Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
2 урок по теме
Тип урока: Традиционно-развивающий.
Цели урока:
1. Содействовать развитию у детей умений общаться в коллективной игре и в работе в парах.
2. Закрепить умения проверять безударные гласные в корне.
Задачи урока:
– Повторить правило проверки безударной гласной в корне.
– Дать учащимся представление о том, что проверочным словом может быть однокоренное слово или форма слова.
– Воспитывать чувство коллективизма.
– Развивать фонематический слух и речь учащихся.
Оборудование: Учебник A.M. Зелениной для 2 класса; индивидуальные словарики у учащихся; рисунки зайца и лисы, футбольных ворот, острова и кораблика, картинка к словарному слову; карточки.
1. Организационный момент
Учитель:
Всем, всем – добрый день!
Прочь отбросим нашу лень.
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
2. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
Учитель: Кто испытал трудности при выполнении домашнего упражнения?
Один ученик на доске обозначает ударение в словах, ставит знаки препинания.
Подготовка к работе.
Учитель:
В морях Знаний есть много островов.
К острову Грамматика сейчас мы поплывём.
Рифы и препятствия все мы обойдём. (В словах неправильно произносится ударение)
Учитель: На каком корабле мы отправимся в путь?
Дети: Корабль «Безударные гласные».
Учитель: Что вы заметили?
Дети: Вы неправильно произнесли слова.
Учитель: В чём ошибка?
Дети: Неправильно поставили ударение.
Учитель: Это тема нашего урока: «Произношение ударных и безударных гласных». Какую задачу поставим перед собой?
Дети: Будем учиться правильно произносить слова, находить безударные гласные и обозначать их на письме.
Учитель: В каких словах допущена ошибка?
Дети: Морях, корабле.
Учитель: Произнесём правильно: м_рях, к_рабле. Какие буквы вставим в эти слова? Докажите.
Дети: В слове морях вставляем букву о, проверочное слово – море.
3. Словарная работа
Учитель: Есть слова, в которых можно проверить безударные гласные, а есть слова, в которых её нужно запомнить.
Дети: Корабль затрудняемся проверить.
Учитель: Я предлагаю вам запомнить это слово с помощью стихотворения.
Корова на корабль взошла –
Корабль перевернулся!
Но буква «о» им помогла
Живыми в порт вернуться.
Как круг спасательный,
Она спасла корабль с коровой,
Им помогла всем, чем могла,
И оба эти слова
Со дня несчастного того не расстаются с буквой «О»!
Учитель: Запишем в словарь: к_рабль. Подберите родственные слова.
Дети: Кораблик, корабельщики, корабельная, кораблестроители.
Учитель: Что надо запомнить в слове?
Дети: Безударную гласную.
4. Минутка чистописания
Учитель: Букву «О» приглашаем на минутку чистописания. Приём на внимание.
Записать эти слоги столько раз, сколько услышите хлопков. ОС СО (4 раза, чередуя открытые и закрытые слоги).
Учитель: Посмотрите в окно. Какое время года?
Дети: Осень.
Учитель: Запишем это слово: ос_нь. Какую букву вставим? Как проверить?
Дети: Осенний.
Запись с комментированием
Загл_нула ос_нь на л_сную п_ляну.
Учитель: Обозначим ударение в словах, подчеркнём безударную гласную. Найдите главные члены предложения.
5. Работа по учебнику
Физкультминутка
Учитель:
Встанем, надо отдохнуть, наши пальчики встряхнуть.
Вскинем наши пальчики, как ушками шевелят зайчики.
Крадёмся тихо на носочках, как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом, и мы головки повернём.
Учитель: Что ещё вы знаете о лисе и зайце?
Рассказы детей.
Дополнительно: Раненый заяц очень сильно кричит. Подражая этим звукам, охотники стараются приманить лисиц. Зайчата едят траву в возрасте двух недель. На лапах у лисы есть чувствительные волоски, которые помогают ей ориентироваться и находить нужное направление. Лиса не пережёвывает пищу, а только разрывает мясо на мелкие куски.
Учитель: Лиса, заяц – это слова, которые называют один предмет, значит, они используются в единственном числе. Слова, которые называют много одинаковых предметов - это слова во множественном числе. Произнесите слова «заяц» и «лиса» во множественном числе.
6. Дидактическая игра «Забей гол»
Учитель: Вы образовали команды «Зайчики» и «Лисы» (мальчики и девочки). На острове Грамматика очень любят футбол.
Р_чной, л_сной, и_ристый
М_рской, р_дной, л_систый,
Гр_да, ц_на, ск_ла, в_сна.
Проверить надо все слова!
Учитель: Запишите по два слова, вместе с проверочными словами.
7. Работа в парах на карточках
Для первой группы: поставить знак ударения, подчеркнуть безударные слоги в словах.
Дрозды, гаражи, шалаши, холодный, день, садовник, сорняк.
Для второй группы: проверьте обозначение гласного звука, подобрав проверочное слово.
Кр_ты – крот. С_сна – сосны.
М_чи – ... с_ва – ...
Сн_пы – ... г_ра – ...
Гр_бы – ... тр_ва – ...
Сл_ны –… спи_на – …
Для третьей группы: списать предложение, вставить нужные буквы. Подчеркнуть главные члены предложения.
Л_ства к_вром л_жит под н_гами.
Проверка самостоятельной работы (Контрольный лист).
8. Рефлексия
Учитель: Покажите ваше настроение в конце урока. Кому было трудно? Интересно?
9. Д/з по выбору
Автор: Татьяна Николаевна Клочева, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ СОШ поселка Илеза Устьянского района Архангельской области, стаж работы – 22 года.
О себе: Люблю в свободное время читать, увлекаюсь вязанием. Участвовала в районном конкурсе «Учитель года – 2007». Фото автора Татьяна К
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Урок насыщенный, использованы разнообразные формы урока, развивающий. Очень интересная задумка.
Татьяна Николаевна, не очень понятно, что проверять в слове и_ристый. Там же сильная позиция...
Почему не работали с проверяемой гласной в слове "корабле"? Это сознательно?