Каждый человек, в том числе и ребенок, постоянно формирует оценки внешнего мира, самооценки и на себе постоянно испытывает влияние оценок других людей. Оценки необходимы человеку для организации взаимодействия с миром, с другими людьми, с обществом. В процессе оценивания формируются такие логические операции как анализ, сравнение, обобщение; дети овладевают умениями связной речи. Этим определяется значимость умения создавать оценочное высказывание.
Нами были обследованы 160 детей. При проведении диагностики фиксировались оценочные высказывания, созданные детьми в непринужденной обстановке (в общении между сверстниками - на прогулке, в совместной игровой деятельности). Также было организовано наблюдение за речью детей в учебной ситуации (на занятиях по развитию речи, на занятиях по обучению грамоте, на занятиях по изодеятельности, на уроках обучения грамоте).
Были использованы такие методы исследования, как наблюдение, индивидуальная беседа, мотивирующая создание оценочного высказывания и индивидуальная беседа, не мотивирующая создание произвольного оценочного высказывания.
В качестве темы, не мотивирующей оценочного высказывания, была предложена тема «С кем я дружу»; мотивирующей оценочное высказывание – «Почему я дружу с...».
Анализ оценочных высказываний старших дошкольников и младших школьников показал:
В непринужденной обстановке многие дети используют для выражения оценки:
Средства выражения оценки в детских оценочных высказываниях включают:
В целом, следует отметить однообразие оценочных средств языка, используемых разными детьми.
При соотнесении слова с его толкованием в некоторых случаях дети допускали ошибки. Так, человека, на котором всегда чистая, поглаженная одежда, у которого обувь почищена, книги в обложке, непотрепанные: 1,9% испытуемых назвали культурным. А человека в мятой одежде, нечищеной обуви, у которого книги потрепаны, разрисованы, игрушки разбросаны, 1,25% детей назвали небрежным. 58% детей толкование значения слова беззащитный соотнесли со словами слабый, не уверенный в себе, ничего не может. 63% детей соотнесли значение слова отзывчивый с лексемой хороший; 12% соотнесли его с лексемой добрый, а 9% – с лексемой участливый, хотя в речи, по данным частотного словаря, слово участливый употребляется не так часто, как отзывчивый.
Надо отметить, что переносное значение зооморфизмов при именовании лица актуализируется всеми детьми. На вопрос: «О ком говорят лиса?» – все испытуемые ответили: «О хитром человеке», 1,25% детей добавили: кто обманывает, делает пакости. Переносное значение зооморфизма медведь 5,6% детей понимают неверно, как медлительный, тихоня. Зооморфизм заяц имеет ряд переносных значений; у 98,1% детей актуализируется значение трусливый (трус), у 1,9% – значение безбилетный пассажир.
Наше исследование также показало, что не все дети понимают значение слова с оценочной семантикой. После предъявления слов опрятный, превосходный, глупый, ликует на вопрос экспериментатора: «Что обозначает это слово? Как ты понимаешь его смысл?» – были получены такие ответы:
В качестве задания, не мотивирующего создание оценочного высказывания, детям было предложено составить устный рассказ «С кем я дружу». Большинство высказываний представляют собой суждение, выраженное повествовательным предложением, в котором лексика со значением оценки не употребляется:
На вопрос экспериментатора: «Как вы дружите?» – дети ответили:
Некоторые дети строят высказывание из нескольких предложений, поясняют, как они дружат, без побуждения со стороны экспериментатора (5,6%), в некоторых из них встречается ассоциативно-оценочная лексика (0,47%):
В качестве задания, мотивирующего употребление лексики с оценочным значением, детям был предложен вопрос: Почему ты дружишь с...? В ответах детей представлена лексика и с общей (100%), и с частной оценкой (62%).
Как видно из представленных примеров, вопрос экспериментатора «Как вы дружите?» – попытка «подтолкнуть» ребенка к оценке своих отношений со сверстниками. Только 24% детей после него включили в ответ слово «хорошо» с общей оценкой, 12,3% детей употребили слова рассудочно- и ассоциативно-оценочные (ссоримся / не ссоримся, не деремся). Остальные дети обозначили только круг совместных занятий.
Анализ структуры ОВ детей показывает, что во всех произвольных высказываниях есть вступление (зачин), присутствуют аргументы, раскрывающие тезис. Если говорить о структуре оценки, то здесь выявляется следующая закономерность: в учебной ситуации, когда задан эталон оценки, оценочные высказывания детей более развернуты, помимо собственно оценки (чаще всего общей «понравилось / не понравилось, хорошо / плохо») представлена ее аргументация (86%).
Рекомендации же нами обнаружены лишь в 33 высказываниях из 480 (7,3%), хотя в произвольных оценочных высказываниях присутствуют невербализованные рекомендации («забыл закончить рассказ», «неровно детальки приклеила», «рассказывал невыразительно, тихо» и т.п.). Преобладают абсолютные общие оценки.
1. Анализ оценочных высказываний старших дошкольников и первоклассников выявил их структурное и языковое несовершенство.
2. Мы убедились в том, что для речи детей 6-7 лет в ситуациях непринужденного общения характерно употребление оценочных суждений.
3. Развернутые оценочные высказывания в речи детей появляются преимущественно в ситуациях, мотивирующих их создание.
4. Беден арсенал языковых средств, с помощью которых дети выражают свои оценки.
5. Выявленные закономерности позволяют сделать вывод о том, что необходимо обогащать речь детей 6-7 лет оценочными средствами языка и специально обучать построению оценочного высказывания.
Автор:
В. А. Шуритенкова,
кандидат педагогических наук, доцент
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.