Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап
МБОУ Прогимназия «Зимородок» работает в русле Школы Коммуникативной Дидактики (авторы концепции В.И. Тюпа, Ю.Л. Троицкий). Приоритетом в учебном процессе для нас являются понимание, предметная коммуникация и диалог согласия. Материал для урока подбирается таким образом, чтобы он провоцировал возникновение двух или более равномощных версий.
Также большое внимание уделяется метапредметным универсальным учебным действиям (УУД) – умению сформулировать и задать вопрос, аргументировать, оценить уровень своего знания (незнания) и др.
Все это можно увидеть в предложенном уроке русского языка (модифицированная программа Н.В. Максимовой, система РО Эльконина – Давыдова).
Урок во 2 или в 3 классе. Тема: Проблематизация определения склонения имен существительных
Цель урока: выделение слова с особым типом склонения.
Задачи урока:
Оборудование: пластиковые доски формата А4 и маркеры у каждого ученика.
Автор: Татьяна Владимировна Осинцева, учитель начальных классов 1 квалификационной категории МБОУ Прогимназия «Зимородок» города Новосибирска, стаж педагогической работы 5 лет.
Татьяна Владимировна пришла работать в школу, будучи еще студенткой 4 курса. И так все удачно сложилось, что осталась: работать в экспериментальной площадке было очень интересно. Она активно занимается подготовкой детей к олимпиадам и конкурсам различного уровня. Фото автора Танюшка Владимировна
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Вполне современный урок, реализующий идеи ФГОС. Мне кажется, объём работы невелик (хотя конечно же я не могу знать особенности данного класса).Настораживают всегда такие "интеллектуальные" физминутки, когда вместо полноценного отдыха и расслабления ребёнку приходится "быть начеку".Было бы интересно поприсутствовать на следующем уроке! Спасибо за инновационные подходы к организации деятельности на уроке!!!
Спасибо за комментарий, Любовь Владимировна)
1) про объем материала
Он определяется не особенностями детей класса, а особенностями технологии. В уроке понимания большое количество внимания уделяется говорению КАЖДОГО ребенка, его аргументации своей версии. Если версия продуктивна, наращивает предметный смысл, учитель спрашивает: "Кто услышал Васю? Кто понял его мысль?" Дети переоформляют высказывание своими словами. Учитель возврашается к первому ребенку: "Правильно ли мы тебя поняли?" Эти вещи "съедают" много времени в уроке, но благодаря им проблему решает каждый ребенок, класс слышит друг друга, осмысливает и оценивает каждую реплику и версию. Также большое внимание уделяется рефлексии, предметной и личностной, как следствие - время на этот этап.
2) про физминутку
Мне всегда казалось, что физминутки мы проводим потому, что дети устали сидеть, а не думать. Поэтому стараюсь "вплетать" их в материал. А если на уроке работа не за партой, физминутки на моих уроках может вообще не быть. Когда ребенок свободен в движениях, "быть на чеку" для него в радость.
3) про следующий урок
Сначала я спросила, с какой проблемой мы столкнулись на прошлом уроке. Шло длительное восстановление трех версий с аргументами, вспоминали, кто какую доказывал, кто пересматривал позиции и почему.
Потом подошли к идее нового склонения, но слов нашли мало. Записали эти слова в Дневник Речевого Наблюдения, у кого каких не было, словами "темя" и "стремя" поделилась я. Решили, что это особая группа слов, но не склонение, т.к. слов мало. Потом наблюдали за ними, суффикс -ен- в падежных формах обнаружили. И сочиняли стихотворение для запоминания. На д.з. учили эти слова.
И опять склоняюсь к мысли, что зачастую в разговоре можно понять больше, чем из прочитывания предложенного конспекта.Татьяна Владимировна,спасибо большое за ваш ответ-пояснение, за отличное владение и применение на практике продуктивных технологий обучения.Дальнейших Вам успехов!
Интересный творческий подход Мало написано, но урок поставленной цели достиг. Татьяна Владимировна вы действительно учите думать!
Успехов в конкурсе!
спасибо за теплые слова, Ольга Александровна!
При реальной подготовке к уроку написано еще меньше - три или четыре ключевых вопроса, которые необходимо удержать. Куда приведут урок дети предположить сложно)) Поэтому конспектов урока мы не пишем. Для нас ближе понятие "проект урока". Так что, пожалуй, это был мой первый опыт написания конспекта.
Очень интересная технология. Татьяна Владимировна, почему данная тема изучается во 2 классе?
наша школа работает по модифицированной программе Н.В.Максимовой, в которой основные темы начальной школы изучаются за 1-3 класс. 4 класс посвящен работе с текстом, применению полученных знаний на практике, в свободных текстах.
в связи с этим проверка падежных окончаний существительных и прилагательных, определение склонений - основные темы именно 2 класса
Очень цельный урок. Заставляющий думать. А если еще и учесть пояснения, касающиеся форм работы на уроке, то можно сказать, что это еще и развивающий урок. Развивающий в первую очередь способность детей слышать и слушать не только взрослого, но и сверстников/коллег по учебе. С удовольствием бы отдал своих внуков к Вам, Татьяна Владимировна, если бы жил в Вашем городе.
спасибо за Вашу оценку моей работы, Петр Абрамович, Вы очень точно описали главные черты нашей технологии.
Пусть Новый год вам принесет
Здоровье, радость и успех,
Не будет тягостных забот,
Звучит почаще звонкий смех.
Пусть что хочется — то и сбудется,
Что не ладится — позабудется,
Пусть хорошее преумножится
И удачно в дальнейшем сложится!