:

  • Очень слабенько;
  • Работала весь урок и сейчас ответила верно;
  • Были ошибки при чтении;
  • Красиво, симметрично расположила элементы орнамента; и т.п.

Сравнительные оценки встречаются довольно редко – 9 из 282:

  • Стала по математике заниматься лучше;
  • Молодец, Лена! Она у нас сегодня на уроке лучший счетчик; и т.п.

Примерно в равном соотношении в речи педагогов встречаются эмоциональные оценки:

  • Молодцы!;
  • Умница, Жанна!;
  • Вадим, я очень недовольна; и т.п.

и рациональные оценки:

  • Андрей верно объяснил, как проверять парные согласные на конце и в середине слова;
  • Юля сегодня работает аккуратно, пишет красиво, правильно;
  • Деловито работает первый ряд: им помогают закладки и т.п.

Большинство оценок по характеру являются общими (правильно / неправильно, хорошо / плохо, красиво / некрасиво).

Как строят свои речевые оценки педагоги?

Анализ оценочных высказываний педагогов с точки зрения структуры показал, что ни одно высказывание из 282 не соответствует общепринятой структуре оценочного высказывания.

1. В оценочных высказываниях педагогов всегда присутствует собственно оценка (очень слабенько, верно объяснил, выполнили задание на 5, ответила верно, интересный рассказ получился), нет ее аргументации, каких-либо замечаний о сильных или слабых сторонах ответа, о результатах и способе действия, или же аргументация неразвернутая.

2. В структуре высказываний нет советов, пожеланий, поэтому оценка не выполняет в этом случае стимулирующей и руководящей функций.

3. Отсутствие в речи педагогов развернутых оценочных высказываний, на наш взгляд, может быть объяснено тем, что воспитатель (учитель) не знает законов, по которым строится оценочное высказывание, или тем, что он экономит учебное время.

Подавляющее большинство оценок педагогов вербализировано, нами выявлены единичные невербальные оценки (например, на поставленный вопрос дети начали отвечать хором, учитель ничего не говорит, на лице выражение удивления).

Следует отметить, что для выражения оценки педагоги используют средства разных языковых уровней:

а) фонетического (интонация) – 5,3%:

  • Молодцы, спасибо – с иронией;
  • Что ты сочиняешь?! – возмущенно-раздраженным тоном; 
  • Да что ты? – с недоумением (во всех случаях оценка отрицательная)

б) лексического:

  • переносное значение слова – 3,2% ( Ты девочка несильная; С русским бы подтянуться; светлая голова);
  • существительные с оценочным значением – 33% (были недочеты; допустил ошибки; Что за ерунда!; умница);
  • прилагательные с оценочным значением – 3,2% (правильный ответ; выразительное чтение; убогий ответ);
  • наречия с оценочным значением – 43,6% (верно, правильно, неверно, слабенько, аккуратно, красиво, выразительно);
  • глаголы с оценочным значением – 19,1% (ошиблась, не справляются, не стараешься, все понял, знает, постаралась),

в) морфологического:

  • степени сравнения прилагательных и наречий – 7,4% (первый ряд работает качественнее, быстрее; стала заниматься лучше; лучший рассказчик);
  • местоименные слова в сочетании с интонацией – 1,1% (Да что ты?);
  • междометия – 1,1% (Ну, читай, что написано! – интонация угрожающего нетерпения),

г) синтаксического:

  • вводные слова – 1,1% (спасибо – употребляется в речи педагогов с разной интонацией для выражения как положительной, так и отрицательной оценки);
  • конструкции с оценочным значением – 3,2% (И когда в тебе совесть проснется?; Морозов очень воспитанный, громче кричи);
  • конструкции, в которых нет оценочных слов, но описывается ситуация, имеющая смысл «хорошо/плохо» в картине мира - 21,3% (Работала на уроке; Рома, Таня и Света получили звездочки; Покажу вам работу Юли; Учись говорить).

Выводы

Языковой и структурный анализ оценочных высказываний учителей начальной школы и воспитателей ДОУ позволяет говорить о том, что они дают детям представление о критериях оценки, о языковых способах ее выражения, но не являются образцом развернутого оценочного высказывания, а значит, не могут выполнять обучающую функцию. Следовательно, необходимо специальное обучение данному виду монологического высказывания.

 Автор: В. А. Шуритенкова,
кандидат педагогических наук, доцент

4.8 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 19)
  • 21 сентября 2009
  • 10015
  • 5

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (5)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Светлана 22.09.2009 в 08:57

Очень интересная статья. Пригодится в работе с малышней.

Lepta 22.09.2009 в 18:19

Полезная информация. Хорошо структурирована)) Тоже хочу всопользоваться, если автор согласен))
С уважением, L.

Алена 22.09.2009 в 20:25

Материал, конечно, интересный, но хотелось бы узнать рекомендации: как правильно оценивать ответы детей?

Надежда 04.10.2009 в 22:04

С моей точки зрения, всё понятно! См раздел "Как строят свои речевые оценки педагоги?" и делать все наоборот! :)

Ирина Почекаева 01.02.2015 в 17:33

Очень полезная информация. Постораюсь взять на вооружение. Спасибо ихороших вам учеников и удачи в работе. Вам 5.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!