Регистрация

Умеют ли дети употреблять оценочную лексику?

  • 20 сентября 2009

Каждый человек, в том числе и ребенок, постоянно формирует оценки внешнего мира, самооценки и на себе постоянно испытывает влияние оценок других людей. Оценки необходимы человеку для организации взаимодействия с миром, с другими людьми, с обществом. В процессе оценивания формируются такие логические операции как анализ, сравнение, обобщение; дети овладевают умениями связной речи. Этим определяется значимость умения создавать оценочное высказывание.

Умеют ли дети 6-7 лет строить высказывания-оценки?

Нами были обследованы 160 детей. При проведении диагностики фиксировались оценочные высказывания, созданные детьми в непринужденной обстановке (в общении между сверстниками - на прогулке, в совместной игровой деятельности). Также было организовано наблюдение за речью детей в учебной ситуации (на занятиях по развитию речи, на занятиях по обучению грамоте, на занятиях по изодеятельности, на уроках обучения грамоте).

Были использованы такие методы исследования, как наблюдение,  индивидуальная беседа, мотивирующая создание оценочного высказывания и индивидуальная беседа, не мотивирующая создание произвольного оценочного высказывания.

В качестве темы, не мотивирующей оценочного высказывания, была предложена тема «С кем я дружу»; мотивирующей оценочное высказывание  –  «Почему я дружу с...».

Каковы результаты наших наблюдений?

Анализ оценочных высказываний старших дошкольников и младших школьников показал:

  • в свободном, непринужденном общении оценочные высказывания детей более эмоциональны и богаты с точки зрения используемых интонационных, лексических и синтаксических средств, нежели в учебной ситуации (произвольные);
  • структурно все высказывания мало развернуты, в них наличествует собственно оценка и отсутствует ее аргументация и рекомендации;
  • некоторые дети вообще не смогли создать произвольного оценочного высказывания. 

В непринужденной обстановке многие дети используют для выражения оценки:

  • невербальные средства (83,6%);
  • богаче, чем в произвольных оценочных высказываниях словарь детей;
  • к сожалению, в него входит бранная лексика (дурак, идиот, тупица – 61,3%), и жаргонизмы (потрясно, классно, крутой, клево – 78,4%);
  • не так часто, как мы ожидали, дети используют лексику с суффиксами оценки (хвастуша, бедненький, солнышко – 39%).

Средства выражения оценки в детских оценочных высказываниях включают:

  • глаголы (люблю, нравится, не нравится, понравилась);
  • наречия и прилагательные (хорошо / плохо, хороший / плохой, красиво /  некрасиво, правильно, правильный, верно, нормально – 86% высказываний);
  •  оценочную лексику (грязь, добрая, аккуратно, спокойный  – 28%).

В целом, следует отметить однообразие оценочных средств языка, используемых разными детьми.

При соотнесении слова с его толкованием в некоторых случаях дети допускали ошибки. Так, человека, на котором всегда чистая, поглаженная одежда, у которого обувь почищена, книги в обложке, непотрепанные: 1,9% испытуемых назвали культурным. А человека в мятой одежде, нечищеной обуви,  у которого книги потрепаны, разрисованы, игрушки разбросаны, 1,25% детей назвали  небрежным. 58% детей  толкование значения слова беззащитный соотнесли со словами слабый, не уверенный в себе, ничего не может. 63% детей соотнесли значение слова отзывчивый с лексемой хороший; 12% соотнесли его с лексемой добрый, а 9% – с лексемой участливый, хотя в речи, по данным частотного словаря, слово участливый употребляется не так часто, как отзывчивый

Как дети понимают переносное значение зооморфизмов?

Надо отметить, что переносное значение зооморфизмов при именовании лица актуализируется всеми детьми. На вопрос: «О ком говорят лиса?» – все испытуемые ответили: «О хитром человеке», 1,25% детей добавили: кто обманывает, делает пакости. Переносное значение зооморфизма  медведь 5,6% детей понимают неверно, как  медлительный, тихоня. Зооморфизм заяц имеет ряд переносных значений; у 98,1% детей актуализируется значение трусливый (трус), у 1,9% – значение безбилетный пассажир.

Как дети понимают значение слова с оценочной семантикой?

Наше исследование также показало, что не все дети понимают значение слова с оценочной семантикой. После предъявления слов опрятный, превосходный, глупый, ликует на вопрос экспериментатора: «Что обозначает это слово? Как ты понимаешь его смысл?» – были получены такие ответы:

  • глупый дурак (1,9%); нет ума, неумный (94%); чего-то не знает (4,1%);
  • превосходныйочень хороший (94,4%); красивый, нравится людям (5,6%) – данный ответ свидетельствует о том, что ребенком не осознается превосходная степень проявления качества;
  • опрятныйаккуратный (98,15%); ухоженный (0,6%); приятный (1,25%) – дети актуализируют не ценностное значение, выраженное словом, а собственное отношение к опрятному человеку, в этом, по-видимому, проявляется эгоцентризм детского восприятия;
  • ликуетсильно радуется (46%); паникует (0,6%); 53,4% детей дали ответ: «Не знаю». Мы можем объяснить это тем, что слово «взрослое», высокого стиля, употребляется преимущественно в поэтической и публицистической речи, для детского словаря и речевой среды ребенка данного возраста не актуально. 

Как дети создают оценочные высказывания в свободной обстановке?

В качестве задания, не мотивирующего создание оценочного высказывания, детям было предложено составить устный рассказ «С кем я дружу». Большинство высказываний представляют собой суждение, выраженное повествовательным предложением, в котором лексика со значением оценки не употребляется:

  • Я дружу с Олей, с Ксюшей, с Машей, с папой, с мамой (Катя С.);
  • Мы с Ромой и Сашей ходим в одну группу и дружим (Вова Ш.);
  • Я дружу с Антоном, с Ильей, с Ваней (Миша Д.).

На вопрос экспериментатора: «Как вы дружите?» – дети ответили:

  • «Очень хорошо... Иногда ссоримся... Чаще с Машей» (Катя С.);
  • «Играем вместе, разговариваем. Ну... Не деремся» (Вова Ш.);
  • «Бегаем, в игры в разные играем. И... Еще в школу в подготовительную вместе ходим» (Миша Д.).

Некоторые дети строят высказывание из нескольких предложений, поясняют, как они дружат, без побуждения со стороны экспериментатора (5,6%), в некоторых из них встречается ассоциативно-оценочная лексика (0,47%):

  • Я дружу с девочками, которые живут со мной в одном дворе. Их зовут Лена, Валя, Аня и Настя. Мы вместе гуляем, ходим друг к другу в гости. Мы никогда не ссоримся (Маша Р.);
  • Я дружу с Андреем и Сережей. Мы в садик вместе ходим и живем близко. Мы рассказываем разные истории, страшилки, играем вместе...  Еще на день рождения друг к другу ходим... Гуляем (Антон Т.).
  • Только в одном высказывании (0,2%) употреблена лексика с оценочным значением, выражающая ценностные приоритеты говорящего: «Я дружу с подружками... С Катей, Алиной... Кто похож по характеру со мной... С кем мне весело, интересно.» (Настя И.).

Как дети создают оценочные высказывания при мотивации?

В качестве задания, мотивирующего употребление лексики с оценочным значением, детям был предложен вопрос: Почему ты дружишь с...? В ответах детей представлена лексика и с общей (100%), и с частной оценкой (62%).

  • Я дружу с Юлей, потому что она хорошая, культурная девочка. С ней приятно разговаривать. Она может выслушать, помочь, чем-то поделиться, что-то подсказать (Оля П.).
  • С Кристиной я дружу, потому что у нее хороший характер. Она спокойная, веселая, любит пошутить, как и я. Она отзывчивая и очень добрая. Вот поэтому я с ней дружу (Ирина З.).
  • Артем – мой лучший друг. Мы живем в одном подъезде, часто видимся и проводим много времени вместе... Ходим в гости, играем. Артем серьезный и вместе веселый... Он очень умный: много читает и меня научил в шахматы играть. Ну... Иногда мы и дурим тоже: боремся, гоняемся друг за дружкой, зимой в снегу валяемся. Еще он придумщик: разные игры придумывает. Он не вредный (Костя Е.).   

Как видно из представленных примеров, вопрос экспериментатора «Как вы дружите?» – попытка «подтолкнуть» ребенка к оценке своих отношений со сверстниками. Только 24% детей после него включили в ответ слово «хорошо» с общей оценкой, 12,3% детей употребили слова рассудочно- и ассоциативно-оценочные (ссоримся / не ссоримся, не деремся). Остальные дети обозначили только круг совместных занятий.

Как дети строят оценочные высказывания?

Анализ структуры ОВ детей показывает, что во всех произвольных высказываниях есть вступление (зачин), присутствуют аргументы, раскрывающие тезис. Если говорить о структуре оценки, то здесь выявляется следующая закономерность: в учебной ситуации, когда задан эталон оценки, оценочные высказывания детей более развернуты, помимо собственно оценки (чаще всего общей «понравилось / не понравилось, хорошо / плохо») представлена ее аргументация (86%).

Рекомендации же нами обнаружены лишь в 33 высказываниях из 480 (7,3%), хотя в произвольных оценочных высказываниях присутствуют невербализованные рекомендации («забыл закончить рассказ», «неровно детальки приклеила», «рассказывал невыразительно, тихо» и т.п.). Преобладают абсолютные общие оценки.

  • Нормальный рассказ. Говорил громко (Илья Н.).
  • Мне понравился рассказ, он хороший. Маша говорила красиво, интересными словами. Рассказала все по порядку (Света С.).
  • Мне рассказ не понравился. Вова рассказывал медленно, долго думал. У него получился маленький рассказ. Он не все рассказал. Говорил тихо  (Стас А.).
  • У Ани был хороший ответ. Она все говорила по порядку, но ей помогала Наталья Александровна. Аня правильно назвала все звуки в слове, только забыла поставить ударение (Олеся Ш.).
  • У Кати аккуратная аппликация. Мне нравится ее работа, красивая (Маша Е.).

Выводы

1. Анализ оценочных высказываний старших дошкольников и первоклассников выявил их структурное и языковое несовершенство.

2. Мы убедились в том, что для речи детей 6-7 лет в ситуациях непринужденного общения характерно употребление оценочных суждений.

3. Развернутые оценочные высказывания в речи детей появляются преимущественно в ситуациях, мотивирующих их создание.

4. Беден арсенал языковых средств, с помощью которых дети выражают свои оценки.

5. Выявленные закономерности позволяют сделать вывод о том, что необходимо обогащать речь детей 6-7 лет оценочными средствами языка и специально обучать построению оценочного высказывания.

 

Автор: В. А. Шуритенкова,
кандидат педагогических наук, доцент

4.5 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 18)
  • 20 сентября 2009
  • 5604
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!